Урок развития речи «Подготовка к сочинению-описанию с элементами рассуждения У входа в храм святых солунских братьев» (8 класс)


Урок развития речи
«Подготовка к сочинению-описанию с элементами рассуждения
У входа в храм святых солунских братьев» (8 класс)
Цель: организовать деятельность обучающихся по развитию речи в подготовке к сочинению-описанию с элементами рассуждения.
Планируемые результаты
личностные: желание приобретать новые знания; воспитание чувства интереса к истории своего народа, к истории русского языка, к литературе;
метапредметные:
регулятивные: умение определять и формулировать цель своей деятельности на уроке; умение планировать свою работу; высказывание собственного мнения при анализе материала по теме урока; выполнение оценки своей деятельности; оценивание своей письменной работы; умение отбирать нужную информацию из предложенной; умение сопоставлять и сравнивать информацию из разных источников, привлекать собственный опыт;
коммуникативные: умение учитывать мнения одноклассников и учителя и стремиться к координации различных позиции в сотрудничестве; оценивание своих возможностей в понимании и создании культурных текстов;
познавательные: проводить наблюдение под руководством учителя; давать определение понятиям;
предметные: обогащение активного словарного запаса обучающихся; умение определять основную мысль сочинения и собирать материал по заданной теме; овладение выразительными свойствами языка; создание собственного текста-описания с элементами рассуждения на основе личных наблюдений.
Оборудование: тетради, карточки-задания, черновики, презентация, фрагмент фильма по произведению М. Горького «Детство», аудиозапись «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий», Гимн просветителям Кириллу и Мефодию.
Основные формы и виды работы на уроке: наблюдение, анализ изображенного, работа над образными средствами языка, подбор рабочих материалов, синонимов; групповая работа, коллективное обсуждение и рецензирование ответов; работа со словарем.
Ход урока
Лингвистическая разминка.
- Как вы понимаете эту фразу? Что она собой представляет? (Слайд № 1)
Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо — укъ фъретъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти!
-Действительно, это названия букв старославянского алфавита. Вот они перед вами (Слайд № 2)

- Каждая буква старославянского алфавита имела свое значение. Ученые доказали, что в славянской азбуке скрыто послание славянам.
Выразительное чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.
Я знаю буквы:
Письмо - это достояние.
Трудитесь усердно, земляне,
Как подобает разумным людям -
Постигайте мироздание!
Несите слово убежденно -
Знание - дар Божий!
Дерзайте, вникайте, чтобы
Сущего свет постичь!
(Ярослав Кеслер. Послание к Славянам)
- Предлагаю вам окунуться в мир Древней Руси, совершить путешествие к древним славянам, познать истоки возникновения письменности на Руси. Вернуться в современность. Увидеть, что деяние святых отцов и ныне почитаются славянами.
- Тема нашего урока «Подготовка к сочинению-описанию с элементами рассуждения «У входа в храм святых солунских братьев» (слайд 3).
2. Актуализация знаний.
- Чтобы приступить к работе над сочинением, необходимо окунуться в историю.
Просмотр фрагмента фильма по произведению М. Горького «Детство» (обучение грамоте).
- Издавна на Руси существовали свои обычаи обучения грамоте. Длинный стол, лавка, на стене – полка с книгами и обязательно плетка. На лавках сидят ученики. Они все босые.
За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят за его ответом. Другой, провинившийся, ученик ожидает наказания. Так изображена школа на одной из гравюр 1634 года.
Учебный день продолжался долго. Занятия начинались с семи часов утра и продолжались до самого вечера.
На уроке каждый ученик получал от учителя задание: один «зубрил» азбуку, другой переходил к «складам». И все следовало выучить «назубок». Каждый учил свое вслух. Отсюда и пословица: «Азбуку учат – на всю избу кричат». (Слайд № 4)
Учили каждую букву по ее названию. Твердо вызубрив азбуку, ученик переходил к чтению складов. За каждую ошибку наказывали розгами.
Выразительное чтение стихотворения «Как церковный грамотей в старину учил детей» заранее подготовленным учеником. (Слайд № 5)
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!
Этот нож не без причины
Называют «перочинным»:
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжку
На славянском языке.
- Понравилось ли вам в школе Руси? Почему? Кто, чему и как обучал детей? Почему «трудно грамота давалась нашим предкам в старину»?
- Согласны ли вы с тем, что учиться должны были только мальчики?
А когда же появилась азбука на Руси? Что она собой представляла?
3. Работа по теме урока. Сбор материала к сочинению.
- Древнейшая азбука славян – кириллица. (Слайд № 6) И создателями ее являются равноапостольные Кирилл и Мефодий. Прослушайте аудиофрагмент о жизни Кирилла и Мефодия и заполните таблицу «Материалы к сочинению».
Звучит аудиозапись «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий».
- Что вы узнали о жизни Кирилла и Мефодия? (Обсуждение)
- Следующий этап работы – работа с текстом. Перед вами карточка № 1 для самостоятельной работы. В течение трех минут вам необходимо обработать материал, выделить основное и заполнить таблицу. (Обсуждение материалов)
- Кирилл сам выбрал свою судьбу. Однажды Ему приснился сон, о котором он поведал своему отцу.
Выразительное чтение стихотворения «Сон святого Кирилла» заранее подготовленным учеником.
Был семилетним отроком Кирилл –
Приснился ночью сон ему один:
Могучий и всеславный воевода
В богатом, позолоченном дворце
Собрал невест, призвав к себе Кирилла,
Спросил: «Какую выбираешь ты себе?»
Кирилл молчал, с благоговением взирая,
И вдруг увидел девицу в венце,
Богатую убранством и красою,
И мудростью, и добротой в лице.
«Да!», – произнес святой, судьбу свою решая, –
«Да!», «Софию избираю я себе –
Божественную мудрость на земле!»
- Древнейшие славянские надписи и рукописи, относящиеся к X веку, выполнены двумя графическими системами. Одну из них называют кириллицей (слайд № 6), а другую – глаголицей (слайд № 7) (старославянское слово глаголь означает речь, слово). Но ведь Константин Философ перед тем, как уехать в Моравию, составил какую-то одну азбуку... Так какую же?
Многие историки считают, что Константин, в монашестве принявший имя Кирилл, создал именно глаголицу. Но глаголица – довольно сложная система букв. Впоследствии ее упростили до кириллицы. Древнейшая, дошедшая до наших дней славянская рукопись, – «Киевские листки» (X в.) (слайд № 8) – написана глаголицей и, возможно, происходит из западных земель, тех самых, где трудились Кирилл и Мефодий.
Дольше всего (до конца XVIII в.) глаголицей пользовались на юге, в Хорватии. У восточных славян уже к XII столетию глаголицу вытеснила более простая и четкая кириллица. Древнерусские книжники иногда применяли глаголические буквы для тайнописи. На Русь кириллица пришла в 988 г. вместе с крещением.
- Перед Вами самая ранняя письменность – глаголица. Посмотрите, какими значками обозначались буквы. (Слайд № 9)

Этими значками можно было записать простые слова.
Расшифруйте предложение. Если какой-то буквы нет, ставьте прочерк.
( “Солнце всех солнц есть сердце”)
- Как вы понимаете это высказывание? Какие пословицы и фразеологизмы, в состав которых входят названия букв кириллицы, вы знаете? Как вы их понимаете? Найдите в фразеологическом словаре выражения, в состав которых входят названия букв кириллицы. Запишите некоторые из них. (Аз да буки – и вся наука. Дошли до ижицы. Рцы слово твердо. Аз да буки не избавит от муки).
- Равноапостольным Кириллу и Мефодию во многих городах России воздвигли памятники.
Звучит аудиозапись Гимна просветителям Кириллу и Мефодию.
(Слайды № 10-22. Заочная экскурсия по России)
- Особое место в нашей экскурсии займет храм равноапостольных Кирилла и Мефодия в г.Курске. (Слайд № 23) Храм построен совсем недавно.
Перед вами карточки № 2 с текстом. Прочитайте текст, выделите главную информацию. (Обсуждение материалов)
- Когда и на какие средства был построен храм равноапостольных Кирилла и Мефодия в Курске?
- По чьей инициативе была построена церковь?
- Кто был архитектором здания?
-Попытаемся теперь описать внешний облик храма. (Слайд № 24)
Устное описание храма.
- Посмотрите на фотографии храма. Что в первую очередь привлекает наше внимание? (Цвет и материал. Храм белоснежный, каменный)
- Подберите синонимы слову белоснежный. Какие сравнительные обороты вы зафиксировали? (Белый, как облака, как снег). Заполните таблицу «Материалы к сочинению».
- Почему, на ваш взгляд, стены храма белоснежные? Что символизирует белый цвет? (Белый цвет был многозначным символом во все времена и у всех народов. Главное и исходное его значение — свет. Белый тождествен солнечному свету, а свет — это божество, благо, жизнь, полнота бытия. Белый цвет символизирует полный покой, безмятежность, мир, тишину, чистоту, целомудрие. Ангелы и святые люди в раю изображаются в белых одеждах. И подтверждения этому мы находим в Ветхом Завете)
- Обратите внимание на структуру собора. В чем ее своеобразие? Чем он отличается от храмов, которые мы уже видели? (Храм представляет собой одноэтажное здание, которое заканчивается башней с куполом, увенчанным крестом)
- Посмотрите на купол храма. Опишите его. Какой он? Подберите определения-характеристики. Запишите понравившиеся.
Купол По размеру По форме По цвету
Небольшой Полукруглый, ребристый Золотистый, цвета солнца
- С кем или с чем можно сравнить основной купол храма?
- Какие украшения храма можно выделить? (Храм украшен своеобразными полукруглыми декоративными элементами)
- Что они вам напоминают, на что похожи эти элементы? (Они похожи на женские головные уборы, которые использовались на Руси)
- Это так называемые кокошники. (Слайд № 25)
Коко́шник (в архитектуре) — полукруглый или килевидный наружный декоративный элемент. Этимологически термин связан с названием традиционного русского женского головного убора кокошник. Кокошники получили широкое распространение в русской церковной архитектуре XVI и, особенно, XVII века. Располагаются на стенах, у оснований шатров и барабанов глав, венчают оконные наличники, уменьшающимися кверху ярусами покрывают своды.
- Запишите в тетрадь предложение. Выполним его синтаксический разбор.
Три яруса крупных полукруглых кокошников один над другим украшают наружные стены храма.
- Подберите синонимы слову украшают. Вспомните, что такое синонимы. Запишите синонимы в тетрадь.
Украшать - приукрашать, отделывать, наряжать, прихорашивать, расписывать, сглаживать, декорировать, придавать красоту.
- Наличие кокошников как декоративных элементов позволяет нам говорить о том, что храм равноапостольных Кирилла и Мефодия в Курске построен в стиле архитектуры XVII века.
- Посмотрите, как много окошек в храме. Какие они? Какова, на ваш взгляд, роль окошек? (Окошки на стенах храма высокие, узкие. Они как связующее звено между духовной жизнью и мирской. Сквозь окошки собора ангелы взирают на суетный людской мир)
- Двери храма всегда открыты, ведь любой храм – это место, где человек может найти покой. Послушайте стихотворение «Церковный сумрак», которое написал поэт и переводчик Андрей Блох (ок. 1896 – после 1930). Выделите в этом стихотворении ключевые слова. Попробуйте пересказать его. Что бы вы добавили?
Выразительное чтение стихотворения «Церковный сумрак» заранее подготовленным учеником. (Слайд № 27)
Церковный сумрак. Мирная прохлада,
Немой алтарь.
Дрожащий свет негаснущей лампады
Теперь, как встарь.
Здесь шума нет, и сердце бьется глуше
И не болит.
Здесь много горя выплакали души
У древних плит.
Здесь люди Богу муку поручали,
Здесь вечный след
Безвестных слез, несказанной печали
Забытых лет.
Старинный храм, — защита от бессилья,
Приют для битв,
Где ангел Божий смертным дарит крылья
Для их молитв.
Вариант работы. Добавьте слова в предложенный текст.
В церкви _________ и __________. Алтарь. __________.
Кругом ___________. И сердце так _____________. Оно не _______. Здесь особая атмосфера. Сколько слез здесь __________?! Сколько _________ и ________ преодолено! Это не случайно. Ведь Храм ____________ человека от бессилья.
Возможный вариант текста
В церкви сумрачно и прохладно. Алтарь. Лампады. Кругом тишина. И сердце так спокойно. Оно не болит. Здесь особая атмосфера. Сколько слез здесь выплакано?! Сколько горестей и печалей преодолено! Это не случайно. Ведь Храм защищает человека от бессилья.
Обсуждение.
- 24 мая – день славянской письменности. Деяния святых апостолов Кирилла и Мефодия велики. Они перевели с греческого языка на славянский язык все Священное Писание и богослужебные книги. Первыми словами, переведенными великими просветителями, были: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
Выразительное чтение стихотворения, которое сочинил одиннадцатилетний мальчик Кривобороденко Владимир из г. Орла.
Славим Русь нашу святую! По великим именам
Православную, родную нашим мыслям и сердцам,
Как прошла ты сквозь тревогу, сквозь безграмотность, вражду?
Вразумил тебя Мефодий с Константином на молву!
Выходцами из Солуни Русь была восхвалена
Почитали, как родную, излагая письмена,
Прародители Софии воцарились на Земле
И от мая к маю славим ваши имена везде.
Памятник мы изваяли в вашу честь уже в Москве
И бессмертьем начертали Ваши лики на холсте!
Кирилл и Мефодий - два брата единых, прошедших свой доблестный путь,
Нашедших в славянах духовную силу и православья приют!
Звучит аудиозапись Гимна просветителям Кириллу и Мефодию.
4. Подведение итогов.
- Подведем итоги нашей работы сегодня и обозначим основные пункты плана нашего сочинения. (Слайд № 28)
У входа в храм святых солунских братьев
Славянская азбука – Богом данная. Труд Кирилла и Мефодия.
В памяти нашей храним труд великий.
Путешествие по России.
Храм равноапостольных Кирилла и Мефодия в г. Курске.
а) общий вид здания;
б) украшения храма;
в) купол.
Великие имена святой Руси!
Орфографическая разминка. Творческий диктант. Запишите словосочетания со словами.
Кириллица, кокошник, расположиться, увенчанный, праздник, письменность, белоснежные, золотой, великолепный.
5. Домашнее задание. Конечным итогом работы должно стать сочинение-рассуждение с элементами описания «У входа в храм святых солунских братьев».
6. Рефлексия – самоанализ.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Какой материал оказался для вас непонятным и трудновоспроизводимым?
- Что заинтересовало и понравилось?
- Сможете ли вы самостоятельно создать текст-рассуждение?

Приложение № 3 к уроку развития речи
«Подготовка к сочинению-описанию с элементами рассуждения
“У входа в храм святых солунских братьев”» (8 класс)
Карточка № 1 для самостоятельной работы
Братья Константин и Мефодий родились в Солуни (Салониках). Это был многоязычный город Македонии. В нем жили греки, армяне, арабы, евреи, персы и славяне. Старший брат, Мефодий, родился в 815 году. Он успешно начал военную службу и был назначен воеводой в населенную славянами область. Воеводой Мефодий пробыл десять лет, а затем ушел в монахи. Младший брат, Константин, родился в 827 году. Уже в юности он отчетливо осознавал, что его путь – это путь ученого-книжника.
После смерти отца Константин попал в Константинополь, где учился в знаменитой школе в Магнаурском дворце, а позже стал библиотекарем при соборе Святой Софии и фактически секретарем патриарха. Затем Константин на некоторое время поселился в одном из монастырей близ Босфора в Малой Азии, а в конце 850-го или начале 851 года вернулся в Константинополь, чтобы занять кафедру философии в университете.
Первое дипломатическое поручение Константина – участие в сарацинской миссии, т.е. в проповеди христианства сарацинам (арабам). В 860 году братья Кирилл и Мефодий уже вместе участвуют в хазарской миссии. Узнав от императора, что ему предстоит проповедовать христианство в Великой Моравии, Константин сказал: «Хотя тело мое утомлено, хотя я болен, я рад пойти туда, только если они имеют буквы для своего языка». Услышав, что букв нет, он возразил: «Как можно на воде слова писать...». Император ответил ему: «Если ты захочешь, Бог тебе их даст». Затворившись в монастыре Полихрон, братья выполнили свою великую задачу.
В конце 863 года миссия направилась в Великую Моравию. Там у Константина появились ученики. В 867 году братья с учениками отправились в Рим, получив приглашение от Папы Николая I Великого. В конце 868 года Константин тяжело заболел. Предчувствуя смерть, он в декабре принял схиму (клятву православных монахов) под именем Кирилл. Перед смертью Кирилл обратился к брату: «Вот, брат, оба мы в одной упряжке борозду пахали, я теперь падаю на гряде, свой день заканчивая». 14 февраля 869 года он скончался. Ему было 42 года.
Вскоре после смерти брата Мефодий отправился в Паннонию (ныне территория Венгрии; в те времена там жили славяне), чтобы и там ввести богослужение на славянском языке. Однако деятельность Мефодия в Паннонии, постепенно превращавшейся в центр славянской письменности, вызвала озлобление немецкого духовенства. Баварские священники, нарушив церковные законы, без ведома Папы Римского бросили Мефодия в тюрьму, где он пробыл до 873 года. После освобождения Мефодий покинул Паннонию и до самой смерти был моравским архиепископом. Он умер 6 апреля 885 года.
Князь Святополк в 884–885 гг. присоединил к Моравии Нижнюю Паннонию. И сам князь, и знать признавали богослужение только на латинском языке. Между учениками Мефодия и немецким духовенством началась ожесточенная борьба, которая в 886 году завершилась разгромом сторонников славянского богослужения в Моравии и Паннонии. С учениками Мефодия жестоко расправились.
Карточка № 2 для самостоятельной работы
История строительства храма равноапостольных
Кирилла и Мефодия в г. Курске
В 1998 году в Курском государственном педагогическом университете по инициативе его студентов и преподавателей была создана православная община во имя Святых равноапостольных Мефодия и Кирилла. В это же время принято решение о строительстве храма в честь Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия на территории университета в его внутреннем дворике. Одним из инициаторов строительства церкви был народный художник Российской Федерации Вячеслав Клыков, который выполнил эскиз будущего здания.
24 мая 1998 года архиепископ Курский и Рыльский Ювеналий совершил закладку камня на месте будущего строительства храма. Проект храма выполнен в курской творческой мастерской Валерия Михайлова архитектором Светланой Андреевой и инженером Петром Клочковым. В 1999 году на Вербное воскресение настоятелем освящён престол в домовой церкви, располагавшейся на первом этаже главного корпуса университета. Закладка фундамента произведена в 2002 году в день апостола Андрея Первозванного.
По благословению митрополита Ювеналия в фундамент была заложена металлическая капсула с грамотой: «Во славу Животворящей Троицы. 2002 год от Рождества Христова».
Строительство продолжалось с 1999 по 2007 год на пожертвования студентов, преподавателей, жителей города, спонсоров. В 2008 году к празднику Пасхи был установлен иконостас, изготовленный мастерами Щигровского Свято-Троицкого братства. Иконы написаны преподавателями художественно-графического факультета КГУ О. М. Рыбиным, Б. А. Чиликиным, А. П. Бредихиным с использованием известной еще в Древней Руси техники левкаса (нанесение особого грунта на доске).
Храм был освящён архиепископом Курским и Рыльским Германом 24 мая 2008 года, в праздник святых равноапостольных Мефодия и Кирилла. В благословение храма архиепископ Герман передал ректору КГУ Вячеславу Гвоздеву икону Божией Матери «Казанская». В марте 2009 года заработал официальный сайт храма Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В настоящее время кроме ежедневных и праздничных богослужений в храме проходят рождественские ёлки, благотворительные акции.
Рабочий лист к уроку
Материалы к сочинению
История храма
Описание храма Храм
Цвет: белоснежный =
По структуре:
Купол
По размеру:
По форме:
По цвету:
Украшения собора
Кокошники –
Украшать =
Окошки –
Работа со стихотворением
ЦЕРКОВНЫЙ СУМРАК
Церковный сумрак. Мирная прохлада,
Немой алтарь.
Дрожащий свет негаснущей лампады
Теперь, как встарь.
Здесь шума нет, и сердце бьется глуше
И не болит.
Здесь много горя выплакали души
У древних плит.
Здесь люди Богу муку поручали,
Здесь вечный след
Безвестных слез, несказанной печали
Забытых лет.
Старинный храм, — защита от бессилья,
Приют для битв,
Где ангел Божий смертным дарит крылья
Для их молитв.
Задание. Добавьте слова в предложенный текст или напишите свой собственный текст.
В церкви _________ и __________. Алтарь. __________.
Кругом ___________. И сердце так _____________. Оно не _______. Здесь особая атмосфера. Сколько слез здесь __________?! Сколько _________ и ________ преодолено! Это не случайно. Ведь Храм ____________ человека от бессилья.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________