Статья на тему «Развитие умения работать с текстовой информацией»

Учитель русского языка и литературы
Зеленцова Е.Д. (ГБОУ ЦО «Чертаново»)
Учитель иностранного языка
Федорова К.Л. (ГБОУ ЦО «Чертаново»)

Развитие умений учащихся работать с текстовой информацией
ГБОУ ЦО «Чертаново» - специализированное образовательное учреждение, в котором обучаются футболисты. И главной задачей для педагогического коллектива является всестороннее развитие учащихся-спортсменов.
Вопрос комплексного развития личности спортсмена не новый и постоянно поднимается в спортивной психологии и социологии, но он не может быть успешно решен усилиями только спортивных дисциплин. Следует отметить, что в последнее время многие спортивные руководители признают важность интеллектуального развития спортсменов. Они поддерживают стремление спортсменов повышать свой интеллектуальный уровень, тем более что учебная деятельность становится неотъемлемым дополнением к основной, если человек хочет оставаться конкурентоспособным в современном мире.
Если определенный воспитательный компонент вытекает из самого контекста спортивной деятельности (воспитание трудолюбия, ответственности, силы воли, целеустремленности и т. п.), то интеллектуальные способности не получают должного развития из-за нехватки времени и сил. Кроме того, выезды на сборы, турниры целых команд создают определенные трудности в систематизации знаний и развитии навыков как предметных, так и общеучебных. Чтобы обеспечить непрерывность образовательного процесса, повысить качество обучения и обеспечить успешное прохождение итоговой аттестации в формате ЕГЭ, в ГБОУ «Чертаново» создается Банк заданий для самостоятельной работы учащихся-спортсменов. Такие задания учащиеся получают на периоды сборов и каникул.
Одно из важнейших умений, формируемых на уроках гуманитарного цикла, – умение работать с текстом. В процессе работы с текстовой информацией развиваются ключевые компетенции учащегося: учебно-познавательная, коммуникативная, информационная. Поэтому материалом для самостоятельной работы обучающихся должен быть текст. Каждый учитель-предметник, формулируя задания, не только ставит перед учащимися предметные задачи, но и планирует развитие универсальных учебных умений (УУД). Вследствие этого становится возможным определение общих требований к заданиям и разработка однотипных упражнений.
В первую очередь, текст должен быть небольшого объема. Во-вторых, задания к нему формулируются четко и конкретно. В-третьих, задания должны носить практический характер и быть интересными (самостоятельно повторять теорию учащимся-спортсменам не интересно, да и нелегко).
Рассмотрим наиболее популярные типы заданий при работе с текстом.

Задания по развитию речи.
Данные задания позволяют самостоятельно продолжать развитие речевых навыков и способствуют совершенствованию умения выполнять задания части С ЕГЭ (сочинение, письмо).
Вопросы к тексту.
Традиционно работа с текстом начинается с вопросов. Какие вопросы при этом в основном задают ученикам? «Кто?», «что?», «где?», «когда?» - то есть вопросы, требующие запомнить информацию. Безусловно, такие вопросы нужны, так как они позволяют проверить знания учеников. Методика использования подобных вопросов существует уже давно. Согласно таксономии В.Блума (таксономия – определение целей обучения через последовательность уровней мышления от основного, понимания и приложения знаний, до высоких уровней, синтеза и оценки), можно ставить вопросы на проверку знаний и одновременно стимулировать мышление.
Знание: вопросы, требующие запомнить или воспроизвести уже имеющуюся информацию.
Понимание: вопросы, которые позволяют понять смысл переданной информации и употребить ее не так, как в тексте: сравнить объекты, проиллюстрировать историю, выявить и разъяснить основную идею.
Приложение: вопросы на осознание полученной информации, которые помогут применить полученное знание в аналогичной ситуации. Для этого необходимо выбрать нужные факты, сообщить их, решить проблему.
Анализ: необходимо разбить информацию на малые части. Чтобы стала понятна ее структура. Такая операция позволит им увидеть разные точки зрения и обдумать их, затем ответить на вопросы «зачем», «почему», то есть определить мотивацию, причины, сравнить события или сделать вывод из полученных фактов.
Синтез: необходимо соединить малые части так, чтобы создать что-то новое (другой финал сюжета, решение проблемы) или предсказать развитие событий.
Оценка: ученики оценивают информацию на основании личного опыта или данного им критерия, то есть они должны выразить мнение, рекомендовать решение, обсудить тему, защитить определенную точку зрения. Подобные вопросы начинаются с выражения как вы считаете?..
Задания в прогнозировании идей текста на основе позиций текста.
Задание на выделение главного связаны с ключевыми словами и фразами, которые
несут основную смысловую и эмоциональную нагрузку текста. Определить их - необходимая основа для понимания учебного материала. Ключевыми являются те слова и предложения, которые несут основной смысловой и эмоциональный заряд теста, раскрывают его главную мысль. Выделение ключевых слов, фраз в тексте сопровождается активной мыслительной работой, поскольку выявляются взаимные связи, зависимости, причины следствия, устанавливается сходство и различие с уже известным материалом, выясняется правдоподобие и реальность излагаемых суждений и фактов. Поиск собственных ответов на вопросы, заданные самому себе в ходе работы с текстом, последующее их сравнение с реальным содержанием текста вырабатывают навыки и умение самостоятельно анализировать, обобщать, выделять главное.      Понимание главного может произойти как результат логических рассуждений либо как одномоментное озарение.
Однако в процессе размышлений человек использует некоторые приемы для выделения главной мысли:
очень краткая формулировка сути текста или его отрывка;
анализ текста с целью понять, где основная мысль, а где поясняющие ее примеры;
отбрасывание ненужной в данном случае информации.
Такое творческое чтение текста приводит к рождению новых идей, к выявлению неточностей или ошибок в прежних знаниях, а главное, к самосовершенствованию. Результатом активной мыслительной работы с текстом становится не только более высокий уровень знаний, но и развитие интеллектуальных способностей. Умение выделять главную мысль великий чешский педагог Я.А. Коменский считал основой интеллектуальной культуры человека.
Информационно-детализирующие задания позволяют определить второстепенную информацию, уточнить тему текста, определить причинно-следственные связи, обобщить содержание текста в виде пунктов плана, заполнить схему смысловой структуры текста, реорганизовать информацию текста.
Интегрированные задания позволяют определить фактульную, концептуальную и подтекстовую информацию; определить своё отношение к разного рода текстовой информации; определить пропущенные логические звенья единиц разного текстового уровня; интерпретировать и аргументировать информацию разных текстовых единиц;
Помимо задачи научить ученика понимать, анализировать текст, нам необходимо заинтересовать его. Существуют способы, позволяющие последовательно развить не только читательский интерес, но и определенные навыки при работе с текстами.
Подбор текстов с фактическими и/или логическими ошибками (например, из предложенных фрагментов «собрать» текст).
Сочетание разных видов текстовой информации (блоки, фрагменты) по теме (например, тексты разных стилей, жанров).
Сочетание текстов со схемами, таблицами, иллюстрациями.
Создание текстов с заданными условиями или требующих постановки задач учащимися.
Задания к тексту при повторении грамматических тем.
Данные задания позволяют актуализировать знания учащихся по ряду грамматических тем, которые нуждаются в повторении, и способствуют совершенствованию умения выполнять задания ЕГЭ частей А и В.
Инвентаризация лексики (выбор указанных лексических единиц).
Распределение слов текста (в соответствии с заданными условиями).
Трансформация (замена грамматических форм, синтаксических конструкций)
Иллюстрация правила (нахождение в тексте слов, синтаксических конструкций на определенное правило).
Комбинированное задание (нахождение единиц языка, удовлетворяющих условиям задания)
Важным условием эффективного повторения является преодоление однообразия, монотонности в работе. Как указывают психологи, эти ощущения возникают при непривлекательности для личности определённой ситуации, при её малой эмоциональной насыщенности. Преодолеть эти негативные моменты помогает использование в самостоятельной работе разнообразных типов заданий. Так, особо привлекательными для учащихся являются задания-загадки, кроссворды и т.п.
Самостоятельная работа с текстом в сочетании с дистанционным обучением, позволяющим развивать навык выполнения тестовых заданий и осуществлять обратную связь с преподавателями, обеспечивают непрерывность в развитии учебно-информационных навыков обучающихся








Приложение
В качестве примера приводим задания к тексту в виде кроссворда (английский язык, русский язык)

Мy best friend is Kirsty. We first met when we were 12. She started at my school, and the teacher asked me to look after her. We soon became friends. We looked quite funny together. She's very tall, and I'm quite small. Because we grew up together, we know everything about each other. So Kirsty knows me better than anyone else. I can always talk to her about my problems. She always listens and then gives me good advice! I hope I do the same for her. We try to meet every day, but when there is no possibility to do it, we talk on the phone all the time.
Fill in a crossword using the following instruction:



2






5




1
















4






3














































































Comparative degree of the adjective “good”
Superlative degree oа the adjective “good”
A Subject
A conjunction
A participle I of the verb “to meet”

Задание: прочитайте текст, заполните кроссворд,
Это был обычный лес. Мимо него по блестящему асфальту навстречу друг другу шли автомашины. Деревья и подлесок, слившись воедино, стояли в виде зеленой стены. В глубине леса сумрак сгущался до пугающей черноты. Сколько раз в течение последних месяцев приходилось мне проезжать мимо этого леса! Быстро мчится машина, вдоль зеленой стены. Глазу не проникнуть дальше первого ряда деревьев. Они раскинули переплетенные ветви, плотно сошлись кронами, из-за них не заглянуть в глубь леса.



По вертикали:
Существительное 1 склонения в форме множественного числа, творительного падежа.
Действительное причастие настоящего времени, образованное от глагола II спряжения.
Страдательное причастие прошедшего времени в форме множественного числа винительного падежа.
Деепричастие совершенного вида.
По горизонтали:
Производный предлог, образованный от наречия.
Относительное прилагательное в форме множественного числа родительного падежа.
Глагол второго спряжения в форме единственного числа 3 лица.
Наречие образа действия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 







3















































1






































5













































4








2









6






































7





































8
























 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 





п




 

 





е




 

 





р




 

 





е




 

 

к



п




 

 

р



л




 

 

о



е




 

 

н
а
в
с
т
р
е
ч
у
 

 

а



ё




 

 

м



н




 

 

и



н


с

 

 




б
ы


л

 

 

п
о
с
л
е
д
н
и
х
 

 




е



в

 

 




с



ш

 

 

м
ч
и
т
с
я

и

 

 




я



с

 

 




щ



ь

 

 
в
о
е
д
и
н
о



 

 




х