Повторительно-обощающий урок по теме Причастие и деепричастие как формы глагола

Открытый урок в 6 классе
Повторительно - обобщающий урок по теме

«Причастие и Деепричастие как формы глагола»

Цель – закрепить знания по темам «Причастие» и «Деепричастие».
Задачи:
1.Отработать навык опознавания причастий и деепричастий в тексте.
2. Уметь ставить знаки препинания при причастном и деепричастном оборотах.
3. Формировать навык правильного употребления в письменной речи причастий и деепричастий.

Ход урока.
Сегодня наш урок посвящен повторению темы «Причастие и Деепричастие как формы глагола». Задача- см задачи урока.

Начнем наш урок с игры Лото. На доске карточки с признаками причастия и деепричастия, карточки рассыпались, ваша задача – распределить их по группам: те, которые относятся к причастию, и те, которые относятся к деепричастию.
Категории: действительное, страдательное, настоящее время, прошедшее время, совершенный вид, несовершенный вид , невозвратное, возвратное, какой?, как?, род, число, падеж, краткая форма. Глагол , прилагательное, наречие.
В это время ребята записывают в тетради признаки причастия и деепричастия.
Составляя схему, распределяйте признаки на постоянные и непостоянные.

2. На основании схемы составьте лингвистический рассказ о Причастии и Деепричастии, не забудьте про суффиксы и примеры.
В нашей схеме есть подсказка, как найти Причастие и Деепричастие в тексте. Давайте еще раз ее проговорим.

3. Ребята, какие, на ваш взгляд, самые сложные правила при изучении тем «Причастие» и «Деепричастие»? Знаки при причастном и деепричастном оборотах, Н-НН и НЕ с причастием.
Наша задача – вспомнить эти правила и еще раз объяснить себе все особенности применения данных правил на письме.

Задание: записать текст, расставить знаки препинания, объяснить орфограммы.

Текст
Была середина глухой осенней ночи. 2. Солнце, не видимое за горизонтом, уже не освещало верхушки деревьев. 3. Из черных лесных болот, заваленных листьями, поднимался туман, застилая красоту чащи. 4.В полосе лунного света тонко рисовались голые ветви осин, уныло окруженные радужным сиянием луны. 5.*Меньше всего о красоте природы думали три солдата, возвращаясь из трудной и опасной разведки. 6.Боевое задание было выполнено, на карте нанесено расположение разведанных немецких батарей, но солдаты чувствовали себя раздраженными и злыми. ( Задание повышенной сложности)

Задание:
Найти и подчеркнуть причастия и деепричастия.
Объяснить знаки и орфограммы

4.Одно из самых трудных умений - употребление Причастий и деепричастий в письменной речи. Я предлагаю разделиться по группам – по 5 человек. Задание: вставьте в текст подходящие по смыслу причастия и деепричастия, укажите причастные и деепричастные обороты. Для вас, ребята, в предложениях есть подсказка – глагол и название оборота
Текст
Весна в этом году выдалась теплая, ранняя, и Иван Петрович решил отправиться в парк. (Побродить д/о)______________ по аллее он увидел маленькие елочки (посадить п/о) ________________им осенью. Еще ________________(не растаять п/о) снег лежал на еловых лапах. Иван Петрович __________________(дотронуться д/о) до елочки ощутил ее мягкие иголки. А снег, словно серебро, посыпался вниз, и земля _________________(расцветить п/о) белыми крапинками обрела праздничный вид. Иван Петрович (очаровать п/о) красотой весны не спеша отправился домой.
Готовый вариант текста
Весна в этом году выдалась теплая, ранняя, и Иван Петрович решил отправиться в парк. Побродив по аллее, он увидел маленькие елочки, посаженные им осенью. Еще не растаявший снег лежал на еловых лапах. Иван Петрович, дотронувшись до елочки, ощутил ее мягкие иголки. А снег, словно серебро, посыпался вниз, и земля, расцвеченная белыми крапинками, обрела праздничный вид. Иван Петрович, очарованный красотой весны, не спеша отправился домой.


ДЗ: повторить все о Причастии и деепричастии, П/О, Д/О Знаки. Самостоятельно придумать небольшой текст 5-6 предложений, в котором есть причастные и деепричастные обороты.

15