Начало обучения ПДД. Документ.


С какого возраста стоит начинать обучать детей правилам дорожного движения?
Обращаю Ваше внимание на этот важный вопрос. Ответ опубликован в журнале "Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах". Специально для участников форума классных руководителей, публикуем ответ на сайте. Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил движения, а также поведения на улице. Забывая об опасности, дети выбегают на проезжую часть, выезжают на санках на дорогу, вырываются из рук родителей при переходе улицы и пытаются перебежать ее. Они еще не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость. К сожалению, подобное поведение на дорогах наблюдается все чаще. Поэтому правилам дорожного движения детей надо обучать как можно раньше, что и предусмотрено действующими программами дошкольного образования. Данная работа должна вестись в соответствии с планом, который составляется на учебный год. Важно отметить, что в обучении надо задействовать не только педагогов и воспитанников, но и их родителей. Педагогам необходимо знать правила дорожного движения для пешеходов и требования, предъявляемые к передвижению с группой детей по улицам, дорогам и в транспорте. Значительное место в процессе обучения должно быть отведено практическим формам: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети на практике изучают правила и закрепляют знания, ранее полученные на тематических занятиях. При этом детей следует размещать таким образом, чтобы они не мешали движению и могли специально наблюдать за дорогой. Для каждой возрастной группы целевые прогулки предусматривают свои задачи, примерные темы и периодичность проведения. Так, организуя целевые прогулки в младшей группе (один раз в два месяца), воспитателю необходимо обратить внимание детей на работу светофора, на разные виды транспорта: легковые и грузовые машины, автобус, трамвай. Программа целевых прогулок в средней группе становится более насыщенной. Проводятся они также один раз в два месяца. Детей знакомят с жилыми и общественными зданиями, дорогой рядом с детским садом, транспортом, который движется по этой дороге, конкретными правилами дорожного движения.В старшей группе целевые прогулки организуются один раз в месяц. На них закрепляются представления детей о проезжей части. Дети знакомятся с перекрестком, некоторыми дорожными знаками, получают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров. На целевых прогулках в подготовительной группе (один раз в месяц) дошкольники наблюдают за движением транспорта, работой водителя, сигналами светофора. Расширяются знания детей об инспекторах ДПС ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице. Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием. На занятиях в детском саду целесообразно использовать игры, с помощью которых дети могут поупражняться в правилах поведения на улицах и дорогах, приобрести навыки безопасной жизнедеятельности. Настольнопечатная игра для детей 5–7 лет "Улица" (производитель ОАО "Московский комбинат игрушек") выпускается в рамках Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в России" по заказу Министерства транспорта РФ. В комплект входят игровое поле, разноцветные фишки, кубик, правила игры и методическое пособие. Дети дошкольного возраста нуждаются в двигательной активности. Поэтому в детском саду лучше изучать правила дорожного движения в сюжетно-ролевой игре. Ее атрибутами могут стать крупногабаритные напольные конструкторы (для моделирования построек), крупные автомобили, разнообразные стойки, кукольные коляски, комплекты мягких модулей и т. д. В процессе игры дошкольники поймут, зачем в машине пристегиваться ремнем, почему нельзя отвлекать водителя во время движения, высовываться из окна, кататься на санках вблизи шоссейных дорог и многое другое. Организуя работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, обязательно задействовать в ней родителей воспитанников. Следует провести отдельное родительское собрание, на котором рекомендуется ознакомить родителей с основными мерами по обеспечению безопасности детей на улицах. Важно напомнить родителям о том, что нашивки на современной детской одежде (куртки, комбинезоны), а также многие игрушки, значки и наклейки на детских рюкзаках имеют свойства отражателей. Чем их больше на одежде и вещах, тем лучше – водителям будет легче заметить ребенка. Родители должны объяснять детям, как вести себя на улице и в транспорте. Дошкольники запомнят алгоритм поведения и будут уверенно действовать в стандартных ситуациях. Следует разъяснять детям, что машина, даже припаркованная, может в любой момент двинуться с места, неожиданно выехать из-за угла. Дети должны знать, что играть на стоянке машин, прятаться за припаркованные машины опасно для жизни. Вместе с ребенком необходимо исследовать двор и ближайшие улицы, показать опасные места, найти наиболее безопасное место для игр во дворе. Нельзя разрешать детям играть самостоятельно на улице где-либо, кроме детских площадок, а кататься на санках можно позволять только с тех горок, которые родители видели сами и уверены, что они безопасны. Безопасным считается склон, не выходящий на проезжую часть. Следует четко указывать границы участка, где дети могут спокойно кататься на велосипедах и других транспортных средствах. На информационных стендах для родителей детей разного возраста необходимо повесить рекомендации по обучению правилам дорожного движения и поведения на улице. Официальный источник: Правила дорожного движения, утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 29.12.2008) http://otvet.resobr.ru/