КОНСПЕКТ классного часа, посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации 2 класс



КОНСПЕКТ
открытого урока,
посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации
2 класс
(классный час, День знаний)

Цель Всероссийского классного часа:
формирование у школьников российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России.
Задачи Всероссийского классного часа:
формировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение к Основному Закону нашей жизни через понимание ими определяющей роли конституционно-правового строя в жизни личности, общества, власти, защиты прав и свобод граждан как важнейшей конституционной обязанности и гарантии государства;
развивать у школьников чувство гордости за Россию как многонациональную, поликультурную, страну, её многонациональный народ, являющийся единственным источником власти в стране, как уникальное пространство, на территории которого веками складывались отношения добрососедства, конструктивного взаимодействия, согласия и взаимопонимания представителей различных народов;
развивать навыки ведения диалога по вопросам важнейших прав, свобод и обязанностей гражданина, понимания механизмов их защиты и способов реализации;
способствовать формированию активной жизненной позиций школьников, их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации в России;формировать понимание сущности и воспитывать необходимость принятия обучающимися таких ценностей, как ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, здоровья, опыта гуманных отношений с окружающими, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности; мотивировать обучающихся к осознанному поведению на основе понимания и принятия ими морально-правовых регуляторов жизни общества и государства.
Вступительное поздравительное слово учителя
Каникулы закончились.
Дней отдыхали много…
Друзья опять встречаются
У школьного порога
Окрепшими, здоровыми!
Хвала лесным походам…
За знаниями новыми!
И – с Новым Школьным годом!
 Организационный момент
Вы готовы поработать? (Да!)
Вы готовы отвечать? (Да!)
Вы готовы, если надо,
Что-то вспомнить и узнать? (Да!)
Ну а главное – готовы Вы сегодня рассуждать? (Да!)
Формулировка цели
Ну, раз вы приготовились к работе, тогда мы поговорим на очень важную тему, которая касается всех нас вместе и каждого из вас в отдельности.
А о чём же пойдёт речь?
Расположите буквы так, чтобы получилось слово. Оно и станет ключиком к сегодняшнему первому уроку. (Россия)
Беседа о России:
Что для вас Россия?
Выступление учащихся со стихотворением «Моя Россия» Н.Соловьёвой.
У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.
Для меня Россия – белые берёзы,
Для меня Россия – утренние росы,
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа.Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь,
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша – это мы с друзьями.
Государственные символы России
Какие символы России, нашего государства вы знаете?
- герб, флаг и гимн.
Герб.
Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны.
Всадник, поражающий копьём дракона на груди у орла — это герб Москвы — Святой Георгий Победоносец. Это символ борьбы добра со злом.
На Российском гербе короны можно трактовать как символы трёх ветвей власти – исполнительной, законодательной короны и судебной. 
На герб посмотрим: здесь орёл,
Да непростой - двуглавый,
Символизирует страну—
Могучий, величавый.
В Европе с Азией страна
Раскинулась широко—
Меж океанов и морей, от запада к востоку.
Вот и взирает птица-царь
В две стороны внимательно:
В порядке ль всё, не шёл чтоб враг,
Следит он обязательно.
В руках держава, скипетр есть,
Над главами - короны.
И всадник на коне верхом,
И змей, копьём сражённый.
Флаг.
1 полоса – белого цвета – символизирует чистоту, мир, правду, благородство.
2 полоса – синего цвета – символизирует небо, верность, веру.
3 полоса – красного цвета – символизирует смелость, доброту, честность, огонь, кровь.
Флаг России – триколор,
Полотнище в три цвета.
В нем яркой красной полосой
Страна наша воспета.
В России так заведено
Что любят красный цвет давно.
Не зря ведь названы у нас
И площадь Красной, и изба,
А также девица красна,
Ведь красный – это красота.
И цвет крови, и цвет жизни,
И цвет верности Отчизне.
День рожденья есть у флага
В середине августа.
Символы страны родной
Помните, пожалуйста!
Гимн.
Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
« Россия-любимая наша страна».

Россией гордимся, России верны,
И нет на свете лучше страны.

Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!
Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в нее чувство гордости за свою Родину.
Имеет флаг, и гимн, и герб
Российская держава.
Как и все символы, они
Жизнь нашу отражают.
Да, Россия – это наша родина. Но слово Россия – это краткое имя её. А как же звучит полное имя?
- Российская Федерация.
А что значит слово «федерация»?
- Федерация – это договор, союз.
Хорошо, союз кого?
- многих народов, которых называют россияне.
Да, вместе с русским на землях Российской Федерации живут и другие народы: более 180 национальностей и народностей (татары, башкиры, удмурты, якуты, марийцы, ингуши, черкесы и многие другие).
Знакомство учащихся с Конституцией. Права и обязанности граждан.
Как же столько народов, людей может уживаться вместе? Дружно сосуществовать?
- договариваться, устанавливать правила поведения, законы.
Совершенно верно. Такие правила, законы существуют, и они записаны в особой книге, которая называется Конституция. 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция.
Что такое Конституция?
- Это основной закон нашего государства, который закрепляет права и свободы человека и гражданина, столицу государства и государственную символику.
Как вы думаете, что может свободно делать каждый человек, какие права он имеет, о чём говорит Конституция?
- право на жизнь, право на отдых, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на свободу слова и мысли и др.
Да, и чтобы любой из нас мог использовать свои права, каждый из нас должен соблюдать и выполнять свои обязанности.
- обязанность соблюдать законы, охранять природу и окружающую среду, платить налоги, и защищать Родину.
Игра «Кто нарушил право?»
А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам. Мы будем задавать вопросы, а вы должны продумать, какое право нарушено.
1.    Кто нарушил право на свободу и держал Иванушку в плену? (Гуси-лебеди)
2.    Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (дед из сказки «Репка»)
3. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)
4.   В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (ответ: нарушила Лиса в сказке «Лиса и Заяц»)
5. Кто пользуется правом свободного передвижения на нетрадиционном аппарате? (Емеля)
Рефлексия.
Кто считает, что он не зря провёл время на классном часе. Объясните, почему?
Вот и молодцы! На этом наша беседа заканчивается. Вы узнали сегодня о своих правах. Находясь в этих стенах, скажите, какое ваше главное право? (Бесплатно учиться.) А какая ваша главная обязанность? (Хорошо учиться.)