10 класс Урок информатики и ИКТ Тема: «Растровая и векторная графика»


10 класс
Урок информатики и ИКТ
Тема: «Растровая и векторная графика»
Тип урока: изучение и первичное закрепление 
Цели урока:
познакомить со сферами применения компьютерной графики;
дать представление о типах компьютерных изображений;
познакомить с принципами формирования растровых и векторных изображений;
организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению материала на уроке и первичному запоминанию основных понятий: растровые и векторные изображения, пиксель, палитра, пространственное разрешение, масштабирование;
помочь учащимся получить представление о видах графических изображений, форматах, программах для создания и редактирования изображений, дать основные понятия, необходимые для работы на компьютере;
воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;
развитие познавательных интересов, самоконтроля, умения конспектировать. 
Оборудование и наглядности: Учебник информатики под редакцией Н. Угриновича 10 класс базовый курс; компьютер, компьютерная презентация. Ход урока:Орг. момент.(3 мин.)
Приветствие, раскрытие общей цели урока и плана его проведенияII. Актуализация прежних знаний(5 мин).
Как формируется палитра цветов в системе цветопередачи RGB? 
В системе цветопередачи SMYK? 
В системе цветопередачи HSB?
Что такое непрерывная форма представления информации?
Что такое дискретная форма представления информации?
Для чего нужна временная дискретизация?
III. Формирование новых знаний и умений:(25 мин).Одним из первых умений, которое приобретает человек в своей жизни, порой ещё даже не научившись говорить, является умение рисовать. Мы рисуем на бумаге, на асфальте, на холсте, на доске. Но в последнее время желающих рисовать всё больше привлекает компьютер. Как вы думаете, почему? Мир компьютерной графики необъятен. Это и несколько миллионов цветов в палитре, это и возможность “оживить” картинку, это и различные эффекты, применить которые на обычной бумаге достаточно сложно или невозможно вообще. На компьютере можно дополнить понравившуюся картину великого художника своими персонажами, да ещё и заставить их двигаться. И всё это можно сделать, не имея специального образования!..(демонстрация рисунков учащихся)Мы с вами уже немного говорили о графической информации. В каких программах вы уже работали и создавали рисунки? (Paint, MS WORD)Как вы думаете, делятся ли компьютерные изображения на различные типы или все они формируются одинаково? (Ответы детей)Все компьютерные изображения разделяют на два типа: растровые и векторные.В течении урока мы с вами рассмотрим растровую и векторную графику и попробуем заполнить таблицу.
  Растровая графика Векторная графика
Как формируется изображение? (Основной элемент)    
Как изменяется в процессе масштабирования?    
Область применения    
Примеры графических редакторов    
Форматы
Растровая графика. Растровое изображение хранится с помощью точек различного цвета (пикселей), которые образуют строки и столбцы. Каждый пиксель имеет определенное положение и цвет. Хранение каждого пикселя требует определенного количества битов информации, которое зависит от количества цветов в изображении.Пиксель - минимальный участок изображения, цвет которого можно задать независимым образом.Качество растрового изображения зависит от размера изображения – пространственного разрешения (количества пикселей по горизонтали и вертикали) и количества цветов, которые можно задать для каждого пикселя.Растровые изображения очень чувствительны к масштабированию (увеличению или уменьшению). При уменьшении растрового изображения несколько соседних точек преобразуются в одну, поэтому теряется различимость мелких деталей изображения. При увеличении изображения увеличивается размер каждой точки и появляется ступенчатый эффект, который можно увидеть невооруженным глазом.Векторное изображение Если в растровой графике базовым элементом изображения является точка, то в векторной графике – линия. Линия описывается математически как единый объект, и потому объем данных для отображения объекта средствами векторной графики существенно меньше, чем в растровой графике. Линия – элементарный объект векторной графики. Компьютер хранит элементы изображения (линии, кривые, фигуры) в виде математических формул. При открытии файла программа прорисовывает элементы изображения по их математическим формулам (уравнениям).Векторное изображение масштабируется без потери качества: масштабирование изображения происходит при помощи математических операций: параметры примитивов просто умножаются на коэффициент масштабирования. Изображение может быть преобразовано в любой размер (от логотипа на визитной карточке до стенда на улице) и при этом его качество не изменится.Векторные файлы имеют сравнительно небольшой размер, т.к. компьютер запоминает только начальные и конечные координаты элементов изображения -этого достаточно для описания элементов в виде математических формул. Размер файла как правило не зависит от размера изображаемых объектов, но зависит от сложности изображения: количества объектов на одном рисунке Понятие «разрешение» не применимо к векторным изображениям.Векторные файлы имеют сравнительно небольшой размер, чем растровые изображения, «не фотографичны». Для обработки изображений на компьютере используются специальные программы — графические редакторы. Графический редактор — это программа создания, редактирования и просмотра графических изображений.Графические редакторы также можно разделить на две категории: растровые и векторные.Растровые графические редакторы являются наилучшим средством обработки фотографий и рисунков, поскольку растровые изображения обеспечивают высокую точность передачи градаций цветов и полутонов.Среди растровых графических редакторов есть простые, например стандартное приложение Paint, и мощные профессиональные графические системы, например Adobe Photoshop.К векторным графическим редакторам относятся графический редактор, встроенный в текстовый редактор Word. Среди профессиональных векторных графических систем наиболее распространена CorelDRAW. Сюда также можно добавить Macromedia Flash MX.Программы для работы с векторной графикой:Corel DrawAdobe IllustratorFractal Design Expression Macromedia Freehand Применение: 
для создания вывесок, этикеток, логотипов, эмблем и пр. символьных изображений;
для построения чертежей, диаграмм, графиков, схем;
для рисованных изображений с четкими контурами, не обладающих большим спектром оттенков цветов;
для моделирования объектов изображения; 
для создания 3-х мерных изображений; 
Форматы графических файловФорматы графических файлов определяют способ хранения информации в файле (растровый или векторный).Bit MaP image (BMP) — универсальный формат растровых графических файлов, поддерживается многими графическими редакторами.Graphics Interchange Format (GIF) — формат растровых графических файлов. Рекомендуется для хранения изображений, создаваемых программным путем (диаграмм, графиков и так далее). Используется для размещения графических изображений на Web-страницах в Интернете.Joint Photographic Expert Group (JPEG) — формат растровых графических файлов для отсканированных фотографий и иллюстраций. Windows MetaFile (WMF) — универсальный формат векторных графических файлов для Windows-приложений. Используется для хранения коллекции графических изображений Microsoft Clip Gallery.CorelDRaw files (CDR) — оригинальный формат векторных графических файлов, используемый в системе обработки векторной графики Corel Draw.IV. Формирование умений и навыков:Выполнение теста за компьютером. (10 мин)
Подведение итогов урока. Выставление оценок (2 мин)
VI. Домашнее задание: Информатика 10 класс, Угринович Н. Д., §1.2.2-1.2.3, вопросы в конце параграфа