Памятки для обучающихся 9 классов «Как работать над сочинением –рассуждением части 3» (ОГЭ)

Памятки для обучающихся 9 классов «Как работать над сочинением –рассуждением части 3» (ОГЭ)
Написание сочинения-рассуждения задания 15.3
План сочинения
Пример
Речевые клише

1.Тезис (объяснение лексического значения слова)
Комментарий к тезису
(2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом). Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта или читательского опыта.
Мужество – это
«Мужество - храбрость, присутствие духа в опасности. Проявить мужество и стойкость». С.И.Ожегов
«Мужество- спокойная храбрость, присутствие духа в беде, опасности. Проявить мужество. Душевная стойкость и смелость. Иметь мужество говорить правду в глаза». Д.Н.Ушаков

Проявлено мужество может быть как в мирное, так и в военное время. Но именно война ставит человека перед выбором, испытывая его на прочность.
Я считаю, что- это
Я думаю, что- это Я уверен, что- это
Я убеждён, что- это
На мой взгляд,- это..
По моему мнению,...-это






2. Аргументы
1-й - из прочитанного текста (цитата или № предложения)

2-й – из жизненного или читательского опыта
(жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или знакомых, из вашей жизни, из прочитанных художественных произведений)
Обратимся к тексту С.П.Алексеева. В предложении 29 говорится о матросах, боевых товарищах артиллериста, мужественно защищавших Севастополь в годы Великой Отечественной войны. Все они погибли, но выполнили свой долг перед Родиной – защитили город от врага.

Доказательством также служит пример из истории моего родного города. Осенью 1941 года на подступах к Туле кипела ожесточённая битва за город. Советские солдаты, не щадя своих жизней, геройски сражались с врагом. Мирные жители рыли окопы, строили оборонительные сооружения, сутками работали на заводах, выпуская оружие и патроны для фронта. Дорогой ценой досталась победа. За мужество и стойкость, проявленные защитниками Тулы при героической обороне города, Туле присвоено почетное звание "Город-герой".
Обратимся к тексту (автор). В предложении №..
Доказательства находим в тексте (автор).
Так, в предложении №говорится о..
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению
Это можно доказать, обратившись к предложению текста. В нем повествуется
Доказательством также служит пример из
Аналогичным подтверждением вышесказанного служит история из моей жизни.
Подтверждение всему вышесказанному можно найти также в истории нашей страны (в произведении.). (приводится конкретный пример)

Вывод. (общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным)
Таким образом, такое качество характера, как мужество, свойственно людям смелым, способным в трудную минуту не струсить, не отступить перед выпавшим испытанием. Поэтому люди, мужественные, отважные, достойны уважения и памяти потомков.
(160 слов)
Таким образом, итак, следовательно














Написание сочинения-рассуждения задания 15.2
План сочинения
Пример
Речевые клише

Тезис – это мысль, которую нужно доказать. В тезисе вы должны коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента. Вступление  может состоять из 1-2-х предложений. 

Вариант 1. Я считаю, что мысль П. Флоренского, выраженная в выделенном фрагменте текста, заключается в том, что люди по-разному относятся к культуре.
Вариант 2. Размышления Сережки Сыроежкина заканчиваются словами: "А тут важно не ошибиться". По моему мнению, речь идет о том, какое это ответственное дело - выбор будущей профессии, выбор жизненного пути.
Вариант 3. Ключевой фразой, на мой взгляд, в финальных строках текста  Ю.Я.Яковлева является последнее предложение, в котором автор сравнивает Косту с веточкой багульника.  Этим сравнением он хотел донести до читателя мысль о том, что лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека, что и произошло с героем рассказа.
Текст  заканчивается словами: "". На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.)
Я считаю, что мысль  автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что .
По моему мнению, в  указанном фрагменте  выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем:
Смысл данного отрывка я понимаю так:
В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что


Основная часть (Аргументы) вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение. В основной части следует избегать:
 пересказа текста;
изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме. 
Вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли. Как оформлять аргументацию:
 примеров должно быть не менее 2;  примеры должны быть из указанного текста; примеры должны подтверждать мысль, которая сформулирована в тезисе; 
Оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами: 1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки.  В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.  2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное). 
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению текста.  Подтвердить данный аргумент  можно примером из . предложения текста.  Справедливость этой мысли можно доказать на примере предложения. В подтверждение приведу пример из предложения прочитанного мною текста.  Предложение № подтверждает мысль о том, что . 

Вывод. Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ  подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное. Вывод должен быть:
коротким, но ёмким по содержанию;
логически связан с тезисом и аргументами;
не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам
Образец 1. Таким образом, Е.Велтистов поднимает очень серьёзную проблему важности правильного, взвешенного выбора молодыми людьми будущей профессии.
Образец 2. Итак, автор текста убеждает нас в том, что главное в дружбе – доверие и понимание.  Надо быть искренними с друзьями и поступать так, чтобы они не страдали.
Итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств





Написание сочинения-рассуждения задания 15.1
План сочинения
Пример
Речевые клише

1.Тезис. Внимательно прочитайте высказывание о языке.  Осмыслите его. Выделите ключевые слова. Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
Примерные ответы:
о богатстве, выразительности, точности русской речи;
о средствах выражения мыслей;
о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
о взаимосвязи лексики и грамматики; о роли синтаксиса в человеческом общении; о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
Определите основную мысль высказывания. Во вступлении необходимо раскрыть смысл высказывания, сформулировать понимание лингвистического понятия. Вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений. 

К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
Можно обойтись и без цитирования, например:
Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
или:
Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
(Фамилия автора высказывания) утверждает.
Автор анализирует, характеризует, рассуждает, отмечает, доказывает, сравнивает
сопоставляет,
противопоставляет, описывает
разбирает, подчёркивает
останавливается на,
раскрывает содержание
отмечает важность, формулирует,
утверждает
считает, что ...
и т.д.

2. Основная часть. Аргументы
Примеров должно быть 2;
примеры должны быть из указанного текста;
приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.


Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синоним позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте). Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)
Докажем эту мысль на примерах из текста...
Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ... 


Вывод. (общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным)
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
        Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков  мыслей, чувств и оценок автора текста.
Таким образом, итак, в итоге можно прийти к такому выводу: ...
в заключение можно сказать, что,
мы убеждаемся в том, что .




1ђ Заголовок 1 Заголовок 2ъђ Заголовок 315