Рабочая программа по предмету Математические представления.4 класс коррекционная школа VIII вида.



Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
на 2016-2017 учебный год


Составитель:
учитель-дефектолог

г. Бутурлиновка 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления » составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказа Министерства образования Российской Федерации от 19декабря 2014 г. №1599 и на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1.
Учебный предмет « Математические представления» является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Обучение предмету «Математические представления» носит практическую направленность, связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Основной целью обучения математическим представлениям является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.
Задачами обучения математическим представлениям являются:
• формирование доступных обучающимся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и
умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Общая характеристика учебного предмета.
В начальной школе предмет «Математические представления» служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при изучении этого предмета , и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для подготовки учащихся с ОВЗ к жизни, овладению доступными профессионально-трудовыми навыками и фундаментом обучения в основной школе для обучающихся с ОВЗ.
Основной формой организации процесса обучения данному предмету является урок. Ведущей формой работы учителя и учащихся на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.
Каждый урок по предмету « Математические представления» оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Устный счет является неотъемлемой частью каждого урока математики.
Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения предмету « Математические представления». Решение всех видов задач записываются с наименованиями. В школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, на начальной ступени обучения предмет « Математические представления» является основой формирования у учащихся общего приема решения задач, как универсального учебного действия, выработки вычислительных навыков. Геометрический материал включается почти в каждый урок .По возможности, он должен быть тесно связан с арифметическим.
На каждом уроке уделяется внимание закреплению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах десяти,умножения и деления.
Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку по предмету «Математические представления».
Особое значение имеет предмет « Математические представления» для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся,  в первую очередь, логических действий, включая такие, как сравнение, нахождение сходства и различия, выделение существенных признаков и отвлечение от несущественных, использование приемов классификации и дифференциации, установление причинно-следственных связей между понятиями.
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Таким образом, математика является эффективным средством всестороннего развития личности школьника с ОВЗ.
В основу программы по предмету «Математические представления» для обучающихся с ОВЗ  положены следующие принципы:
Динамичность восприятия и продуктивная обработка информации.
развитие и коррекция высших психических функций.
Мотивация к учению.
Принцип научности и доступности обучения.
Принцип сознательности и активности обучающихся.
Принцип наглядности.
Принцип связи обучения со всесторонним развитием личности    обучающихся.
Тематический принцип планирования учебного материала.
На уроках по предмету « Математические представления» используются следующие методы:
а) общепедагогические методы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения
б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения (По Е.Д.  Худенко):
- задания по степени нарастающей трудности;
- специальные коррекционные упражнения;
- задания с опорой на несколько анализаторов;
- включение в уроки современных реалий;
- развёрнутая словесная оценка;
- призы, поощрения.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровневого и дифференцированного подхода, приёмы рефлексивных технологий.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Основные формы контроля:
Контроль осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля   в следующих формах: устный опрос, письменные и практические работы.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами. Тесная связь существует между уроками математики и изобразительного искусства. Обучающиеся узнают, выделяют знакомые геометрические фигуры в окружающих предметах, которые они рисуют.
Своеобразна связь  с русским языком. На уроках математики решается задача математической речи обучающихся, обогащение ее математическим словарем. На уроках русского языка закрепляется написание математических терминов и выражений.
Данный курс предусматривает привлечение знаний полученных обучающимися на других уроках.
Математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и точности.
Место учебного предмета , курса в учебном плане
Согласно учебному плану КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» учебный предмет «Математические представления » относится к части, формируемой участниками образовательных отношений для увеличения учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части .Сроки изучения учебного предмета -4 года.
Кол-во часов на изучение предмета в 4 классе - 1 час в неделю.
Кол-во учебных недель -34.
Кол-во часов на изучение в 4 классе за учебный год-34 часа.
Кол-во часов на изучение предмета на весь период обучения -135 часов.
Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
• Формировать навыки аккуратного письма с учетом индивидуальных требований;
• Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;
• Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;
• Освоить роль обучающихся;
• Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо);
• Знакомить с профессиями учитель, воспитатель, повар;
• Формировать представления о здоровом образе жизни:элементарные гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, физ. минутка).
Предметные результаты:
Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
Овладение основой логического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счета, измерения, наглядного представления данных в разной форме (таблица, схемы), записи и выполнения алгоритмов;
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями. Решать текстовые задачи, выполнять алгоритмы в игре, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, цепочками.
Математические представления
Базовый уровень:
•Различать устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100.
•Знать таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10. Правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деление 0 и деление на 1, на 10.
• Называть компоненты умножения, деления.
• Знать меры длины, массы и их соотношения. Знать меры времени и их соотношения.
• Знать различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур.
• Называть элементы четырехугольников.
• Выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания.
• Практически пользоваться переместительным свойством умножения.
• Определять время по часам тремя способами с точностью до 1 минуты.
• Решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи.
•Самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия.
•Различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии.
•Вычислять длину ломаной.
•Узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения. •Чертить прямоугольник ( квадрат) с помощью чертежного угольника на нелинованной бумаге.
Минимально достижимый уровень:
•Различать устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100.
•Уметь пользоваться таблицами умножения всех однозначных чисел и числа 10. Правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деление 0 и деление на 1, на 10.
• Называть компоненты умножения, деления.
• Знать меры длины, массы и их соотношения. Знать меры времени и их соотношения.
• Знать различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур.
• Называть элементы четырехугольников.
• Выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания.
• Практически пользоваться переместительным свойством умножения.
• Определять время по часам хотя бы одним способом.
• Решать простые арифметические задачи.
•Решать составные арифметические задачи в два действия с помощью учителя.
•Различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии.
•Вычислять длину ломаной.
•Узнавать, называть взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей.
•Чертить прямоугольник ( квадрат) с помощью чертежного угольника на линованной бумаге с помощью учителя.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников,
обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
Функции базовых учебных действий:
- обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
- реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
- формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;
- обеспечение целостности развития личности обучающегося.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности. С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью базовые учебные действия рассматриваются на различных этапах обучения.
Личностные УД:
•осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
•способность к осмыслению социального окружения,
своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
•положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
•целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
•самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
•понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
•готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные УД:
•входить и выходить из учебного помещения со звонком;
•ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
•пользоваться учебной мебелью;
•адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
•работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать рабочее место;
•передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
•принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
•активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
•соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные УД:
•выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
•устанавливать видо-родовые отношения предметов;
•делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
•пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
•читать;
•писать;
•выполнять арифметические действия;
•наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях).
Коммуникативные УД:
•вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);•использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
•обращаться за помощью и принимать помощь;
•слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
•сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
•доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
•договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Содержание учебного предмета.
Пропедевтика.
Свойства предметов
Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма,размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные(оставшиеся), другие.
Сравнение предметов
Сравнение двух предметов, серии предметов.
Сравнениепредметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой же величины.Сравнение предметов по размеру.
Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине);равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины).
Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, тоньше, толще); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий,низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).
Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса). Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.
Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих
Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько,
много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество,
немного, несколько, один, ни одного.
Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих.
Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия между ними или их частями: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после изменения объема.
Положение предметов в пространстве, на плоскости
Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно учащегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее ,левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в
середине, в центре.
Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине(центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.
Единицы измерения и их соотношения
Единица времени — сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня,завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро.
Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
Геометрический материал
Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Шар, куб, брус.
Нумерация. Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 100. Разряды. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Единицы измерения и их соотношения. Величины и единицы их измерения. Единица массы (килограмм), емкости (литр), времени (минута,час, сутки, неделя, месяц, год), стоимости (рубль, копейка), длины
(миллиметр, сантиметр, дециметр, метр). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
Арифметические действия. Сложение, вычитание, умножение и деление неотрицательных целых чисел. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения и деления. Арифметические действия с числами 0 и 1.
Взаимосвязьарифметических действий. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Числовое выражение. Скобки.
Порядокдействий. Нахождение значения числового выражения.
Использованиесвойств арифметических действий в вычислениях (переместительное свойство сложения и умножения). Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления. Способы проверки правильности вычислений.
Арифметические задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка). Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение)чисел на несколько единиц. Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части, деление по содержанию);
увеличение в несколько раз, уменьшение в несколько раз. Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Задачи, содержащие отношения «больше на (в)…», «меньше на (в)…». Задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Составные арифметические задачи, решаемые в два действия.
Геометрический материал. Пространственные отношения. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе— дальше, между и пр.).
Геометрические фигуры. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая) , отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга. Ломаные линии — замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника — замкнутая ломаная линия.
Использование чертежных инструментов для выполнения построений.
Измерение длины отрезка. Сложение и вычитание отрезков. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины.
Взаимноеположение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения).
Геометрическиеформы в окружающем мире. Распознавание и
называние: куб, шар.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАСистема оценки достижения обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы.
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержит чёткие требования к системе оценки.

Система оценки достижения обучающихся с лёгкой умственной отсталостью планируемых результатов освоения АООП решает следующие задачи:
*закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описывает объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
*ориентирует образовательный процесс на духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся;
*обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяет вести оценку предметных и личностных результатов;
*предусматривает оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательной организации;
*позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.
Система оценки результатов опирается на следующие принципы
Дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью.
Динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.
Единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что обеспечивает объективность оценки результатов.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки - оценка результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов) - школьный психолого – медико - педагогический консилиум, как основная форма работы участников экспертной группы. Состав консилиума включает педагогических и медицинских работников (учителей, воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, врача психиатра, педиатра).
Система оценки распространяется на личностные и предметные результаты освоения АООП и разработана в соответствии с требованиями к структуре АООП и результатам освоения адаптированной основной образовательной программы (АООП) ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.
В прежних условиях обучения оценивались главным образом знания. Остальные компоненты содержания образования – умения, эмоционально – ценностные отношения – большей частью оставались вне поля оценивания. В соответствии с введением ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) система оценки образовательных достижений обучающихся чётко привязывается к планируемым результатам.
При оценке личностных результатов диагностируется сформированность внутренней позиции ребёнка, которая проявляется в эмоционально – ценностных отношениях к себе и окружающему миру. Понятно, что каждый педагог не оставляет без внимания как нравственные или напротив безнравственные суждения и поступки воспитанников. Оценка (но не отметка) проявляется в словесной характеристике: если нравственный поступок: ты поступил правильно, ты молодец. (Гуров С. –тушение пожара), безнравственные поступки тоже анализируются и, как правило лучше осознаются, когда с обучающимся разбирается его поступок индивидуально. (Гусак В.) В процессе оценивания обучающийся ставится в позицию нравственного выбора в той или иной ситуации.. При этом следует помнить, что такая оценка должна проходить в форме не представляющей угрозы личности и психологической безопасности ребёнка.
Критерии оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (оценка продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями).
Программа системы оценки также включает:
Перечень личностных результатов, критериев оценки жизненной компетенции обучающихся;
Перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата
Критерии Параметры оценки Индикаторы
Овладение социально -бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни Сформированность социально-бытовых умений в домашних условиях Способность применять социально бытовые умения под руководством взрослого
Способность обращаться за помощью при формировании социально – бытовых умений.
Способность применять социально – бытовые умения самостоятельно.
Сформированность социально -бытовых умений в ближайшем окружении (в школе, во дворе ) Способность применять социально бытовые умения под руководством взрослого
Способность обращаться за помощью при формировании социально – бытовых умений.
Способность применять социально – бытовые умения самостоятельно
Сформированность социально – бытовых умений в более широкой жизненной ориентации (в социуме) Способность применять социально бытовые умения под руководством взрослого
Способность обращаться за помощью при формировании социально – бытовых умений.
Способность применять социально – бытовые умения самостоятельно
Критерии Параметры оценки Индикаторы
Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий сформированностьнавыков коммуникации со взрослыми способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми
способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях
способность обращаться за помощью
сформированность навыков коммуникации со сверстниками
способность инициировать и поддерживать коммуникацию сверстниками
способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях
способность обращаться за помощью
владение средствами коммуникации способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации
адекватность способность правильно применить ритуалы
применения ритуалов социального взаимодействия согласно ситуации
социального взаимодействия 3) Систему бальной оценки результатов
№ Балл Характеристика продвижений
1 0 баллов Нет продвижения
2 1 балл Минимальное продвижение
3 2 балла Среднее продвижение
4 3 балла Значительное продвижение
Для оценки сформированности каждого критерия можно использовать систему оценки:
0- баллов — действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом;
1- балл — обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок, выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;
2- балла — обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи педагога.
Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно;
3 - балла — способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;
4- балла — обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога;
5 - баллов — обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти не нуждается.
Балльная система оценки позволяет объективно оценивать промежуточные и итоговые достижения каждого обучающегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности БУД у обучающихся, и на этой основе осуществлять корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
4) документ, в котором отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося.
Результаты оценки личностных достижений ориентированы на динамику целостного развития ребенка. ( и могут отслеживаться через систему мониторинга, дневники наблюдений, портфолио достижений обучающихся).
Критерии оценки предметных результатов на основе индивидуального и дифференцированного подхода (оценка овладения содержания каждой образовательной области)
Оценка данной группы результатов начинается со второго полугодия 2-го класса, когда у обучающихся уже будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность будет привычной для обучающихся, и они смогут ее организовывать под руководством учителя.
Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса используется качественная оценка деятельности обучающегося через словесное и эмоциональное поощрение.

Ожидаемые результаты обучения на данном этапе:
*появление значимых предпосылок учебной деятельности, способность к ее осуществлению под непосредственным контролем педагога.
•развитие определенной доли самостоятельности во взаимодействии с педагогом и одноклассниками.
Оценка достижения предметных результатов базируется на:
принципах индивидуального подхода
принципе дифференцированного подхода.
Балльная оценка свидетельствует о качестве усвоенных знаний и ориентирована на следующие критерии:
соответствие / несоответствие усвоения научных знаний и использование их в практике (полнота и надежность знаний).
«верно» / «неверно» усвоенные предметные результаты с точки зрения достоверности, свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления.
Прочность усвоения знаний (удовлетворительные; хорошие и очень хорошие (отличные).Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Мониторинг итоговой оценки достижения планируемых результатов в реализации АООП
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» — от 51% до 65% заданий,
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Здесь мы ориентируемся на балльную систему оценки: 3, 4, 5. (1, 2 не выставляются, так как такие баллы не приемлемы в обучении детей с У/О. Каждый педагог обязан подобрать задание в соответствии с интеллектуальными возможностями обучающегося.
Специальная школа для обучающихся с ОВЗ не дает цензового образования, ее основной задачей является всесторонняя педагогическая поддержка ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Педагоги мотивируют обучающихся на ситуацию успеха, создают комфортную обстановку, сберегают психологическое здоровье детей, стимулируют и поощряют работу обучающихся независимо от степени усвоения учебного материала.
Оценка достижения требований стандарта ведется на основе планируемых результатов, которые призваны обеспечить связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценки.
Планируемые результаты служат нормативной базой одновременно и для различных оценочных процедур, и для определения содержания и организации образовательного процесса.
Содержательный контроль и оценка предметных результатов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета обучающимся и не допускает сравнения его с другими детьми.
Виды и формы контрольно-оценочных действий обучающихся и педагогов
Основные виды контроля:
по месту в процессе обучения:
текущий контроль, позволяющий определять уровень развития учащихся и степень их продвижения в освоении программного материала;
итоговый контроль, определяющий итоговый уровень знаний учащихся по предметам и степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников;
по содержанию:
прогностический или планирующий контроль, определяющий последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия;
пооперационный контроль, управляющий правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-контроль по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную операцию с образцом после осуществления учебного действия;
- по субъектам контрольно-оценочной деятельности:
внешний контроль, осуществляемый педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка);
внутренний или рефлексивный контроль, осуществляемый учащимся и обращенный на понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и самооценка).
К главным критериям, самоконтроля и самооценки, а также контроля и оценки относятся следующие:
усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие образовательной программы школы, составленной на базе основных общеобразовательных программ, учитывающих особенности психофизического развития и возможности обучающихся с нарушениями развития интеллектуальной деятельности.
-сформированность УУД (умение наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу).
развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания.
№/ пВид КОД Время проведения Содержание Формы и виды оценки
1 Стартовая
(входная)
работа Начало сентября Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует
коррекционную работу в зоне актуальных знаний. Фиксируется учителем в электронном журнале и автоматически в электронном дневнике учащегося, отдельно задания актуального уровня и уровня ближайшего развития в разноуровневой шкале оценивания. Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку школьника с интеллектуальными нарушениями.
2. Диагноста
ческаяработа Проводится на входе и выходе темы при освоении способов
действия/средств в учебном предмете. Количество работ зависит от количества учебных задач. Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках решения учебной задачи. Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции и также не влияют на дальнейшую итоговую оценку школьника с интеллектуальными нарушениями.
3. Контроль но-
обощающ ий урок Не более одного раза в месяц Направлен, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов предыдущей темы обучения, с другой стороны, напараллельную отработку текущей изучаемой учебной темы. Задания составляются на три уровня. Учитель проверяет и оценивает выполненные учащимися задания отдельно по уровням, определяет процент выполненных заданий и качество их выполнения в зависимости от психофизических особенностей учащихся.
4. Итоговая проверочн ая работа Конец апреля - май Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны наОценивание отдельно по уровням. Сравнение результатов входной и
Оценке не подлежит:
темп работы учащегося с нарушением интеллекта;
личностные качества;
своеобразие психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.)
Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.
Конечная цель обучения - формирование у учащихся адекватной самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной деятельнос№/ пВид КОД Время проведения Содержание Формы и виды оценки
проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. итоговой работы.
5. Предъявл ение(демонстр ация) достижен ийученика за год. Май месяц Учитель и ученик (в зависимости от психофизического состояния и особенностей личности ребенка) демонстрирует портфолио, презентацию или др. формы. В портфолио, презентации и др. представлены личностные достижения учащегося за учебный год.
6 Монитори нг«Динамик а развития личности» 2 раза в год Сентябрь, апрель Направлена на выявление уровня освоения ключевых компетентностей Экспертная оценка по специально созданным оценочным листам, сравнительным анализ по графическим схемам, диаграммам.
Итоговое оценивание и формы сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности учащегося
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися ООП являются достижения в предметных грамотностях (компетентностях) и ключевых компетентностях при освоении основной образовательной программы школы, необходимых для продолжения образования.
В итоговой оценке реализации ООП выделяются отдельно (независимо друг от друга) три составляющие:
результаты текущего (формативного, промежуточного) оценивания, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, продвижение в достижении планируемых результатов освоения ООП;
результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых культурных предметных способов действий/средств, необходимых для продолжения образования на следующем шаге;
внеучебные достижения школьников.
Все материалы по итогам образования в школе оформляются в форме дневника.
Показатели адекватной оценки сформированных знаний у обучающихся с нарушениями развития интеллекта.Логика и содержание проверочных и контрольных работ, итоговых учебных мероприятий складывается из разных типов заданий, чем больше верно выполненных заданий от общего объема работы, тем выше показатель надежности знаний у ребенка, что дает основание оценивать знания как удовлетворительные, хорошие, очень хорошие (отличные).
Показатель, наиболее соответствующий адекватной оценке сформированных знаний у учащихся с нарушениями в развитии интеллекта в нашей школе определяется в соответствие со следующими группами учащихся:
Первая группа (примерно 10 - 15 % учащихся) - в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоение программного материала
Вторая группа (примерно 25 - 30 % учащихся) - имеют более замедленный темп усвоения учебного материала, реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требования программы они справляются.Третья группа (примерно 35 - 40 % учащихся) - отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров, при списывание текстов и выполнении других заданий. (Как правило эти ученики обучаются по упрошенной программе по всем предметам).
Четвертая группа (примерно 10 - 15 % учащихся) - занимаются по индивидуальным программам, так как основное содержание тех или иных предметов для них не доступно. Обучение таких детей в нашей школе направлено на их социальную поддержку и осуществляется в классах со сложной структурой дефекта
Соответственно названным группам, около 45 % учащихся способны освоить базовый уровень знаний и относятся к 1 уровню освоения содержания программы, 35 % -минимально необходимый (сниженный) (2 уровень), а 20 % учащихся могут быть оценены лишь по результатам индивидуальных достижений (5 уровень).
Количественная характеристика знаний, умений, навыков определяется на основе проверочных работ по предмету. Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу.
Оценка «удовлетворительно» - выполнено от 35 % до 50 % заданий.
Оценка «хорошо» - выполнено от 50 % до 65 % заданий.
Оценка «очень хорошо» (отлично) - выполнено свыше 55 % заданий.
Знания и умения, учащихся по математике оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.
1. Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится ученику, если он:
а)дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями;
б)умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения;
в)умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
г)правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве;
д)правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы.
Оценка «4» ставится ученику, если:
а)при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
б)при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов;
в)при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий;
г)с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу;
д)выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
а)при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять;
б)производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий;
в)понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;
г)узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах с помощью вопросов учителя;
д)правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приёмов выполнения.
2. Письменная проверка знаний и умений учащихсяУчитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т. д.), либо комбинированными, — это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала.
При оценке письменных работ учащихся по математике грубыми ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил, неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.
Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин)
При оценке комбинированных работ:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.
Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2—3 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если решены простые задачи, но не решена составная или решена одна из двух составных задач, хотя и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий.
3. При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:Оценка «5» ставится, если все задания выполнены правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1—2 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если допущены 1—2 грубые ошибки или 3—4 не грубые.
4. При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержаниемОценка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1—2 негрубые ошибки при решении задач
на вычисление или измерение, а построение выполнено недостаточно точно.
Оценка «3» ставится, если не решена одна из двух-трех данных задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; если построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении геометрических фигур буквами.
5. Итоговая оценка знаний и умений учащихсяЗа учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.
Математический диктант.
При оценке математического диктанта, включающего 12 или более арифметических действий, ставятся следующие отметки:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно.
Оценка «4» ставится, если выполнена неверно — часть примеров от их общегочисла.
Оценка «3» ставится, если выполнена неверно — часть примеров от их общего числа.
Тематический план
(4часа в неделю,136 час.)
Раздел № Краткое содержание раздела
кол- во часов
Сотня
I четверть. 9ч.
Нумерация. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд (повторение). 4
Меры длины: метр, дециметр, сантиметр (повторение). 2
Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд. 2
Меры стоимости: рубль, копейка. 1
II четверть 7ч.
Прямоугольник. Квадрат, как частный случай прямоугольника. 1ч.
Решение примеров и задач на умножение и деление 6
III четверть. 10ч.
7 Длина ломаной линии. 2
8 Нахождение компонентов умножения. 1
9 Определение времени по часам. 1
10 Сравнение чисел, полученных при измерении времени. 1
11 Умножение и деление на 1. 1
12 Порядок действий в примерах 1 и 2 ступени. 2
13 Решение задач с мерами времени. 1
14 Составление и решение задач по краткой записи. 1
IV четверть. 8ч.
15 Решение задач с мерами массы и длины. 1
16 Решение задач и примеров на увеличение и уменьшение числа в несколько раз..3
17 Сложение и вычитание чисел в пределах 100. 2
18 Решение составных задач. 2
Всего: 34ч.
Учебно-методическое
и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса.
1.Средства обучения:
1. Наглядные пособия:
Комплект динамических раздаточных пособий (веера).
Комплект наглядных пособий «Набор цифр»
Таблицы
2. Технические средства обучения:
1. Компьютер.
2.Телевизор.
2.Рекомендуемая учебно-методическая литература
Программа по математике для 1- 4 кл., авт.: В.В. Эк. (Программы для подготовительного, 1 - 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. - М.:Просвещение, 2013- 192с.);2.Учебник по математике: Математика. 4кл.: учеб.для специальных (коррекционных)школ/М.Н.Перова. - 10-е изд., - М.: « Просвещение», 2014. - 233с
3.Математика: коррекционно-развивающие задания и упражнения / авт .сост. Е.
П. Плешакова. - Волгоград: Учитель, 2009.
4.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1 - 4 класс/ [ А. А. Айдаберкова, В. М.
Белов, В. В. Воронкова и др.] - 8- ое изд. - М.; Просвещение, 2013.5.В. В. Эк. Обучение математике, учащихся младших классов вспомогательной школы. Пособие для учителя. - М.: 1990
6.Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Полевщикова А.М. «Методика преподавания математики в начальных классах». - М., Просвещение 2006г.
7.Богановская Н.Д. «Особенности выполнения арифметических действий учащимися младших классов вспомогательной школы» Дефектология,2006, № 6.
8.Камалетдинов С.В. «Обучение измерению длины отрезков в 1-3 классах вспомогательной школы». Дефектология , 2007, № 4.
9.Коваленков В.Г. «Дидактические игры на уроках математики». - Москва, 2007
10.Никитина М.Н. «Некоторые вопросы изучения нумерации чисел во вспомогательной школе». Дефектология, 2006, № 5.
11.«Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой. - М., 2006.
12.Перова М.П. «Методика преподавания математики во вспомогательной школе». - Москва "Просвещение"2010.
13.Перова М.П. «Дидактические игры и упражнения по математике». - Москва "Просвещение" 2007.
14.Перова М.Н., Эк В.В. « Изучение сложения и вычитания чисел первой сотни на уроках математики во вспомогательной школе». Дефектология,2010, № 3.
15.Эк В.В., Перова М.Н. «Обучение наглядной геометрии во вспомогательной школе». - Москва, 2010
16.Эк В.В., Перова М.Н. «Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе». - М. «Просвещение» 2005 г.
17.Эк В.В. «Изучение табличного умножения и деления в начальных классах вспомогательной школы». Дефектология, 2010 № 5.
Литература для учащихся
Математика. 4кл.: учебник .для специальных (коррекционных)школ/М.Н.Перова. - 10-е изд., - М.: « Просвещение», 2014. - 233с.