Методическое пособие Виды крестьянского костюма Брянской области. Элементы народного костюма в изготовлении кукол-сувениров


Немного истории
Русский традиционный костюм давно признан культурным достоянием мирового наследия. Мастерство, с которым русские женщины пряли и ткали, вышивали и шили, сочетали различные предметы одежды в одном костюме, умело переплетая новые и сохраняемые веками традиции, удивляет даже тех, кто мало интересуется историей и культурой. Русский костюм формировался на протяжении многих веков на обширных территориях расселения наших предков, сохраняя древнейшие черты и разумно заимствуя всё лучшее от соседних народов.
В этнографической литературе принято выделять четыре комплекса женской одежды:
Рубаха - понева - сорока (южный комплекс)
Рубаха - сарафан - кокошник (северный комплекс)
Рубаха - юбка
Распашное платье - кубелекНаибольшее распространение нашли два первых комплекса, - «сарафанный» и « поневный».
В отличие от сарафана, который носили и горожане и крестьяне северных областей России, поневная одежда в XIX - начала XX века была только крестьянской, а если встречалась в городе, то только у переселенцев, приехавших на заработки. Географическое бытование поневного комплекса было устойчивым: эта одежда не проникала глубоко в северные губернии и закрепилась лишь в отдельных местах центральных областей. (Орловская, Калужская, Тульская, Пензенская, Рязанская, Воронежская губернии. Брянский уезд принадлежал ранее к Орловской губернии.)На Брянщине, относящейся к южным областям России, можно выявить, по крайней мере, четыре типа крестьянского костюма. Как и все поневные комплексы, основу их составляют белая рубаха из полотна домашнего приготовления (льняного или конопляного), позже, в начале XX века из хлопчатобумажного, и понева – поясной вид одежды из домотканой шерсти. Неотъемлемыми частями костюма были передник ( запон, завеса ), головной убор ( повойник, сорока, лобная повязка – девичий головной убор), нагрудные, шейные украшения, обувь.
Рассмотрим подробнее составные части народного костюма Брянщины.
Рубаха
Самым распространенным типом рубахи в центральных районах Брянской области является рубаха с прямыми поликами ( прямоугольные или ромбовидные вставки на плечах между горловиной и рукавом). Как правило ее стан шился из 4 полотнищ домотканного холста. Полик выкраивался из основной ткани или из кумача (красная фабричная ткань) и обильно вышивался. Сборки вокруг горловины присоединялись к небольшой стоечке, на концах которой находились две прорезных обметанных петли для стягивания воротника шнуром или ленточкой. Для этого типа рубах характерно присутствие небольших ластовиц из беленого полотна либо красного кумача. Низ рукава стягивался узким манжетом, к которому пришивалась довольно пышная оборка. Декор рукава был строг и изящен. Красно – черная вышивка покрывала геометрическим орнаментом верхнюю часть рукавов, широкой каймой располагалась по передней стороне низа рубах, проходила по стоечке горловины и краю манжет. Рубаха была длинной и широкой. Ширина полотнищ определялясь шириною ткацкого станка ( 35 – 40 см.).
left11430В Брянском районе бытовала и безполиковая рубаха, более простая в исполнении, предназначенная для повседневной носки.
right6350В Выгоническом районе прижилась рубаха с «косыми поликами».
1333505715Рубахи из Комарического района выглядят особо нарядно благодаря большому, украшенному кружевом воротнику, похожему на пелерину. Нигде больше на Брянщине этот элемент не встречается.
466788559055Новозыбковский район расположен на границе с Белоруссией, поэтому не удивительно, что влияние культуры этой республики на жителей пограничных сел было очень значительным. Рубаха – кошуля шилась из трех полотнищ «с прямыми поликами». Особенностью украшения рубах этого района является тончайший тканый узор. Тканым узором украшались не только рукава рубахи, но и воротничок – стоечка, край рукавов, низ рубахи, даже швы, соединяющие оплечья с рукавом и детали стана.
Понёва
Понева – основная часть южнорусского комплекса, набедренная одежда, надеваемая на рубаху, бытовала во всех районах Брянщины. Повсеместно ее шили из шерстяной клетчатой домотканины темно – синего или черного цвета , реже красного. Белые, зеленые, желтые, красные нити в утке и основе членили поле квадратными клетками. Понева состояла из трех полотнищ материи ( ширина полотнищ также определялясь шириной ткацкого станка), сшитых между собой. На территории Брянщины известен самый древний вид поневы - распашной. На поясе понева укреплялась шнуром - «гашником». По швам соединения, по низу поневы обязательно украшались вышивкой, нашивными полосами галуна, мишурного кружева, блестками. Края поневы обшивали плетеными шерстяными поясками.
Степень отделки вышивкой, ткачеством и другими материалами зависела от назначения поневы. Повседневная украшалась значительно скромнее, воскресная – наряднее, праздничная была самой нарядной, ее готовили долго и хранили всю жизнь.
Передник (запон, завеса)
В нарядном костюме очень важную роль играл передник – запон («завеса»). Он не столько предохранял от загрязнения рубаху и поневу, сколько украшал женщину. Запоны надевались поверх рубахи с поневой, оставляя открытыми узорные рукава рубахи. Передник мог быть и с рукавами. Подол передника богато украшался узорным ткачеством, вышивкой, кумачевыми вставками, кружевом, прошвами.
Туникообразный покрой запонов прост: полотнище ткани, сложенное по утку, закрывает фигуру целиком спереди и до пояса сзади. Вырез для головы прямоугольный, вдоль спины посередине проходит разрез, оформленный застежкой на пуговицы либо завязками.
Головной убор
Особую завершающую роль в ансамбле крестьянской женской одежды имел головной убор. Головные уборы центральных районов были весьма разнообразны. Головной убор «сорока» (означает «покрывать») состоит из многих частей. Но главные – «кичка» и «сорока» с подзатыльней (бисерной плетеной узорчатой сеткой). «Кичка» - твердая основа, надеваемая на голову, «сорока» - мягкий чехол, покрывающий основу. Очелье «сороки» украшали золотым шитьем, галуном, перламутровыми пуговицами, блестками.
На Брянщине также распространен головной убор - «повойник», - маленькая легкая шапочка с твердым, украшенным вышивкой, бусами, бисером, пуговицами очельем. Поверх «повойника» надевали покупной или домотканный платок.
Девушки носили повязки в виде лент, украшенных вышивкой, позументом, бусами, металлической бахромой, оборками из лент.
Головные уборы дополнялись бисерными украшениями, закрывающими волосы на висках – «наушниками», бисерными нитями, зачастую соединенными между собой розетками, завершающимися на концах бусинами, называемыми «кишки».
Украшения
К праздничной женской и девичьей одежде непременно надевали бусы и бисерные украшения. Украшений было так много, что зачастую они полностью закрывали верхнюю часть запона и рубахи.
Ожерелок – шейное украшение, делался из узкой полосы ткани, сплошь расшитой бисером, при надевании он плотно облегал шею. К нему полукругом пришивались «качелики», - нити крупного красного бисера.
Чепка – нагрудное украшение в виде плетеной узорчатой полосы из бисера с геометрическим узором, соединенной на концах и оканчивающейся бахромкой из бисера или бус. В других областях России такие нагрудные украшения назывались «герданы» или «гайтаны».
Во всех населенных пунктах были распространены стеклянные и дутые бусы.
Пояс
Неотъемлемой частью женской и девичьей одежды являлся пояс. Пояса были различного вида - плетеные и тканые. Пояса изготавливали в основном из красной шерсти. На концах его была бахрома. При надевании его обертывали несколько раз вокруг талии и завязывали сбоку.
Обувь
Повсеместно носили лапти русского типа, сплетенные из липового ( вязового) лыка косым плетением. Надевали их на онучи или на толстые шерстяные чулки и прикрепляли оборами. Праздничные оборы, надеваемые на белые онучи, в селе Дорожово были красного цвета.
Традиционный праздничный костюм сохранялся в жизни крестьян Брянского уезда вплоть до 30 –х годов XX века.
Из дополнительной литературы мы узнали, что традиционные крестьянские костюмы различных районов Брянской области отличались кроем рубахи, понев, цветом и орнаментом вышивки и узорного ткачества, видами головного убора.
Виды костюмов Брянской области
1. Костюм центрального района (Брянского района) состоит из рубахи с прямыми поликами (верхняя часть рукавов, манжеты , подол рубахи и воротник – стоечка украшены вышивкой «крестом» или украшены узорным ткачеством ), распашной поневы из темно – синей либо черной ткани в бело – желто – красную клетку ( по низу, по швам соединения, по краям понева богато украшена ткаными прошвами, золотыми галунами, кружевом, вышивкой), передника – запона, богато украшенного вышивкой, плетеным кружевом, кумачевыми вставками. Костюм дополнен красным однотонным либо полосатым тканым поясом. Головной убор – повойник ( женский головной убор) или перевязка (ширинка), - девичий головной убор. Нашейное украшение – ожерелок, нагрудное украшение – чепка.
2. Костюм западных районов (Новозыбковский район) состоит из рубахи – кошули, сшитой из трех полотнищ ткани, с прямыми поликами ( рукава и подол рубахи украшены искусно вытканым узором, швы соединения рубахи тоже украшены), поневы – плахты из двух сшитых до половины полотнищ клетчатой темно – синей ткани, двух передников, надеваемых один поверх другого ( нижний – из однотонного черного сукна, верхний, короткий, - из белого холста с вытканым по нижнему краю орнаментом). Головной убор состоял из двух платков, по конструкции ношения напоминал восточный тюрбан. В качестве нагрудного украшения служили бусы – мониста, яркой лентой завязывался на бант спереди ворот рубахи.
3. Костюм юго – западного района (Стародубский район) состоит из рубахи, сшитой из трех полотнищ, с прямыми поликами и ластовицами , рукавами, украшенными скромной редкой вышивкой «крестом», сарафана - андорана с лифом из домотканой черной шерсти, кумачевого фартука с вышивкой по нижнему краю (фартук завязывался по талии) и темно –синей бархатной безрукавки с «фалдами» сзади, с прямоугольным вырезом горловины, отороченным полосами кумача.
4. Костюм южных районов ( на примере Комаричского района, находящегося на границе трех областей – Брянской, Курской и Орловской) состоит из рубахи с прямыми поликами, украшенной большим, отделанным кружевом и вышивкой воротником, широкими вышитыми оборками по низу рукава, поневы красного цвета, состоящей из шести полотнищ, сшитых между собой. Дополнением к костюму служит красный с желтыми полосками пояс, концы которого свисают по левому боку. Головной убор - расшитая золотыми и серебряными нитями расширяющаяся кверху шапочка, украшенная кистями из разноцветных шерстяных ниток.
Русская игрушка
Игрушка рождалась в труде. И везде народные мастера учились у одного учителя – природы, работали с одинаковыми природными материалами.
Куклы – «панки» вырезались из дерева. Несколько метких ударов топора, и на глазах деревянная чурка обращалась в коня или куклу – «панку». А ловкие, быстрые срезы ножом придавали их простым формам выразительность и красоту пластики.
В некоторых областях России куклы «вертели» из соломы. Для изготовления этих кукол скручивали жгутик золотистой соломы, проворно свивали руками косицей – вот и кукла. Украшали пёстрым передником, повязывали ярким ситцевым платочком.
Самый простой вариант куклы – ряженое полено. Такая кукла бытовала на Руси до XX века. Игрушки мастерились из любого материала, даже обычное полено наряжали куклой, надевали юбку и Платок.
А вот для тряпичной куклы в деревенской семье берегли самый красивый лоскуток ситца, яркого кумача, китайки. Для кукольной косы старательно сберегали очёсы волос, льняную кудельку. Кукольный наряд шился как настоящая одежда. Даже головные уборы куклы изготавливались по фасону той или иной области России. В тряпичные куклы играли и дети из дворянских семей.
Кукла в народном костюме фабричного производства была желанной гостьей в семьях городской знати
Забавными были игрушки „на ящиках"! Повернешь ручку в такой шкатулке, и тут же начнет бондарь колотить по бочке, будто обручи правит, кузнец станет бойко молотить по наковальне, а нянька без устали качать младенца. Или кукла-„перевертыш". Нажмешь рычажок - и в момент кокетливая молодуха обернется лысой старухой в платке - вот уж фокус так фокус!
Образ Русской красавицы в сарафанчике и кокошнике воспевают «кукольных дел мастера» и по сей день.
Народные куклы делятся на три группы: обереги, игровые и обрядовые.
Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времён, их назначение – оберегать их хозяев от злых сил. Это куклы – кувадки, пеленашки, лихоманки, травницы, кукла – колокольчик.
Игровые куклы предназначались для забавы детям. Это куклы – желанница, крупенница, душевница.
Обрядовые куклы имели ритуальное значение и предназначались для праздничных обрядов. Это кукла – капустка, десятиручка, масленица, куклы – неразлучники, изготавливаемые для свадебного обряда, кукла – берегиня и подорожница.
Мир игрушки удивительно многообразный. В нем живут сказка и реальность, современность и традиция. С народными игрушками мы встречаемся на выставках, ценим их как художественные произведения, созданные талантливыми русскими мастерами, художниками, скульпторами, дизайнерами. Мы дарим их в качестве сувениров, украшаем ими интерьер. В древности куклы служили для демонстрации новейших направлений моды: их наряды тщательно воспроизводили фасоны и детали одежды, долгое время заменяя появившиеся гораздо позже глянцевые журналы мод и манекенщиц. Русские модницы 19 века выписывали из Парижа модных кукол Пандор (в честь мифологической красавицы, неосторожно открывшей сундук с несчастиями, которые, как известно, разлетелись по всему свету. В данном случае подразумевалось, что парижские Пандоры открыли сундучки с нарядами, а несчастья, как в сказке, превратились в красоту, радующую глаз: в пышные кружевные юбки, ленты и бархатные раструбы платьев. Только в начале XX века модные куклы «отправились на покой».

Приложение
Рубаха

Рисунок 1.

Рисунок 2

Понёва

Рисунок 3

Нагрудник, запон, завеса

Рисунок 4
left217777Повойник
34997616598
Рисунок 5
Украшения (чепка) Пояс
255333543815
Рисунок 6 Рисунок 7
Лапти

Рисунок 8
Русские куклы-игрушки

Рисунок 1

Рисунок 2
Список использованной литературы:
Беловинский Л.В. «Типология Русского народного костюма». Традиционные промыслы и ремесла № 3, 1997.
«Русская игрушка» М.: «Искусство» 1989г.
Ефимова Л.В. «Русский народный костюм». М.: Советская Россия, 1989.
Крзловская Н.Б. «Традиционный народный костюм Брянской области». Брянск.: Ваш шанс, 1998.
Литвинец Э.Н. «Забытое искусство» . Сделай сам № 2 1992.
Полянский А.Н. «Лесостепной юго-восток» М.: Знание, 1989.
Чернякова В.Н. Технология обработки ткани. М.: Просвещение, 1997.
Старинные куклы. Антикварный интернет-магазин http://www.antiquedolls.ru/publications_ainfo1007.htmlНародный костюм http://www.booksite.ru/fulltext/bel/ovi/nsky/8.htm Брянский этнографический музей http://www.liveinternet.ru/users/alla32/post240020622/ Традиционный костюм – мудрость предков http://rus.rus4all.ru/suit/20130401/724023024.html