Урок русского языка на тему «Разделительные ь и ъ знаки» Развитие речи: «Режим дня это главное» (5 класс)


Белоцерковская общеобразовательная школа I-III ступеней № 21
Урок русского языка в 5 классе по теме :»Разделительные Ь и Ъ знаки. Развитие речи «Режим – это самое главное»
Подготовила и провела учитель
первой квалификационной категории
Слывка Алла Николаевна
Белая Церковь 2012
1-й слайд - Тема (сразу на начало урока).
2-й слайд –Цель урока (сразу по звонку, пока усаживаются)
Цель урока: совершенствовать навыки правописания слов с разделительными Ь и Ъ.
Образовательные задачи:
-научить детей правильному произношению слов и слогов разделительными Ь и Ъ;
-формировать у учащихся фонематическое восприятие на слоги и слова с разделительными Ь и Ъ и устойчивые навыки правильной записи слов с разделительными Ь и Ъ;
Развивающие задачи:
-развивать внимание, память, зрительное и слуховое восприятие;
-развивать связную устную и письменную речь;
Воспитательные задачи:
-воспитывать интерес и любовь к русскому языку;
-воспитывать здоровый способ жизни, умение соблюдать режим дня.
Тип урока: урок усвоения знаний, умений и навычек.
Формы работы на уроке: коллективная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: карточки с буквами и словами, мультимедийная установка, презентация, учебник, таблицы, иллюстрации, карта ожиданий.Ход урока.
1. Орг. момент. Психологический настрой.
В природе есть солнце. Оно светит, всех нас любит и греет. Так пусть каждый лучик заглянет в наш класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, активности и уверенности в знаниях. Какое настроение у вас ,ребята, на урок? На карту ожидания прилепите свои цветочки и напишите, чего вы ожидаете от сегодняшнего урока? (Песня из кинофильма «Про кота Леопольда» «Мне сегодня весело с самого утра»)
3-й слайд (Леопольд), сразу открывать, как только я поздороваюсь, сделать средний звук, я буду говорить слова под музыку.) (До окончания наклеивания ромашек)
2. Проверка домашнего задания.
4-й слайд («Найди потерянные буковки» с пропусками)
А) «Найди потерянные буковки»,
Пахнет шерст…ю волч…ей у пен…ка с поганками. Шли волчата ноч…ю лунными п…лянками .Мален…кий волчонок прыгал, баловался, заблудился в папороти и один остался. Здесь он поскол…знулся , с…ехал в грязь на лапах. Ш…шку в суч…ях закопал, поплясал на суч…ях, поскользнулся и упал у норы барсуч…ей.
(ПРОВЕРЯЕМ……)
5-й слайд (с буквами)
6-й слайд «Мозаика».
(СЛОЖИМ МОЗАИКУ…….)
Б) «Мозаика».
КРО ТЕТ ФЕЛЬ КА
ПОРТ ВАТЬ РАДЬ РАСЬ
7-й слайд (со стрелками, задержка минуту и стрелки соединяют части слова)
Произнесите последний звук в каждом из этих слов. Как он произносится? Как мы на письме показали мягкость этих согласных?
8-й слайд «ВЕСЕЛЫЙ СМАЙЛ»
3. Введение в тему урока .Актуализация.
Мы сегодня на уроке продолжим работать с Ь и Ъ знаками. А давайте отправимся с вами в путешествие по истории русского языка и узнаем такими ли были ь и ъ знаки раньше? Девочки приготовили нам сообщение, провели небольшое исследование и, я думаю ,с удовольствием с нами поделятся информацией.
4.Исследовательская работа. Страницы истории.
В IX веке Кириллом и Мефодием был создан первый славянский алфавит на основе греческого письма. Этот алфавит был в употреблении до начала 18-го века и лёг в основу современного русского алфавита.
В славянской азбуке было 43 буквы. Среди них – Ь и Ъ знаки (графически они не отличались от современных Ь и Ъ), но назывались  по-другому:   Ъ- ер   Ь-ерь.Букву «ер» называли бездельником, лодырем, разбойником, дармоедом, кровососом. Буква «ер» на конце слова   «проедала» более 8% времени и бумаги. Эта   буква - бездельник  была   самой  дорогой буквой мира. 
В современном русском алфавите 33 буквы. 
Буквы ЕР и ЕРЬ выглядят в нём так же, как в славянской азбуке несколько веков назад.     Называться они стали по-другому. Их  функции несколько изменились…
Как же изменились их функции вы сможете мне сказать сами.
Тему урока вы уже можете назвать , когда прослушаете сказку и выполните упражнение.
Мы уже сказали, что мягкий знак показывает мягкость согласных на письме. Это первая его работа. Но в русском языке он выполняет ещё одну работу. Сейчас вы узнаете какую. Это и будет темой нашего сегодняшнего урока.
Послушайте сказку. Как-то на слоговой полянке гуляли парами согласные и гласные буквы. Они были очень дружны и пели свои песенки. А мягкий знак петь не мог. Почему? Но ему тоже хотелось подружиться с весёлыми согласными и гласными. Он вежливо представился и предложил дружить. Согласные и гласные взяли его за руки. Встал мягкий знак с парой ля и получилось лья.
Дети хором произносят: ви-вьи ; не-нье; лё-льё; рю-рью.
9-й слайд «Решето»
5.Б) «Решето»
Выпишите слова, где мягкий знак разделяет согласный звук и гласные.
Воробьи, Казань, просьба, пьеса, семь, листья.
10-й слайд (Проверка…)
Воробьи, пьеса, листья.
Так какую же роль может еще выполнять ь в словах помимо смягчения?
11-й слайд Табличка на Ь
Правильно он разделяет согласные и звуки я, ю, е, ё, и.
(ПОПРОБУЕМ РАСПУТАТЬ ПУТАНИЦУ………)
12-й слайд «Путаница»
6. «Путаница»
Назовите одним словом.
1.Собрание представителей каких-то организаций… (Съезд).
2. Снежная буря, метель… (Вьюга)
3. Крытый вход в здание… (Подъезд)
4. Место в пути, где дорога поднимется вверх…(Подъем)
5. Разносчик почты, корреспонденции… (Почтальон)
13-й слайд (Проверка…)
14-й слайд «ВЕСЕЛЫЙ СМАЙЛ»
А что же делает разделительный Ъ?
Давайте сделаем морфемный разбор слова подъезд.
Где же стоит у нас Ъ?
15-й слайд Табличка на Ъ
После префиксов оканчивающихся на согласный перед Я, Ю, Е, Ё.
16-й слайд ЛЕОПОЛЬД НА ВЕЛИКЕ….
7.Физкультминутка.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку,
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.
Сначала буду маленьким-
К коленочкам прижмусь.
Потом я выросту большим-
До лампы дотянусь.
Мы с вами позвоночники размяли, ручки, ножки отдохнули ,готовы к работе. А давайте проверим, готовы ли к работе ваши ушки. И выполним
Упражнение
8.«Внимательные ушки».
Поиграем в игру « Внимательные ушки». Я читаю слова. Если услышите, что в слове есть мягкий знак, то поднимите карточку с мягки знаком.
Печенье, Коля, лисьи, день, платье, пьют, мальчик, полёт, колосья, семя, олени.Работа с табличками.
17-й слайд ВЕСЁЛЫЙ СМАЙЛ
Вот мы и выяснили какие братья Ь и Ъ знаки. Я хочу вам по секрету сказать, что я пригласила к нам их в гости.
В стране Русский Язык, В городе Алфавите Живут два брата-двойняшки, Носят одинаковые рубашки. У одного хохолок на голове, А другой лысый вообще. Хоть они друг на друга похожи, Их характеры совершенно не схожи. Младший брат весельчак и добряк. И зовётся он Мягкий Знак. Он ласков и добродушен. И всегда во всём послушен! Старший брат строг и суров, Не говорит много слов. И во всех он делах упёртый! И зовётся он Знаком Твёрдым. Но живут вместе братья дружно, Не встают в те слова, где ненужно! Чётко правила соблюдают И друг другу в делах не мешают. Если ты эти правила выучить сможешь, То себе получить 12 поможешь!
9.»Театр».
Выступление детей.
«Мягкий Знак и Твёрдый Знак».
— Не чересчур ли ты добряк? — 
Так Знаку Мягкому промолвил Твердый Знак.
— Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.
 Нет, в алфавит ты не годишься!
— Кто б говорил, но ты б уж помолчал!
— Знак Мягкий Твердому на это отвечал.
— Ты тверд и груб, как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву Ять,
Тебя из азбуки изъять...
— Друзья! Наш разговор — никчемные слова,
 —Услышав этот спор, сказала буква А.
— Вы оба хороши, достойны оба чести, 
Когда стоите в нужном месте.
П. Матвиенко.
 10.Слово учителя.
Давайте еще раз повторим, в каком месте стоит ь?
- в середине слова после букв обозначающих согласные звуки, кроме префиксов, перед Я,Ю,Е,Ё,И(например: скамья, шестью, пьеса ,льет, воробьи);
- в некоторых заимствованных словах перед О(например: бульон, павильон, медальон).
А в каком месте и при каких условиях стоит ъ?
- после префиксов, оканчивающихся на согласный, пред Е,Ё,Я.Ю(например: съезд, подъезд, объезд);
- после букв обозначающих согласные звуки, перед Е, Ю а в некоторых заимствованных словах(например: адъютант, объект, инъекция);
-в сложных словах, если первая часть оканчивается буквой, обозначающий согласный звук ,а вторая начинается буквами Я,Ю,Е,Ё(например: двухъярусный ,трехъядерный)
18-й слайд Физкультминутка для глаз
12.Физкультминутка для глаз.
19-й слайд ВЕСЕЛЫЙ СМАЙЛ
Мы с вами сегодня старались сберечь свое здоровье, делали физкультминутку, берегли наши глазки…Ребята, а как вы думаете. что нужно еще делать, чтоб сохранить здоровье?
 
Чтоб здоровье сохранить,Организм свой укрепить,Знает вся моя семьяДолжен быть режим у дня. Следует, ребята, знатьНужно всем подольше спать.Ну а утром не лениться–На зарядку становиться!Чистить зубы, умываться,И почаще улыбаться,Закаляться, и тогдаНе страшна тебе хандра.У здоровья есть враги,С ними дружбы не води!Среди них тихоня лень,С ней борись ты каждый день.Чтобы ни один микробНе попал случайно в рот, Руки мыть перед едойНужно мылом и водой.Кушать овощи и фрукты,Рыбу, молокопродукты-Вот полезная еда,Витаминами полна!На прогулку выходи,Свежим воздухом дыши.Только помни при уходе: Одеваться по погоде!Ну, а если уж случилось:Разболеться получилось,Знай, к врачу тебе пора.Он поможет нам всегда!Вот те добрые советы,В них и спрятаны секреты,Как здоровье сохранить.Научись его ценить!
12.Мозговой штур РЕЖИМ ДНЯ
Для чего нужен режим дня?
Важен ли режим дня для сохранения здоровья?
Кто враг нашего здоровья? А кто его друг и верный помощник?
Что и почему должен кушать тот, кто хочет сохранить свое здоровье?
Как вы понимаете выражение «одеваться по погоде»?
(Вот и подошел к концу…….)
20-й слайд Микрофон
13.Микрофон.
Сегодня на уроке я узнал(а)…
Мне больше всего понравилось…
21-й слайд ЛЕОПОЛЬД
14. Рефлексия.Сегодня мы с вами старательно поработали. И ,если вам понравилось на уроке обернитесь к соседу справа, пожмите ему руку и слева, возьмитесь за руки и скажите, как мы хорошо поработали. Молодцы!
(Музыка из мультфильма приключения кота Леопольда»Все в порядке»)
22-й слайд Домашнее задание
15.Домашнее задание.
Используя слова : подъем, здоровье, укрепить, счастье, умываться, убирать,спать ,составить режим дня для себя.
Составьте «Словарный диктант для соседа» из 5 слов с ь и пяти с ъ.
16.Оценивание.