Конспект урока русского языка по теме: «Учимся определять начальную форму слова» 2 класс УМК «Перспективная начальная школа».


Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Приютненский лицей им. И.Г.Карпенко»
Конспект урока русского языка
по теме: «Учимся определять начальную форму слова»
2 класс УМК «Перспективная начальная школа».
Автор: Зинченко Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов.
Тема: Учимся определять начальную форму слова.
Цели: познакомить учащихся с понятием «начальная форма слова»;
научить их сравнивать разные формы одного и того же слова;
определять начальную форму слова – названий предметов.
Задачи: - обучающие: продолжить работу по определению начальной формы у слов - названий предметов; -развивающие: развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного; вырабатывать умения работать с толковым и обратным словарями; -воспитательные: воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах. 
УУД:
Регулятивные:
– принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры.
Познавательные:
– формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное;
- формировать умение поиска информации в учебном словаре (Обратный словарь, Толковый словарь), понимание и преобразование информации;
- подведение под понятие (начальная форма).
Коммуникативные
- коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) – учёт позиции собеседника.
Личностные: самоопределение (связано с коммуникацией как взаимодействием).
Предметные:
- определять начальную форму слов-названий предметов;
- изменять слова-названия предметов по числам;
- писать словарные слова.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки.
Ход урока.
I.1)Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
- У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости. Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться «Доброе утро!»
-Скажем всем «Доброе утро!»
-Если хотите получить удовольствие от урока, прошу вас быть моими активными помощниками.
Желаю всем хорошего настроения.
(Слайд 1)Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса.Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и золото одетые леса.
-О какой поре говориться в отрывке стихотворения А. С. Пушкина?
2)Развитие эмоций.
– Правильно. И к нам в гости на урок пришла Осень. Она принесла вам каждому осенние листья. В конце урока вы составите «Букет настроения» и мы посмотрим, какой букет у вас получился. А чтобы он получился красивым, для этого вам нужно быть активными, внимательными на уроке.
-Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:
оранжевый - радостное, теплое;
желтый - светлое, приятное;
зеленый – спокойное;
розовый - неудовлетворенное, грустное.
3)Физминутка.
-Давайте начнём урок с физминутки (для улучшения мозгового кровообращения).
-Растираем уши вверх – вниз при этом цокая.
- А теперь давайте наденем шапку размышлений, и начнем урок (дети показывают, как одевают шапку).
II.Актуализация знаний.1) Формулирование темы урока.
-Ну, а теперь давайте откроем тетради, запишем число и классная работа.
Я тетрадь свою откроюИ наклонно положу.Я, друзья, от вас не скроюРучку я вот так держу.Сяду прямо, не согнусь,За работу я возьмусь.
-Тема сегодняшнего урока зашифрована. Необходимо в парах выполнить вычисления, тогда вы узнаете, с чем мы сегодня познакомимся на уроке. Попробуем!
Учимся опре+деде-де+лять на+ку-ку+чаль+нуну-ну+ю фор+фор-фор+му слоо-о+ва (задание на карточках, работают в парах) (Слайд 2, 1 раз)
- Кто уже расшифровал? (Ответы детей) (Слайд 2, 2 раз)
- Ребята, давайте запишем тему урока.
Тема: Учимся определять начальную форму слова.
2) Минутка чистописания.
- Отгадайте загадку и узнаете, на какие звуки начинаются все эти слова, какой буквой мы запишем этот звук?
Всем вороны и верблюд
Вишни ведрами везут.
Волк из вишни в воскресенье
Варит вкусное варенье.
Ответ: в, в`.
-Дайте характеристику этим звукам,  какие они? (Согласный, так как при произнесении звука воздух встречает преграду; слышится голос, значит – звонкий; произносится твердо и мягко – твердый и мягкий).
- Давайте эти звуки обозначим буквами. (В,в)
3)Словарная работа.
- А теперь назовите три слова-названия предметов, отвечающих на вопрос кто? Запишите их. (Вороны, верблюды, волк)
- Что общего в них? (пишутся с буквы в, животные) (Слайд 3)
-Место ударения, определить количество слогов, почему?
- Какое слово лишнее? Почему? Есть ли среди них слово, стоящее в начальной форме? ( лишнее – ворона, т.к. птица); (вороны -мн.ч., а верблюд и волк - ед.ч.).
- Скажите, встречалось ли вам раньше словосочетание начальная форма? (Нет)
-Пока мы оставим с вами это задание и вернёмся к нему чуть позже.
III. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
1) Работа по учебнику. (Слайд 4)
-Откройте страницу 69.
-Ребята, Анишит Йокоповна попросила Машу и Мишу вспомнить, что такое начальная форма слов, называющих предметы, но они дружно молчали.
2)Работа со словарями. Мини-исследование.
-Вы, тоже пока не знаете? Откройте Толковый словарь на странице 98. Отыщите там слово азбуки.
-Есть такое слово? А может быть, есть другая форма этого слова? Какая? (азбука)
-А теперь найдите слово багажом. Нет такого слова? А какая форма этого слова есть? (багаж) (окончанием)
-Откройте словарь «Пиши правильно» на стр.133. Прочитайте 5 первых слов-названий предметов на М.
-В каком числе они стоят? На какие вопросы отвечают: кто? что? В какой форме стоят все эти слова?
3) Чтение вывода.
Слова-названия предметов в ед.числе, которые отвечают на вопросы: кто? что? –это слова в НАЧАЛЬНОЙ форме.
С.70
4)Продолжение работы по Толковому словарю.
-Откройте Толковый словарь, ещё раз посмотрите на слово АЗБУКА:
АЗБУКА, -и.
-Что это за буква –и стоит после слова? (Словарь показывает изменение слова азбука)
ЕСТЬ (кто? что?) азбука – нет (кого? чего? ) азбуки: -и.
АЗБУКА, АЗБУКИ - две разные формы.
-Какая из них начальная? (азбука) Как называются частички слова –а, -и?(окончания)
БАГАЖ, БАГАЖОМ –две разные формы. (с.71)
-Какая форма – начальная?
-Расшифруйте так же букву, которая стоит после следующего слова –названия предмета.
-Как называется эта маленькая частица слова?
VI.Физкультминутка.Мы кидали мяч друг дружке. Дети становятся парами лицом друг к другу, имитируя броски мяча одного игрока другому.
Мячик прыгал, как лягушка. Прыгают на месте.
Ускакал он вдруг куда-то. Делают прыжки вправо, влево.
Не найдут его ребята. Выполняют приседания, имитируя поиск мяча.
Физминутка для глаз.
V. Применение теоретических знаний.1) Работа по учебнику
С.71 № 46.
Выполнение в соответствии с заданиями.
-Найдите две формы одного слова. Какая из них начальная? Выпиши. Выдели окончания.
Высоты
Высота – нач. форма слова
-А теперь давайте вернёмся к минутке чистописания и определим, какие слова –названия предметов стоят в начальной форме? (верблюд, волк)
2)Работа по карточкам с взаимопроверкой. (Слайд 5)
Зелёным цветом подчеркни слова – названия предметов в начальной форме.
Сайгак, тюльпана, степь, озёра, кибитка.
Взаимопроверка, а потом проверка по (Слайду 6)
3) Работа с деформированным текстом. (Слайд 7)
-Запишите предложения. Определите основу предложения. Выделите словосочетания.
Наступила золотая осень.
__________
С деревьев опадают жёлтые листья.
________
-В каком предложении слова-названия предметов стоят в начальной форме?
VI.Подведение итогов урока.-Что такое начальная форма слова?
-Приведите примеры.
2) Рефлексия. Оценки.
-А сейчас прикрепите листочки к вазе. И мы получим «Букет настроения».
-Огромное спасибо за работу на уроке. Вы молодцы. (Слайд 8)
Хорошее настроение – залог здоровья.
А здоровым хочет быть каждый человек.
3)Домашнее задание. Р.Т.С.23 № 27.