Конспект урока по русскому языку на тему «Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«ТЮМЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Конспект пробного урока
по русскому языку
на тему «Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо»
студента _____ группы
специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
фиоК уроку допущенУчитель ______________________
Методист ______________________
Дата проведения ______________________
Время проведения ______________________
Оценка за проведение
Учитель _____________________
Методист _____________________
Тюмень 2016 год
Конспект урока русскому языку
2 класс (Перспективная начальная школа)
Тема: Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо.
Тип урока: Урок развития речи.
Цели:
Познакомить учащихся с письмом как разновидностью текста, имеющего свою структуру и стилистические особенности; расширить кругозор детей;
Познакомить с правилами и вежливыми формами переписки;
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношение к людям разных профессий; чувства сострадания и доброты.
Задачи:
Ознакомить с основными частями письма, с правилами составления текста письма;
Научить составлять письмо с учётом особенностей адресата и использования правил;
Написать письмо любимым мультипликационным героям.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
учиться планировать учебную деятельность на уроке;
работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (дополнительная литература, свой личный опыт).
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях ;добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
вступать в беседу на уроке и в жизни.
Личностные результаты:
осознавать, что правильная и грамотная речь – показатель культуры человека;
принимать нормы поведения в обществе, учиться правильно оценивать.
Оборудование: Интерактивная доска, магнитная доска, электронная презентация, документкамера, дополнительная литература (Толковый словарь русского языка-С.И. Ожегова).
Литература: Н.А.Чуракова: литературное чтение 2 класс. 1часть.-М.:
Академкнига/Учебник 2012г.; Русский язык часть 2-М.:
Академкнига/Учебник 2012г.; Русский язык тетрадь для самостоятельных работ, у детей лупы.
Этап: Организационный момент.
Цель: Организовать детей на учебную деятельность, проверить готовность к уроку.
Методы: Словесный.
Приемы: Беседа.
Время: 1мин
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
Здравствуйте, врачи и учителя, токари и поэты, спортсмены и космонавты, артисты и мореплаватели, строители и фермеры! Не удивляйтесь, что я вас так называю. Пройдут года - и именно вы станете за штурвал корабля, построите уютные дома, сошьете красивую одежду. Но, чтобы кем-то стать в жизни, вам надо, прежде всего, вырасти и выучиться. Слушают учителя
Этап: Мотивационный.
Цель: Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Методы: Словесный.
Приемы: Беседа.
Время: 5мин
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
Много на свете есть разных профессий, сегодня мы об одной из них узнаем немного больше. О какой профессии я сейчас прочитаю стихотворение?
-Кто стучится в дверь ко мне…
С толстой сумкой на ремне-
С цифрой «5» на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он, это он ….
-Что вы знаете о профессии почтальона?
-Вспомните, пожалуйста, в каком произведении есть герой почтальон? Мультфильм «Зима».
О каких видах услуг почты говорится в мультике?
Бандероль – меньше килограмма, посылка –больше килограмма. (слова появляются на доске-ТЕЛЕГРАММА, БАНДЕРОЛЬ, ПОСЫЛКА, КОНТЕЙНЕР- у каждого на столе толковый словарь, найдите пояснение слов)
Ребята, а нам что-то пришло от Печкина.
-Как вы думаете, это бандероль или посылка?
-дети, нам прислали посылку, по правилам вежливости мы должны отблагодарить за посылку, как это можно сделать?
Интересно, как работает почта? Как путешествует письмо? А сейчас я вам это расскажу.
-Когда мы вынимаем из почтового ящика письмо, мы вряд ли задумываемся над тем, как оно было доставлено.
Во - первых: что такое письмо? По толковому словарю Ожегова это - текст, посылаемый кому-нибудь, для сообщения чего-нибудь.
Письмо опускают в почтовый ящик. Затем работники почты изымают письмо и сортируют по месту назначения. Дальше письмо может отправиться на любом виде транспорта. Прибыв в назначенное место, письма сортируют, и почтальоны разносят их по адресам
-Попробуйте соединить стрелками на доске правильность прохождения пути письма.
Все правильно мы сделали? Слушают учителя
Ответы детей
С.Маршак «Почта»; «Трое из Простоквашино»- Э. Успенский
Смотрят мультфильм
-телеграмма, телеграмма поздравительная, бандероль, посылка, контейнер
-посылка, она большая
-отправить письмо.
Слушают учителя
Работают с интерактивной доской
Ответы детей
Просмотр мультфильма (работа со словарем)
Работа с интерактивной доской
Этап: Постановка учебной задачи.
Цель: Организовать формулирование темы и цели урока учащимися.
Методы: Словесный.
Приемы: Беседа.
Время: 1мин
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
Ребята, кто–нибудь догадался, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
Сегодня мы будем учиться писать письмо, познакомимся со структурой письма и попробуете написать письмо своему любимому мультипликационному герою.
Как вы думаете, успеем мы всему этому научиться на одном уроке? Какие есть предложения? Как нам спланировать свои действия?
Учитель: В 1975 году на конгрессе Всемирного почтового союза учреждена Неделя письма, проводится в октябре каждого года. А в этом году в 38 раз. Если вы научитесь писать письма, то сможете принять участие в этом конкурсе.
А для этого мы должны знать, как строится письмо. -писать письмо
Ответы детей Этап: Открытие новых знаний.
Цель: Познакомить учащихся с письмом как разновидностью текста, имеющего свою структуру и стилистические особенности; расширить кругозор детей.
Методы: Словесный, наглядный.
Приемы: Беседа, иллюстрация.
Время: 15мин
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
Работа в тетради. Запишите, число -16 октября. Начертите волшебную линеечку, по которой вы сможете сами себя оценить. На минутке чистописания напишем сегодня букву П, (характеристика буквы). Образец на интерактивной доске. Какие слова мы сегодня встречали на эту букву?
- запись в тетрадь, ставим ударение. (на магнитной доске –напечатаны слова, предварительно ребенок расставляет их по алфавиту) .
В прошлом году мы учились писать записки. Вспомните, из каких частей состоит записка?
Также и письмо состоит из 3 частей. Давайте подробно остановимся на каждой. Структура письма: (правила написания)
Во вступлении пишется…обращение, приветствие к адресату; ( кто это адресат? – человек кому адресовано письмо.
Основная часть (основные новости, факты, описываются события)
· интересующие нас вопросы;
· наше отношение к новостям;
· ответы на вопросы предыдущего письма;
· новости;
· благодарность за внимание;
· приветы друзьям, знакомым, родственникам;
Концовка:
· прощание;
· подпись;
Это структура письма, а теперь давайте прочитаем образец письма.
Зачитывается текст письма В.И.Печкину.
Здравствуйте, уважаемый почтальон Печкин!
Пишут вам жители деревни Простоквашино дядя Фёдор, кот Матроскин, охотничий пёс Шарик. Мы очень хотим извиниться перед вами за то, что так несправедливо обидели вас. Когда вся деревня оказалась отрезана от внешнего мира, вы один всегда вовремя узнавали последние новости. Без вашей работы жизнь в нашей деревне остановилась. Благодаря вам мы смогли понять, какой это нелёгкий труд вовремя доставлять письма, газеты и телеграммы. До свидания, уважаемый Василий Иванович.
Дядя Фёдор, кот Матроскин и Шарик.
Приятно получить такое письмо? Почему?
Когда мы будем сочинять письмо, должны помнить, о том, что письмо должно приносить радость.
Ребята, найдите мне вступление в письме?
А что будет дальше? Выполняют задания учителя
-Печкин, почтальон, письмо, посылка
Слушают учителя
-вступление, основная часть, заключение (концовка)
Слушают учителя
-это письмо проникнуто добротой, благодарностью, уважением к адресату
Ответы детей Мин. чистописания
Знакомство со структурой письма
Работа с образцом письма
Этап: Физминутка.
Цель: Организация отдыха учащихся.
Методы: Наглядный.
Приемы: Демонстрация.
Время: 1мин
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
Физкультминутка:
Зайцы скачут: скок-скок-скок!
Да не беленький снежок.
Приседают, слушают,
Не идет ли волк.
Раз– согнуться, разогнуться
Два–нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка. Выполняют упражнение Этап: Закрепление изученных знаний.
Цель: Научить составлять письмо с учётом особенностей адресата и использования правил.
Методы: Словесный, практический.
Приемы: Беседа.
Время: 7мин
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
Пишем письмо Дяде Федору.
Письма начинают писать с приветствия. Как обратимся?
Здравствуйте, Дядя Федор, Матроскин и Шарик!
Какова цель нашего письма? что напишем?
Теперь можно рассказать о своем отношении к адресату. Где мы с ними встречаемся? Какие чувства у нас вызывает мультфильм?
Теперь можно задать вопросы, кто проживает с Дядей Федором, котом Матроскиным и Шариком? Что можно спросить?
Как поживают Гаврюша, Каркуша?
Что делали герои мультфильма в отрывке, который мы сегодня смотрели? Свое отношение к этому.

В концовке передают обычно приветы. Посылку нам принес Печкин, может и привет ему передадим?
Каким словом лучше попрощаться?
Подписать письмо как?
По линеечке отметьте, как вы справились с заданием? Оцениваем аккуратность, скорость, каллиграфию написания письма. Пишут
-поблагодарить за посылку
-Большое спасибо за посылку.
-Мы очень любим смотреть мультфильм о ваших приключениях.
-Гаврюша и Каркуша-ссорились
-Очень хочется, чтобы вы не ссорились, жили дружно.
-Передавайте привет Василию Ивановичу.
-До свидания!
-Ученики 2 г класса.
Оценивают Написание письма
Здравствуйте, дядя Федор, Матроскин и Шарик!
Большое спасибо за посылку. Мы очень любим смотреть мультфильм о ваших приключениях. Как поживают Гаврюша, Каркуша? Очень хочется, чтобы вы не ссорились, жили дружно. Передавайте привет Василию Ивановичу. До свидания!
Ученики 2 г класса.
Этап: Итог урока, рефлексия.
Цель: Соотнести цель и результат деятельности на уроке. Организация рефлексии и самооценки учениками своей учебной деятельности на уроке.
Методы: Словесный.
Приемы: Беседа, иллюстрация.
Время: 10мин
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
Что вы узнали нового на уроке?
Если вам понравился урок возле линеечки нарисуйте смайлик улыбающийся, если вы остались равнодушны- прямой рот у смайлика, если не понравился урок то обиду на лице смайлика можно изобразить. (показ на доске.)
Открываем посылку: каждый получит 3 конфеты- 1 вы можете подарить тому, кто, по-вашему, сегодня хорошо работал, 1-просто угостить кого-то, и 1 конфету оставить себе. Не забудьте, поблагодарить, если вас угощают, не обижаться, если вам не дали конфету. Дети вам понравился урок? Поблагодарим друг друга аплодисментами! Слушают учителя и отвечают на вопросы.
-Научились писать письмо, узнали правила написания письма, узнали, что такое письмо, телеграмма, бандероль, посылка.
Каждый берет смайлик
Слушают учителя. Этап: Домашнее задание.
Цель: Закрепление изученного материала дома.
Методы: Словесный.
Приемы: Беседа.
Время: 5мин
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
Дома подумайте, как изменить письмо, чтобы было понятно, у кого шерсть облазит, а кто линять начал?
Задание на дом - помочь написать письмо от Дяди Федора, Шарика и Матроскина, так, чтобы мама не падала в обморок, но о всех героях было бы сказано. Слушают учителя