Технологическая карта урока развития речи Главное в тексте — идея, основная мысль (5 класс ФГОС)

Урок 62. ГЛАВНОЕ В ТЕКСТЕ – ИДЕЯ, ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ.
Цель деятельности учителя
Углубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; ознакомить с понятием идея текста

Тип урока
Урок развития речи

Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие идея текста; уметь редактировать текст.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

методы и формы обучения
Наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия
Текст, идея текста

организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая деятельность учащихся
Формы организации совзаимодействия
Формируемые умения (универсальные учебные действия)
Контроль результатов учебной деятельности

1
2
3
4
5
6
7

1. Мотивация (само-определение) к учебной деятельности
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Много предстоит узнать.
Постарайтесь все понять.
– Ребята! Сегодня мы отправляемся в сказку. О чем она будет? Посмотрите на экран. (Слайд презентации с текстом сказки Е. Пермяка «Волшебные краски».)
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку
Фронтальная
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: осознают познавательную задачу.
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции
Листы обратной связи

2. Актуализация и пробное учебное дей-
ствие
Чтение.

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, читают текст.
Индивидуальная, групповая.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, слушают и от-
вечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Устные ответы, вопросы для уточнения информации.


Эвристическая беседа, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока
– Как вы поняли притчу?
– Что такое притча? (Предварительное домашнее задание: посмотреть в толковом словаре лексическое значение слова «притча».)
Ученики отвечают, затем учитель открывает запись на слайде:
Притча – небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме (по школьному «Словарю литературоведческих терминов»). У Ожегова притча – иносказательный рассказ с поучением.
– Мы прибегаем к иносказанию, когда хотим сообщить о каких-то общечеловеческих, нравственных правилах, но не прямо, не в лоб, а так, чтобы наш собеседник или читатель подумал, поразмышлял сам.
Запись на доске:
Иносказание, аллегория – изображение отвлеченного нравственного понятия или явления через конкретный образ (по школьному «Словарю литературоведческих терминов»)
Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания
Фронтальная
Познавательные: способны понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения раз личных учебных задач
Вопросы для уточнения информации

3. Выявление места и причины затруднения
Анализ содержания текста, беседа.
Организует и сопровождает совместную деятельность обучающихся.
– Какие конкретные, наглядно представляемые предметы названы в тексте? Автор выносит названия этих предметов в заглавие. (Краски для рисования.)
– Кто их вводит в ситуацию? (Рассказчик.)
– Почему в его речи возникает эпитет «волшебные»? (Сначала он имеет в виду именно волшебные, сказочные краски, а потом говорит, что и обычные краски могут стать волшебными.)
Этот вывод учитель записывает на доску, а ученики в тетради, пропустив после темы урока три строчки.
Обдумывают ответы на вопросы, записывают вывод.
Индивидуальная, групповая.
Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации
Вопросы для уточнения информации.


Физкультминутка
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Выполняют элементарные физические упражнения
Фронтальная

Выполнение упражнений

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения -
Беседа по вопросам, анализ образной системы текста
– О чем этот текст? Как бы вы сформулировали его тему? (О том, как добрый мальчик учился рисовать.)
Учитель записывает эту фразу под предыдущей на доске, а ученики – в тетрадях.