Программа профильной смены по Начальному техническому моделированию с элементами компьютерной графики


МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи им. И.Х.Садыкова»

Программа профильной смены
«Занимательный калейдоскоп»
рассчитана
на учащихся 7-10 летнего возраста
Педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории спортивно-технического отдела
Буздалова Ольга Вениаминовна
Нижнекамск
2015г.

2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Занимательный калейдоскоп» относится к научно-технической направленности. Она направлена на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области точных наук и технического творчества (сфера деятельности «человек-машина»). Ребенку дается возможность в игровой обстановке самостоятельно открыть для себя волшебный лист бумаги, превратить его в облака, снег, радугу, животных, транспорт и т.п.; постичь свойства бумаги, структуру, насладиться сочетанием комбинаций различных форм и величин. Дети упражняются в умении передавать характерный цвет предметов, использовать «холодные» цвета (синий, фиолетовый и их оттенки), «нейтральные» (белый, черный, серый), учатся правильно располагать композицию на листе в графическом редакторе Paint.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы по начальному техническому моделированию с элементами компьютерной графики в том, что она способствует развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста, когда кроме формирования социальных умений, накапливаются умения технического творчества. Учащиеся знакомятся с инструкцией и устройством данного объекта по рисунку, простейшему чертежу, описанию и технической характеристике, овладевают умением решать простейшие вопросы конструирования, проявлять самостоятельность и смекалку при разработке новой модели, получают навыки работы с элементами компьютерной графики.
Новизна программы заключается в личностно-ориентированном подходе, в применении интерактивных технологий в организации игр, соревнований.
Продолжительность профильной смены: 10 дней.
Возраст участников смены: 8-10 лет.
Формы организации детей: беседы, наглядные просмотры, выставки, практические работы, соревнования, мастер-классы.
Данная смена предполагает дневное пребывание детей и осуществление деятельности программы в рамках МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи им. И.Х. Садыкова»
3. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Цель программы: создание избыточного культурно-образовательного пространства профильной смены и навигация образовательной деятельности обучающихся на основе индивидуальных образовательных маршрутов с целью успешной социализации детей. Формирование основ информационно-коммуникационной компетентности (овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности).
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Формирование интереса к технике и техническим видам деятельности; обучение детей использованию в речи правильной терминологии, технических понятий и сведений; формирование навыков работы с инструментами и приспособлениями при работе с различными материалами; формирование умения самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления технических моделей; формирование навыков работы с инструментами графического редактора Paint; формирование умения самостоятельно создавать композиции по заданной теме в графическом редакторе Paint.
Развитие мотивации к творческому поиску; развитие творческого мышления; развитие умений умственного труда (запомнить, анализировать, оценивать и т.д.), развитие умений организации учебного труда.
Воспитание настойчивости в преодолении трудностей, достижении поставленных задач; воспитание аккуратности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело; приобщение к нормам социальной жизнедеятельности.
4. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа профильной смены основана на принципах:
1. Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.
2. Принцип преемственности как связь качественно различных стадий развития, субъективности личности, степеней ее самостоятельности и ответственности.
3. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности. Исходной формой освоения любой информации воспитательного характера является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет сделать ребенка добросовестным и заинтересованным соратником, единомышленником воспитателя в своем же развитии, равноправным
участником педагогического пространства.
4. Принцип гармонического развития педагогического пространства образовательного учреждения как условие высокого уровня ее целостности. Основа целостности педагогического процесса есть развивающаяся в многообразных формах жизнь детей.
5. Принцип средового подхода к воспитанию: педагогическая целесообразная организация среды профильного оздоровительного лагеря, а также использование воспитательных возможностей внешней (социальной, природной) среды.
6. Принцип дифференциации воспитания:
Дифференциация в рамках профильного оздоровительного лагеря
предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- свободный выбор деятельности и права на информацию;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены;
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
7. Принцип толерантности.
Задача педагогов Центра в том, чтобы изучить особенности поведения ребенка и оказать ему необходимую психолого-педагогическую поддержку.
5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Обучающие практические занятия, мастер-классы технической направленности:
ТЕМА 1. Вводное занятие. Теория: материалы и инструменты, используемые при работе с бумагой, техника безопасности при их эксплуатации.
Практика: экскурсия по ДТДиМ и инструктаж по ТБ.
ТЕМА 3. Работа с бумагой и картоном. Аппликация, бумагопластика.
Теория: Свойство бумаги, картона, способы обработки. Знакомство с видами аппликаций, шаблонами (способы и приемы разметки). Понятие об осевой симметрии и симметричных фигурах.
Практика: линия видимого контура, линия сгиба. Осевая линия, место склеивания.
ТЕМА 3. Изготовление макетов. Моделей и игрушек из бросового материала. Проведение игр и соревнований.
Теория: правила экономного расхода материала и хранения его в папке. Расширение и углубление понятий о геометрических фигурах: треугольниках, прямоугольниках, круге, половине круга. Сопоставление формы окружности, предметов с геометрическими фигурами. Соединение (сборка) плоских и объемных деталей между собой
Практика: разметка при помощи шаблона, изготовление плоских поделок (игрушки, животные, транспорт).
ТЕМА 4. Создание композиций на бумаге с учетом перспективы, цветовой гаммы.
Теория: линия горизонта, приближенные и отдаленные предметы, цветовая гамма.
Практика: создание простейших композиций.
ТЕМА 5. Знакомство с элементами компьютерной графики программы Paint.
Теория: правила безопасности при работе с компьютером. Графические возможности редактора Paint. Знакомство с прямой и кривой линиями, их возможностями.
Практика: рисование объектов при помощи геометрических фигур. Создание композиций по различным тематикам с использованием фигур, аналогичных инструментам графического редактора Paint.
ТЕМА 5. Итоговый конкурс по созданию графических рисунков на заданную тему.
6. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Методы:
образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания;
рассказ педагога, пояснение, разъяснение, беседа, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение;
просмотр компьютерных презентаций;
упражнения на основе образца педагога;
постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений;
эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях)
исследовательский метод - составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование).
Средства:
игра;
видеоматериалы;
карты, модели, образцы, шаблоны;
оборудование и материалы для аппликации, рисования и конструирования;
7. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кадровое обеспечение программы: педагоги дополнительного образования – руководители детских объединений научно-технического профиля.
Для организации работы профильной смены необходимо просторное и светлое помещение. Мебель (парты и стулья).
Набор принадлежностей для занятий (краски, кисти, карандаши, ножницы, клей, цветная бумага, картон).
Уголок сантехники (клеенки, доска для вырезания).
Детские книжки-раскладушки со сказками.
Иллюстрации и наглядные пособия (макеты, схемы, таблицы).
Мультимедийная установка.
Компьютеры с графическим редактором Paint по числу участников смены.
8. ХОД РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1 этап – подготовительный
Изучение запросов учащихся
Подбор литературы по тематике смены
Планирование смены
Подбор педагогов –кураторов
Разработка основных общелагерных дел, оформление лагеря.
2 этап – организационный
Организация жизнедеятельности смены через вовлечение участников программы в игру и организацию самоуправления.
Оформление кабинетов для проведения мастер-классов
3 этап – основной
Участие детей в играх по подготовке и проведению профильных дел
Выходы на природу, проведение экскурсий
Ежедневное проведение творческих мастерских по направлениям
Ежедневное отслеживание эмоционального, физического и психического состояния воспитанников, коррекционная работа
этап – заключительный
Подведение итогов работы мастерских, поощрение и награждение
Анкетирование воспитанников, подведение итогов участия каждого ребенка в жизнедеятельности лагеря
9. ПЛАН-СЕТКА ПРОГРАММЫ
Торжественный сбор, посвященный открытию профильной смены.
КТД «Моя визитка»
Экскурсия по ДТДиМ им. И.Х.Садыкова, инструктаж по ТБ Деление детей на команды.
Разработка визитки команды, ее эмблемы (из бумаги)
Посещение выставки в фойе ДТДиМ им. И.Х.Садыкова
Линейка «А у нас сегодня» День Г.Тукая
Экскурсия в парк Тукая
Беседа – опрос на знание творчества Г.Тукая.
Создание слайд-презентации по фотографиям из парка
Конкурс чтецов ( по произведениям Г.Тукая).
Линейка «А у нас сегодня»
День Самоделкина. Посещение музея ДТДиМ им. И.Х.Садыкова
Организация творческой мастерской. Детям предлагается разработать проект «Роботы будущего» (из бросового материала)
Линейка «А у нас сегодня»
День Самоделкина. Презентация проектов, определение победителей
Экскурсия в автогородок.
Линейка «А у нас сегодня»
Информатика для начинающих Знакомство с элементами графического редактора Paint
Разработка талисмана команды с применением инструментов графического редактора
Презентация проектов
Линейка «А у нас сегодня»
Информатика для начинающих Посещение мастер-класса по программе Photoshop, подготовленный воспитанниками объединения «Компьютерная графика»
Создание цветов в графическом редакторе
Photoshop
Линейка «А у нас сегодня»
День космонавтики Разработка костюма космонавта из бумаги и бросового материала
Отгадывание кроссворда о космосе
Соревнования «А ты готов к полету на Марс?»
Линейка «А у нас сегодня»
День бабочек Задача детей как можно больше прикрепить к себе бабочек
Создание графической композиции с бабочками в графическом редакторе
Занимательная информация «В мире бабочек»
Линейка «А у нас сегодня»
День Лего Посещение мастер-класса по программе Легоконструирование, подготовленный воспитанниками объединения
Проектирование робота из бумаги в рваном стиле
Линейка «А у нас сегодня»
Закрытие смены Подведение итогов смены, тест на рефлексию к профильной смене
Награждение победителей
10. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема занятий
Примерный план работы
Вводное занятие. Материалы и инструменты. Инструктаж по ТБ Просмотр видеоматериалов по охране труда.
Разыгрывание мини сценок по правилам поведения в общественных местах и кабинетах повышенной опасности.
Работа с бумагой и картоном. Аппликация, бумагопластика. создание модели с применением шаблонов, и проектирование шаблонов к заданной модели
Изготовление простейших макетов, моделей и игрушек из бросового материала. Изготовление в группах моделей и презентация своих проектов
Создание композиций на бумаге с учетом перспективы, цветовой гаммы. Создание коллективных газет приуроченных календарным событиям.
Знакомство с элементами компьютерной графики. Знакомство с графическим редактором, проведение мастер-классов педагогами и воспитанниками «ДТДиМ
им. И. Х. Садыкова»
Знакомство с работой объединения «Легоконструирования» Мастер-класс
11.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
К концу смены воспитанник будет знать:
правила ТБ при работе с режущими инструментами, клеем;
организацию рабочего места;
назначение чертежных инструментов и приспособлений;
свойства бумаги, картона и способы их обработки.
графические инструменты редактора Paint.
К концу смены воспитанник будет уметь:
делать аппликации, конструировать на плоскости из бросового материала;
работать по шаблонам и выкройкам;
пользоваться графическими инструментами при создании простейшей модели создавать композиции на бумаге с учетом размеров в перспективе, цветовой гаммы;
реализовывать поставленные педагогом задачи;
читать чертеж заданной модели, различая на нем линии среза, сгиба и числовую разметку;
создавать объемные и плоские модели для мини сцены.
12. Критерием выполнения программы служат стабильный; интерес к научно-техническому творчеству, успешное и активное выполнение работы с применением технологической карты, образца, шаблонов, составление композиции с учетом правил ее построения.
Формой оценки качества знаний, умений и навыков, учитывая возраст обучающихся, являются:
участие в конкурсах, викторинах;
контроль по зачетным заданиям (тестирование по всем темам), конкурс, самопрезентация;
устный опрос по вопросам правил безопасности при работе режущими, колющими инструментами, клеем;
наблюдение за поведением обучающихся на занятиях и во внеурочное время;
Формы проведения итоговых занятий:
Итоговые занятия проводятся в форме игры, конкурса; определение уровня знаний и освоение программы идет посредством наблюдения;
13. СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ПРОГРАММЫ
Предполагаемый социальный эффект программы:
•выработка ценностей, идеалов, образцов в коллективе, исходя из личностных интересов и потребностей; определение творческих задач, проблем для решения самими участниками деятельности;
•подход от личности к делу, а не от дела к личности; не отбор предложений и идей при планировании работы, а предоставление возможности выбрать каждому то, что соответствует его интересам и желаниям.
•создание условий для самоопределения участниками деятельности своей роли, характера поведения.
•оценка результатов, анализ коллективной деятельности с точки зрения развития личности каждого члена коллектива, формирование его отношений с участниками деятельности.
Включение ребёнка, находящегося в трудной жизненной ситуации, во временный коллектив, наравне с благополучным ребёнком, и его педагогическое сопровождение помогает разрушить стереотипы деятельности и поведения, облегчает в дальнейшем его социальную адаптацию в жизни, в неформальном общении, положительно сказывается на интеллектуальном, духовном, моральном развитии личности.
Успешная адаптация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях профильной смены.
Результаты работы профильной смены
1. Развитие интеллектуальных способностей.
В результате работы в профильном лагере, учащиеся включаются в последовательную и регулярную работу над проектами, которая позволяет:
•получить углубленные знания по технической направленности
•повысить мотивацию к углубленному изучению профильных предметов, к участию в городских и всероссийских научно-технических конкурсах, соревнованиях по техническим видам спорта.
Формируется информационно-интеллектуальная готовность:
•опыт проектной, творческой деятельности;
•познавательная активность и устойчивый познавательный интерес.
Формируется ценностно-мотивационный потенциал:
•хорошо выраженная и осознаваемая потребность в достижениях;
Формируется практическая готовность:
•умение использовать приемы самоорганизации в деятельности;
•владение комплексом умений и навыков для осуществления сотрудничества, коммуникации, совместной деятельности.
2. Успешная социализация младших школьников и развитие творческих способностей.
Участие в программе оказывает положительное влияние на самооценку учащихся, обеспечивает эмоциональное благополучие.
За время работы лагеря:
•образуется коллектив учащихся – единомышленников, готовых к выполнению совместных задач, организуются сборные команды;
•формируется потребность в собственном развитии, стремлении к достижению высоких результатов в научном творчестве, как на уровне имеющихся возможностей, так и за их пределами (их развитие).
3.Формирование здорового образа жизни.
•формируется устойчивая привычка к соблюдению режима дня со здоровым питанием;
•формируется потребность в регулярном участии в спортивных соревнованиях на свежем воздухе;
•обучающиеся получают опыт поведения в обществе, взаимодействия с природой;
•профилактика вредных привычек.
14. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Курс рассчитан на изучение материала под контролем педагога с обязательным освоением основных навыков и приёмов практической работы с бумагой, картоном, ПК, соблюдением всех правил по ТБ. Занятия детского объединения носят характер теоретических и практических занятий на рабочих местах. Основной упор сделан именно на практические занятия, в ходе которых учащиеся приобретают устойчивые навыки работы с ножницами, клеем, чертежными инструментами, красками и некоторые теоретические знания в области компьютерных технологий.
Для организации работы кружка по данной программе предполагается наличие кабинета, оснащенного учебной мебелью (парты, стулья).
Для работы желательны компьютер IBM PC Celeron 2000 и выше с монитором VGA и выше и оперативной памятью от 1Гb.
Программа дополнительного образования разработана с использованием существующих методов и приемов обучения, а также новейших разработок в области информационных технологий компьютерной графики и анимации.
15. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Литература, используемая педагогом
Книги
Боготеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. Книга для воспитателей детского сада и родителей.– М.: Просвещение, 1992 - 208с.
Васильева – Гангнус Л. Уроки занимательного труда.– М.: Педагогика 1997
Выгонов В.В. Летающие и плавающие модели.– М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 112с.
Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. – М.: Просвещение, 1992
Гульянц Э.К. Учите детей мастерить.– М.: Просвещение, 1984.– 159с.
Дуванов А.А. Азы информатики. Издательство: Петербург, 2007
Дуванов А.А. Рисуем на компьютере, 7 класс. Книга для учителя. Санкт-Петербург, 2005
Ермаков А.М. Простейшие авиамодели.– М.: Просвещение, 1989.– 44с.
Житкова О.А., Жаркова В.Б., Кудрявцева Е.К. Редактор Word 2000. (Тематический контроль по информатике.) Житкова О.А., Жаркова В.Б., Кудрявцева Е.К.– М.: Интеллект-Центр. 2003
Журавлева А.Т., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование. Пособие для учителей начальных классов.– М.: Просвещение, 1982
Лубковская К. Сделаем это сами.– М.:Просвещение, 1983
Лыкова И.А. Я вырезаю из бумаги.– М.: ООО ТД «Издательство Мир книги»,2008.– 48с.
Лыкова И.А. Занимательный картон.– М.: ООО ТД Издательство Мир книги, 2010
Пластилиновая считалка. Лепим и учимся считать.– СПб.: Питер, 2013 – 64с.
Перевертень Г.И.. Техническое творчество в начальных классах.– М.: Просвещение, 1988 г.
Романина В.И. Дидактические материалы по трудовому обучению.– М.: Просвещение, 1990
Сборники
Техническое моделирование.– Санкт-Петербург, 1997
Литература для обучающихся
Сборники
Доктор Бит, информатика для начинающих/ – издание на русском языке ООО Стрекоза, 2009
Я учусь рисовать. Дикие животные / – М.: ООО Стрекоза, 2010
Я учусь рисовать. Сказочные герои / – М.: ООО Стрекоза, 2010
Серия Учусь рисовать. Что растет вокруг / – М.:ООО Алтей и К., ООО Алтей-Бук, 2010
16. СМЕТА РАСХОДОВ.
Для организации данной профильной смены необходимо наличие набора с материалами и инструментами:
набор цветной бумаги и картона;
бросовый материал: коробки от сока, йогурта, проволока, крышки, пластиковые бутылочки, пуговицы;
клей - карандаш, клей «Мастер»;
альбом, краски акварельные или гуашь, кисти;
линейка, карандаш, ножницы, канцелярский нож.
Данными материалами и инструментами обеспечивают участников смены родители.