Рабочая программа по предмету Письмо и развитие речи для 4 коррекционного класса VIII вида

Комитет по образованию Администрации города Новоалтайска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 города Новоалтайска Алтайского края»



Рабочая программа
по учебному предмету
«Письмо и развитие речи»
образовательная область:
«Язык и речь»
начальное общее образование
для 4 «Д» коррекционного класса
на 2016 – 2017 учебный год

Рабочая программа разработана на основе:
Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, Москва, «Просвещение», 2013 год
.






Составитель:
Клочкова Людмила Павловна,
учитель начальных классов







Новоалтайск,
2016 год




Содержание



Пояснительная записка-------------------------------------------------------------------------------3
Планируемые результаты---------------------------------------------------------------------------- 7
3. Содержание учебного курса----------------------------------------------------------------------- 10
4. Календарно-тематическое планирование----------------------------------------------------------11
5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:--------------------------- 23
6. Лист внесения изменений и дополнений-----------------------------------------------------------24

























1.Пояснительная записка
Рабочая программа курса Письмо и развитие речи (образовательная область «Язык и речь») разработана для 4 «Д» коррекционного класса общеобразовательной школы на основе нормативно правовой базы:
1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Закон РФ «Об образовании», приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Часть 1. - М.: Просвещение, 2010.
4. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ №1 города Новоалтайска Алтайского края»
5. Учебный план МБОУ «СОШ №1 города Новоалтайска Алтайского края» на 2016-2017учебный год.
6. Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, принятое на педагогическом совете МБОУ «СОШ №1 г. Новоалтайска Алтайского края» протокол № 171от 23.05.2012 г.
7. Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся (принято на педагогическом совете, протокол № 180 от 27.05.2013 г.
8. Авторская программа специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: подготовит., 1 – 4 кл. Москва, «Просвещение», 2013 г. под редакцией В.В.Воронковой
Роль и место дисциплины в образовательном процессе
В начальном обучении предмет Письмо и развитие речи занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении данного предмета во многом определяют успешность всего школьного обучения.

Цель курса: создать условия для овладения учащимися элементарными знаниями по грамматике.
Задачи:
вырабатывать элементарные навыки грамотного письма;
учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, развивать у учащихся устную и письменную речь,
формировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;
воспитывать интерес к родному языку.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания,
развитие пространственной ориентации,
развитие основных мыслительных операций,
коррекция речи и мышления,
коррекция фонематического слуха,
коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы,
обогащение словаря,
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Специфика программы
Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с примерной программой является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Технология обучения по данной программе предполагает, что учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять ответы на вопросы, объяснения за учителем или сильным учеником по наводящим вопросам, пересказывать по упрощенному плану и т.д.). Для самостоятельного выполнения этим учащимся предлагаются облегченные варианты заданий.
Усвоение элементов фонетики, грамматики и правописания осуществляется в процессе обучения одновременно с умственным и речевым развитием.
Программа по грамматике и правописанию включает следующие разделы: повторение; звуки и буквы; слово; предложение; связная речь; письмо и чистописание.
Фонетико-фонематические нарушения учащихся затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого особое внимание в 4 классе уделяется звукобуквенному анализу, который является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков, родственные слова. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обозначение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки учащихся к самостоятельной жизни, к общению. Постепенно в процессе упражнений у учащихся формируются навыки построения разной степени распространённости простого предложения. Одновременно идёт закрепление орфографических и пунктуационных навыков.
На уроках письма и развития речи особое внимание уделяется формированию навыков связанной письменной речи, т.к. возможности школьников излагать свои мысли в письменной форме, весьма ограничены. В связи с этим ведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.
В 4 классе проводятся подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Графические навыки у учащихся совершенствуются к 4-му классу. Трудности формирования графических навыков у учащихся с ОВЗ часто бывают связаны с недостатком развития движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Эта работа заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок в списывании с рукописного и печатного текста.
Учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять вопросы, ответы, действия, объяснения за учителем, хорошо успевающими учащимися, списывать с доски, работать у доски с помощью учителя). Для самостоятельного выполнения таким учащимся даются посильные для них задания.
Основные содержательные линии курса (разделы, структура)
Повторение пройденного в начале года
Звуки и буквы
Слово
Предложение
Связная речь
Повторение пройденного в конце года
Повторение пройденного в начале года: практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
Звуки и буквы: алфавит; употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и. Сочетания гласных с шипящими. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водб вуды) или подбора по образцу родственных слов (водб вудный).
Слово: различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом. Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных. Предлоги до, без, под, над, около, перед. Разделительный ъ. Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
Предложение: членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки) Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
Связная речь: Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно. Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания. Изложение под руководством учителя небольшого текста (2030 слов) по данным учителем вопросам. Восстановление несложного деформированного текста по вопросам. Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.

Виды и формы организации учебного процесса
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
анализ, обобщение, группировка, систематизация элементарного языкового материала,
звуко - буквенный анализ слова,
овладение правописанием слов, предложений, текстов,
различение разрядов слов – названия предметов, действий, признаков,
работа с предложением: его построение, установление связи слов в предложении, нахождение главных и второстепенных членов предложения,
ответы на последовательно – поставленные вопросы,
совершенствование графического навыка,
списывание с письменного и печатного текста, письмо под диктовку,
самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию самостоятельности и самоконтролю,
работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя,
развёрнутые объяснения при написании слов с изученными орфограммами, что содействует развитию речи и мышления, приучают к осознанному выполнению задания,
работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок.


При изучении тем курса используются:
учебники,
наглядные пособия (алфавит, рабочие тетради по русскому языку на печатной основе, опорные таблицы, алгоритмы рассуждений и др.),
дидактический материал,
коррекционные задания и упражнения,
игры по русскому языку.
Обоснование выбора УМК

Нарушения мышления и речи, равно как и всех сторон психики, умственно отсталых детей, обуславливает специфику обучения их письму и развитию речи. Эта специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения.
Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по данному предмету, является развитие речи школьников, особенно его коммуникативной функции.



Место предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану на изучение учебного предмета Письмо и развитие речи в объёме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 5 часов в неделю:
9 учебных недель первой четверти (45 часа);
7 учебных недель второй четверти (35 часов);
11 учебных недель третьей четверти (55 часов);
7 учебных недель четвёртой четверти (35 часов).
На изучение русского языка выделяется в 4 классе 170 часов (5 ч. в неделю, 34 учебные недели). Срок реализации программы 1 год. В авторскую программу изменения не внесены.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской.
Отличительных особенностей нет.

2.Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты предусматривают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися, воспитанниками основами грамотности и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
В целом оценка достижения обучающимися, воспитанниками с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися, воспитанниками даже незначительные по объему и элементарные по содержанию задания, знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
«Звуки и буквы»
Учащиеся должны знать:
- алфавит,
- расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове),
- употреблять ь на конце и в середине слова,
- употреблять разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и,
- писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу,
- писать слова с парными согласными в конце и в середине слова, подбирать проверочные слова,
- ставить в словах ударение, различать ударные и безударные гласные,
- писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова.
ПРИМЕЧАНИЯ.
Обязательно:
- знать алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре,
- уметь анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове).
«Слово»
Учащиеся должны знать:
- предлоги до, без, под, над, около, перед,
Учащиеся должны уметь:
- различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильно употреблять их в связи друг с другом,
- правильно писать имена собственные,
- писать предлоги раздельно с другими словами,
- употреблять разделительный ъ,
- подбирать родственные слова, находить корень,
- писать слова с непроверяемыми гласными, пользуясь словарём.
«Предложение»
Учащиеся должны знать:
- члены предложения: подлежащее, сказуемое.
Учащиеся должны уметь:
- членить речь на предложения, выделять в предложении слова, обозначающие, о ком или о чём говорится, что говорится.
- составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами в предложениях по вопросам,
- ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак),
- находить в предложении подлежащее, сказуемое, второстепенные члены (без деления на виды),
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,
- писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).
ПРИМЕЧАНИЯ.
Обязательно:
- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам,
- ставить знаки препинания в конце предложения,
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,
- писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).
«Связная речь»
Учащиеся должны уметь:
- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам,

Способы и формы оценки образовательных результатов

Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ.

При оценке устных ответов принимаются во внимание:
правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала,
полнота ответа,
умение практически применять свои знания,
последовательность изложения и речевое оформление ответа.

1. Оценка устных ответов.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну – две ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнании большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка «1» за устные ответы не ставится.

2. Оценка письменных работ.
К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор.
Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т.д.). Основные виды контрольных работ в 4 классе – списывание и диктанты.
Для грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в него слов на правила, которые ещё не изучались. Если такие слова встречаются, их надо написать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся.
Контрольные диктанты должны содержать по 2 – 3 орфограммы на каждое правило.
Примерный объём текстов контрольных работ в IV классе – 30 – 35 слов. Учёту подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов учащихся.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с одной – тремя ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с четырьмя – пятью ошибками.
Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено шесть – восемь ошибок.
Оценка «1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».
В письменных работах не учитываются одно – два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трёх исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
повторение ошибок в одном и том же слове. Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;
две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжёлыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2 – 3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4 – 5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.

3. Итоговая оценка знаний и умений учащихся.
За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.

3.Содержание учебного курса


Наименование разделов и тем
Всего
часов
Из них




контрольные диктанты

1.
1.1
Повторение.
Предложение.
6
6




Итого:
6


2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
Звуки и буквы.
Алфавит.
Мягкий знак на конце и в середине слова.
Разделительный мягкий знак.
Гласные после шипящих.
Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова.
Ударные и безударные гласные.
Правописание безударных гласных.
Непроверяемые безударные гласные.

4
5
9
4
14
6
21
8


1


1

1
1


Итого:
71
4

3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
Слово.
Названия предметов, действий и признаков.
Имена собственные.
Предлоги.
Разделительный твёрдый знак.
Родственные слова.

17
6
6
2
12

1
1
1

1


Итого:
43
4

4.
4.1
4.2
4.3
Предложение.
Предложение.
Знаки препинания в конце предложения.
Главные и второстепенные члены предложения.

16
5
8

1




Итого:
29
1

5.
Связная речь.
10



Итого:
10


6.
Повторение пройденного.
11
1


Итого:
11



Итого:
170
10


4.Календарно-тематическое планирование

I
четверть
II
четверть
III
четверть
IV
четверть
Всего за год

45 ч
35ч
55 ч
35 ч
170 ч



Тема
Коли-чество
часов
Сроки
Характеристика деятельности учащихся
Оборудование
А. К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова Русский язык Учебник для 4 класса

I четверть (35 часов)

1.
1.1
1.1.1
ПОВТОРЕНИЕ
Предложение
Практическое построение простого предложения.
6 ч


·
1ч.
1 неделя

Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных вначальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
Уметь выделять слова, обозначающие
главные члены предложения.

Предметные и сюжетные картинки; карточки-схемы; схемы предложений; простые карандаши

1.1.2
Выделение предложений из текста. (Словарное слово считать)
1ч.


Карточки с предложениями, со словарным словом; сюжетные картинки.

1.1.3
Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах. (Словарное слово решать)


1 ч.


Набор предметных картинок, игрушек; карточка со словарным словом.

1.1.4
Составление предложений из слов, данных в начальной форме.

1 ч.


Карточки с предложениями; счетные палочки.

1.1.5
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. (Словарное слово пример.)

1ч.


Конверты со словами (на каждого ученика)

1.1.6
Деление текста на предложения.

1 ч.
2 неделя

Карточки с предложениями; сюжетные картинки.

2.
2.1
Звуки и буквы.
Алфавит.

4 ч.




2.1.1
Расположение слов в алфавитном порядке. (Словарное слово пшеница.)

2 ч.

Учащиеся должны знать:
- алфавит,
- расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
Уметь отличать гласный звук от согласного.
Алфавит; две стопки книг; простой карандаш; массажные мячи

2.1.2
Гласные и согласные буквы.
2 ч.



Предметные картинки; кружки и карандаши синего и красного цвета

2.2

2.2.1
Мягкий знак на конце и в середине слова.
Мягкий знак на конце слова. (Словарное слово корабль)
5 ч.


2 ч.
3 неделя

Правописание мягкого знака на конце слова и в середине слова.
Карточка со словарным словом; предметная картинка: картофель; «Незнайка».

2.2.2
Мягкий знак в середине слова. (Словарное слово человек)

2ч.


Карточка со словарным словом; предметные картинки; тетрадь с загадками.

2.2.3.
Мягкий знак на конце и в середине слова.
1 ч.


Карточка со словарным словом; папка «Мягкий знак».

2.3
2.3.1
Разделительный мягкий знак.
Разделительный мягкий знак перед буквами е, ё, ю, я, и. (Словарное слово деревня)
8 ч.


2 ч.
4 неделя
Развитие фонематического слуха, внимания, мышления.
Правописание разделительного мягкого знака перед буквами е, ё, ю, я, и.
Массажные мячи; карточка с «ь» знаком.

2.3.2
Правила переноса слов с разделительным мягким знаком. (Словарное слово аптека.)

2 ч.

Уметь переносить слова с разделительным мягким знаком.
Плакат с правилом; карточки со словами.

2.3.3
Правописание слов с разделительным мягким знаком.
2 ч.

Уметь переносить слова с разделительным мягким знаком.
Плакат «Лесенка»; простой карандаш; словарные слова




5 неделя



5. 1
Связная речь. Составление и запись рассказа по серии картинок и подробному вопроснику.
1 ч.

Составление и запись рассказа по серии картинок и по вопросам.
Серия картинок; карточки с вопросами.

2.3.4
Контрольный диктант «Мягкий знак на конце и в середине слова. Разделительный мягкий знак».
1 ч.

Развитие мышления и фонематического слуха через умение применять правило при письме под диктовку предложений.
Текст диктанта; простой карандаш; тетради для к/р

2.3.5
Работа над ошибками.
1 ч

Коррекция внимания и логического мышления, развитие орфографической зоркости.
Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры.

2.4
2.4.1
Гласные после шипящих
Сочетание гласных с шипящими. (Словарные слово земляника)
4

2 ч.

Правописание гласных после шипящих.

Карточка со словарным словом; таблица с загадками.




6 неделя



2.4.2
Закрепление. Гласные после шипящих. (Словарное слово экскурсия.)

2 ч.

Правописание гласных после шипящих.

Карточка со словарным словом; таблицы со словами «Лесенка».

5.2
Связная речь. Составление рассказа по плану и данным предложениям.

1 ч.

Развитие логического мышления, речи, творческого рассказывания.
План рассказа; карточки с предложениями.

2.5

2.5.1
Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова.
Звонкие и парные согласные на конце слова. (Словарное слово берег.)
14 ч.

2 ч.



Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.


Плакат с парными согласными; карточки со словарными словами; сигнальные карточки.




7 неделя



2.5.2
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

2 ч.

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.


Карточки с буквами, со словарными словами; предметные картинки.

2.5.3
Звонкие и парные согласные в середине слова. (Словарное слово обед)
2 ч.

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.


Сигнальные карточки; карточка со словарным словом; предметные картинки; «снежная горка», письмо.

2.5.4
Правописание звонких и глухих согласных в середине слова. (Словарное слово автобус)
2 ч.
8 неделя
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.


Правило; карточки со словарными словами; согласные буквы.

2.5.5
Контрольная работа за I четверть.
1 ч.

Развитие внимания, фонематического слуха через письмо под диктовку простых по структуре предложений.
Текст диктанта.

2.5.6
Закрепление. Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. Работа над ошибками.
1 ч.

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.


Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры.

2.5.7
Закрепление. Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. (Словарное слово билет)

2ч.

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.


Карточка со словарным словом; предметные картинки; тетрадь с загадками.




9 неделя



2.5.8
Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Словарные слова: вдруг, ястреб.
2 ч.

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.


Карточка со словарным словом; папка «Звонкие и глухие согласные».

2.6
2.6.1
Ударные и безударные гласные.
Ударение. Постановка ударения в словах. (Словарное слово: магазин.)

6

2ч.

Различение ударных и безударных гласных.
Развитие мышления и слухового восприятия.
Карточка со словарным словом; презентация; тетрадь с загадками.

II четверть (35 часов)

2.6.2
Смыслоразличительная роль ударения.

2 ч.

10 неделя
Различение ударных и безударных гласных.
Правописание безударных гласных путём изменения формы слова или подбора по образцу родственных слов.
Плакат со словами

2.6.3
Различение ударных и безударных гласных. (Словарное слово: фабрика.)

2 ч.




2.7
2.7.1
Правописание безударных гласных
Одинаковое написание ударных и безударных гласных в различных формах одного и того же слова.

20


1 ч.

Различение ударных и безударных гласных.
Правописание безударных гласных путём изменения формы слова или подбора по образцу родственных слов.
Карточки со словарными словами; веточка сосны.

2.7.2
Знакомство со способами подбора проверочных слов по образцу.


1 ч.
11 неделя
Умение подбирать проверочные слова по образцу.


Предметные картинки; простой карандаш; массажные мячи.

2.7.3
Изложение текста «Иней» воспринятого зрительно, по данному плану. Словарное слово: иней.
1 ч.

Коррекция зрительного восприятия, речи на основе написания изложения.
Текст; план.

2.7.4
Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов.

1 ч.

Умение подбирать проверочные слова по образцу.

Карточка со словарным словом; простой карандаш.

2.7.5
Упражнения в написании слов с безударной гласной. (Словарное слово шофер)


2 ч.

Умение подбирать проверочные слова по образцу.

Карточки со словами; газета; простой карандаш; карточка со словарным словом.

2.7.6
Правописание безударных гласных.

2 ч.
12 неделя
Умение подбирать проверочные слова по образцу.

Перфокарты, конверты с буквами, карточки для дифференцированной работы.

2.7.7
Правописание безударных гласных путём изменения формы слова. (Словарное слово завтрак)
2 ч.

Развитие орфографической зоркости, наблюдательности, логического мышления.
Карточка со словарным словом; простой карандаш

2.7.8
Правописание безударных гласных путём подбора по образцу родственных слов.
2 ч.

Умение подбирать проверочные слова по образцу.

Блок-сигналы, карточки со словами, снежинки буквы, презентация.





13 неделя



2.7.9
Правописание слов с безударной гласной в корне слова.
3 ч.

Умение подбирать проверочные слова по образцу.

Карточка со словарным словом; предметные картинки; тетрадь с загадками

2.7.10
Дифференциация всех изученных правил.

2 ч.

Умение подбирать проверочные слова по образцу.

Карточки со словами; простой карандаш; массажные мячи.




14 неделя



5.3
Связная речь. Составление рассказа «Птицы зимой» по картинке, вопросам

2ч.

Коррекция логического мышления, речи.


2.7.11
Контрольный диктант по теме: «Безударные гласные».



2 ч.

Развитие внимания, фонематического слуха через письмо под диктовку простых по структуре предложений.
Текст диктанта; простой карандаш; массажные мячи.

2.7.12
Закрепление. Правописание безударных гласных. Работа над ошибками.

2 ч.
15 неделя
Умение подбирать проверочные слова по образцу.

Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры.

2.8
2.8.1
Непроверяемые безударные гласные.
Слова с непроверяемыми безударными гласными. (Словарное слово автомобиль, метро, трамвай)
8


2 ч.

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными
Предметные картинки; карточки со словарными словами; красный карандаш

2.8.2
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными. (Словарное слово спасибо, трактор)


2 ч.


Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными
Предметные картинки; карточки со словарными словами; красный карандаш.




16 неделя



2.8.3
Контрольный диктант за II четверть
1 ч.

Развитие мышления и фонематического слуха через умение применять правило при письме под диктовку предложений.
Текст диктанта; простой карандаш; тетради для к/р

2.8.4
Закрепление. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными. Работа над ошибками.


1 ч.

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными
Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры.

5.4
Связная речь. Работа с деформированным текстом. Выделение орфограмм.


1 ч.

Коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности.
Текст; простой карандаш; массажные мячи.

2.8.5
Дифференциация слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.

2ч.

Коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности.
Карточки со словами; простой карандаш; массажные мячи.




III четверть
(55 ча-
сов)
17 неделя



3.
3.1
Слово.
Названия предметов, действий и признаков.

17




3.1.1
Слова, обозначающие названия предметов. (Словарные слова: портрет, квартира )


2ч.

Различение слов, обозначающих предметы.
Плакат «Предметы»; предметные картинки; карточки со словарными словами.

3.1.2
Названия предметов. (Словарное слово телефон.)
2 ч.

Различение слов, обозначающих предметы.
Карточки с изображением трех предметов; карточки со словарными словами.

3.1.3
Названия действий.

2 ч.
18 неделя

Различение слов, обозначающих действия.
Плакат «Названия действий»; предметные картинки; простой карандаш; линейка.

3.1.4
Слова, обозначающие действия предметов. (Словарное слово: телевизор.)

1ч.

Различение слов, обозначающих предметы и действия.

Карточка со словарным словом;

3.1.5
Различение слов, обозначающих предметы и действия.

1 ч.

Развитие внимания, мышления, речи. Различение слов, обозначающих предметы и действия.

Фишки; сюжетные картинки; простой карандаш; словарное слово.

5.5
Связная речь. Составление и запись небольшого рассказа по теме: «Моя квартира».

1 ч.

Коррекция логического мышления, речи на основе составления и записи небольшого рассказа.
Сюжетная картинка по теме: «Квартира»

3.1.5
Названия признаков. (Словарное слово: огромный.)

2 ч.
19 неделя
Различение слов, обозначающих предметы, действия и признаков.

Чебурашка; корзина с игрушками; простой карандаш.

3.1.6
Слова, обозначающие признаки предметов.
2 ч.

Различение слов, обозначающих предметы, действия и признаков.

Слова – признаки; плакаты со словарными словами.

3.1.7
Названия предметов, действий и признаков.

2 ч.

Различение слов, обозначающих предметы, действия и признаков.

Карточки со словами; простой карандаш; линейка; массажные мячи.




20 неделя



5.6
Связная речь. Обучающее изложение: описание птицы.
1 ч.

Коррекция логического мышления, речи.
Предметные картинки птиц; простой карандаш; линейка.

3.1.8
Контрольный диктант «Слова, названия предметов, действий предметов, признаков предметов»
1 ч.

Развитие внимания, фонематического слуха через письмо под диктовку простых по структуре предложений.
Текст диктанта; простой карандаш; линейка.

3.1.9
Закрепление. «Слова, названия предметов, действий предметов, признаков предметов». Работа над ошибками.
1 ч.

Различение слов, обозначающих предметы, действия и признаков.

Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры.

3.2
Имена собственные.
6




3.2.1
Имена собственные. (Словарное слово: Россия)

2ч.

Правописание собственных имен.
Презентация; карточка со словарным словом; красный карандаш.




21 неделя



3.2.2
Правописание имен собственных. (Словарное слово: фамилия.)

2 ч.

Правописание имен собственных.
Карточка со словарным словом; красный карандаш.

5.7
Связная речь. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Написание почтового адреса.
1 ч.

Коррекция логического мышления, речи на основе упражнения «Напиши письмо, адрес»
Конверты; образец письма, адреса; массажные мячи

3.2.3
Контрольный диктант по теме: «Имена собственные».

1 ч.

Формирование фонематической компетенции:
умение устанавливать соотношение между
звуковым и знаковым составом слов (умения перекодирования) в ходе письма под диктовку.
Тетради для контрольных
работ, простые карандаши; текст диктанта

3.2.4
Закрепление. Имена собственные. Работа над ошибками.
1 ч.
22 неделя
Правописание имен собственных.
Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры.

3.3
Предлоги.
6




3.3.1
Предлоги. (Словарное слово лестница)
2 ч.

Правописание предлогов с другими словами
Плакат «Предлоги»; сюжетные картинки; карточка со словарным словом.

3.3.2
Правописание предлогов с другими словами. (Словарное слово минута)

2 ч.


Набор карточек с предлогами; табличка со словарным словом.

3.3.3
Контрольный диктант. Предлоги.
1 ч.
23 неделя
Развитие внимания, фонематического слуха через письмо под диктовку простых по структуре предложений.
Текст диктанта; тетради для к/р; простой карандаш.

3.3.4
Закрепление. Предлоги. Работа над ошибками.

1 ч.

Коррекция внимания и логического мышления.
Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры.

5.8
Связная речь. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
1 ч.

Коррекция зрительного и слухового восприятия.
Массажные мячи; простой карандаш.

3.4
Разделительный твёрдый знак.

2 ч.

Правописание разделительного твёрдого знака.

Сюжетная картинка; массажные мячи.

3.5
Родственные слова.
12




3.5.1
Понятие о родственных словах.

1 ч.
24 неделя
Умение определять родственные слова.
Плакат с нарисованным деревом; карточки со словарными словами; массажные мячики.

3.5.2
Определение корня слова.

1 ч.

Умение определять корень слова.

Предметные картинки; карточки со словами; массажные мячи; презентация

3.5.3
Упражнения в практическом образовании родственных слов.
2 ч.

Уметь образовывать родственные слова.
Карточки со словами для каждого ученика.

3.5.4
Слова, сходные по звукобуквенному составу, но различные по смыслу.
1 ч.

Уметь различать слова, сходные по звукобуквенному составу, но различные по смыслу.
Карточки со словами для каждого ученика.

3.5.5
Слова, сходные по смыслу, но отличающиеся звукобуквенным составом.
1 ч.
25 неделя
Уметь различать слова, сходные по смыслу, но отличающиеся звуко буквенным составом.
Предметные картинки; карточки со словами; массажные мячи.

5.9
Связная речь. Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок.

1 ч.

Коррекция речи, воображения, развитие речи.
Серия картинок; простой карандаш; массажный мяч

3.5.6


Наблюдения за единообразием написания гласных и согласных в общей части родственных слов.
2 ч.

Коррекция логического мышления, внимания.
Табличка у каждого ученика; простой карандаш; массажные мячи.

3.5.7
Контрольный диктант за III четверть

1 ч.

Развитие внимания, фонематического слуха через письмо под диктовку простых по структуре предложений.
Текст диктанта; тетради для к/р; простой карандаш.

3.5.8
Закрепление. Родственные слова. Работа над ошибками.

1 ч.
26 неделя
Коррекция внимания и логического мышления.
Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры.

3.5.9
Упражнения в словоизменении и подборе родственных слов, обозначающих предметы, действия, признаки.

2 ч.

Уметь подбирать родственные слова, обозначающие предметы, действия, признаки.

Карточки с рисунками и буквами; простой карандаш; массажные мячики.

4.
4.1.
Предложение.
Предложение.
16




4.1.1
Практическое построение простого предложения. (Словарное слово: цыпленок.)

1 ч.

Умение строить простое предложение.
Предметные и сюжетные картинки; карточки-схемы; схемы предложений; простые карандаши

5.10
Связная речь. Составление и запись небольшого рассказа по сюжетной картинке и вопросам.

1 ч.

Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнения «Сочиняем рассказ».
Сюжетная картинка; карточки с вопросами; простой карандаш; массажные мячи.

4.1.2
Выделение предложений из текста. (Словарные слова: малина.)


1 ч.
27 неделя
Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнения «Сочиняем рассказ».
Карточки с предложениями; сюжетные картинки. карточка со словарным словом.

4.1.3
Упражнения в составлении предложений. (Словарные слова: ягода.)

2 ч.

Коррекция мышления, речи на основе дидактической игры «Придумай предложение»
Предметные и сюжетные картинки; карточки-схемы; схемы предложений; простые карандаши

4.1.4
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Словарное слово: вагон.

2 ч.

Коррекция зрительного восприятия, мышления на основе упражнения «Наведи порядок»
Конверты со словами (на каждого ученика)

VI четверть (35 часов)

4.1.5
Дополнение предложений из слов, данных в начальной форме. Словарное слово: вокзал.


2 ч.
28 неделя
Развитие словесной памяти, ориентации в языковом материале.
Карточки с предложениями; счетные палочки; карточка со словарным словом.

4.1.6
Составление рассказа по картинке, вопросам и данным словам.


1 ч.

Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнения «Сочиняем рассказ».
Сюжетная картинка; карточки с вопросами; простой карандаш; массажные мячи.

4.1.7
Установление связи между словами в предложении по вопросам. Словарные слова: русский, мешок.


3 ч.

Коррекция мышления и фонематического слуха посредством игры «Чей кораблик быстрее проплывет по ручейку»
Коррекция логического мышления посредством игры «Лишнее слово»
Магнитофон; сюжетная картинка по теме «Весна»; плакат с предложением и словосочетаниями, вопросами; толковый словарь.




29 неделя



4.1.8
Распространение предложений.

2 ч.

Коррекция эмоциональной сферы через упражнение «Улыбка», памяти через упражнение «Сядет тот, кто».

Массажные мячи; простой карандаш; карточки со словарными словами.

4.1.9
Контрольный диктант по теме: «Предложение».


1 ч.

Развитие внимания, фонематического слуха через письмо под диктовку простых по структуре предложений.
Текст диктанта; тетради для к/р; простой карандаш.

4.1.10
Закрепление. Предложение. Работа над ошибками.

1 ч.

Коррекция внимания и логического мышления на основе игры «Корректор»
Индивидуальные карточки с заданиями; таблицы-опоры.

4.2
Знаки препинания в конце предложения.

5




4.2.1
Вопросительный знак в конце предложения. (Словарное слово лягушка)

2ч.
30 неделя
Коррекция логической памяти посредством ассоциативного запоминания слов на основе дидактической игры «Запомни»
Карточка со знаком вопроса; газета; карточка со словарным словом и предметной картинкой.

4.2.2
Восклицательный знак в конце предложения. (Словарное слово ящерица)
2 ч.

Коррекция слухового восприятия, мышления на основе упражнения «Кто точнее»»
Карточки со знаками «.», «?», «!», со словарным словом.

4.2.3
Знаки препинания в конце предложения. (Словарное слово полотенце)

1 ч.

Коррекция слухового восприятия, мышления на основе упражнения «Угадай знак»
Карточки со знаками «.», «?», «!», со словарным словом.

4.3
Главные и второстепенные члены предложения.

8




4.3.1
Главные члены предложения. Сказуемое.
2 ч.
31 неделя
Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чём говорится. Главные члены предложения. Подлежащее. Главные члены предложения. Сказуемое.
Упражнение в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). (Словарное слово: костюм.)

Таблица “Члены предложения”, демонстрационные карточки со словарными словами.

4.3.2
Главные члены предложения. Подлежащее. (Словарное слово театр)
2 ч.


Таблица “Члены предложения”, демонстрационные карточки со словарными словами.

4.3.3
Подлежащее и сказуемое – главные слова в предложении.
2 ч.




Массажные мячи; простой карандаш; карточки со словарными словами.




32 неделя



4.3.4
Второстепенные члены предложения (без деления на виды). (Словарное слово: костюм.)

2 ч.


Таблички со словами: подлежащее, сказуемое, второстепенный член предложения.

6.
Повторение пройденного.
11




6.1
Алфавит.

1 ч.

Коррекция памяти, внимание на основе упражнения «Кто быстрее»
Алфавит; две стопки книг; простой карандаш; массажные мячи

6.2
Родственные слова.


1 ч.

Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Узнай родственника»
Карточки со словами для каждого ученика.

6.3
Безударные гласные


2 ч.
33 неделя
Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Угадай последнее слово»
Карточка со словарным словом; предметные картинки; тетрадь с загадками

6.4
Парные звонкие и глухие согласные.

2 ч.

Коррекция логического мышления на основе упражнения «Загадки».
Карточка со словарным словом; предметные картинки; тетрадь с загадками.

6.5
Главные и второстепенные члены предложения.

1 ч.

Коррекция внимания, логического мышления на основе упражнения «Живое предложение».
Таблички со словами: подлежащее, сказуемое, второстепенный член предложения.

6.6
Итоговый контрольный диктант.

1 ч.
34 неделя
Развитие внимания, фонематического слуха через письмо под диктовку простых по структуре предложений.
Текст диктанта; листочки для к/р; простой карандаш.

6.7
Предложение. Работа над ошибками.

1 ч.

Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чём говорится. Подлежащее и сказуемое – главные слова в предложении.
Карточка со словарным словом; предметные картинки; тетрадь с загадками.

6.8
Знаки препинания в конце предложения
3 ч.

Умение ставить знаки препинания в конце предложения.
Карточки со знаками «.», «?», «!», со словарным словом.


График контрольных работ учащихся

№ п/п
Период
Вид работы

1.
5 неделя
Контрольный диктант «Мягкий знак на конце и в середине слова. Разделительный мягкий знак».

2.
8 неделя
Контрольная работа за I четверть.

3.
14 неделя
Контрольный диктант по теме: «Безударные гласные».


4.
16 неделя
Контрольный диктант за II четверть

5.
20 неделя
Контрольный диктант «Слова, названия предметов, действий предметов, признаков предметов»

6.
21 неделя
Контрольный диктант по теме: «Имена собственные».


7.
23 неделя
Контрольный диктант. Предлоги.

8.
25 неделя
Контрольный диктант за III четверть


9.
29 неделя
Контрольный диктант по теме: «Предложение».


10.
34 неделя
Итоговый контрольный диктант.




5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

1. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2015.
2. Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой: - М.: «Просвещение», 2010.

3. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Читай, думай, пиши: рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2 частях. – М.: «Просвещение», 2016.
4. Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы.- М.: «Просвещение», 2000.
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.
Магнитофон.
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Принтер.
Цифровые ресурсы:
1.интернет-ресурсы:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Электронное приложение «Уроки Кирилла и Мефодия». (DVD)

6.Лист внесения изменений и дополнений.

№ п\п.
Дата
Характер изменения
Реквизиты документа, которым закреплено изменение.
Подпись сотрудника внесшего изменения.




























13 PAGE \* MERGEFORMAT 142315




15