Рабочая программа по предмету Письмо и развитие речи, 3 класс, школа VIII вида


ГРАММАТИКА, ПРАВОПИСАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по грамматике, правописанию и развитию речи 1-4 года обучения для обучающихся, воспитанников с легкой умственной отсталостью составлена на основе Программы для подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под общей редакцией В.В. Воронковой, в соответствии с образовательной программой ГКОУ РО школы-интерната VIII № 42 и следующими нормативными правовыми документами:
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Областным законом «Об образовании в Ростовской области» от 14.11.2013 №26-ЗС.
Локальными актами образовательного учреждения.
«Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1067.
Постановлением Главного государственного санитарного врача СССР от 06.03. 1986 г. №4076-86 «Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии» (с изменениями на 29.06.2011).
Цели:
- расширение речевой базы учащихся;
- формирование у них элементарных знаний по грамматике, необходимых для осознанного овладения грамматическим и орфографическим материалом в старших классах;
- формирование умения использовать полученные знания в речи.
Задачи:
- формирование практических навыков устной и письменной речи;
- воспитание интереса к родному языку;
- формирования основных орфографических и пунктуационных навыков;
- совершенствование произносительной стороны речи;
- уточнение, расширение и активизация словарного запаса;
- учить правильно строить и употреблять в речи простое предложение.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- обогащение словаря;
- развитие фонематического слуха и правильного произношения;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций: умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения;
- коррекция мышления;
- развитие познавательной деятельности;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Основной формой организации процесса обучения письму является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Неотъемлемой частью каждого урока являются упражнения в связной устной и письменной речи, упражнения по чистописанию. Содержание занятий связывается с материалом урока. Обязательным требованием к каждому уроку является организация самостоятельных работ, работа над ошибками, проверка домашних заданий. Учащиеся, нуждающиеся в дифференцированной помощи со стороны учителя, участвуют во фронтальной работе со всем классом, а самостоятельно выполняют более облегчённые варианты упражнений и других заданий.
Осуществляются повседневный и текущий контроль. Контрольная работа проводится 2-3 раза в четверть.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение здоровьесберегающих, информационно- коммуникативных, игровых технологий. Использование наглядных пособий, дидактических игр, игровых приёмов, занимательных упражнений необходимо для пробуждения у учащихся интереса к письму.
В 1 классе в течение всего года осуществляется обучение грамоте. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом. Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам. Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений. Букварный период - в этот период у учащихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.
Во 2-4 классах основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу является звуко-буквенный анализ.
Ведущие приёмы и методы обучения письму: нахождение сходства и различия, выделение существенных признаков, классификация и дифференциация, усыновление причинно-следственных связей между понятиями, материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлечённое понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами используются и другие: беседа, работа с учебником; наглядно-практическая деятельность, демонстрация, наблюдения и их оформление в речь; самостоятельная работа; ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным предложением, текстом и др.
Со 2-го класса дети учатся различать предмет и его название, выполнять действия по заданию учителя и называть их, ставить вопросы к словам, дифференцировать названия предметов и действий; знакомятся с некоторыми предлогами как отдельными словами; учатся восстанавливать нарушенный порядок слов, заканчивать предложения; знакомятся с некоторыми орфографическими правилами. В 3 классе дети овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков. В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения. В 4 классе дается понятие о родственных словах, выделяется их общая часть - корень.
Во 2-4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме. Совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых часто связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их скоординированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок при списывании с рукописного и печатного текста.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой межпредметных связей (чтение, развитие устной речи, математика, изобразительная деятельность, трудовое обучение), а также с возрастными и психофизическими особенностями развития учащихся.
Учебный предмет «Грамматика, правописание и развитие речи» (1-4 класс) входит в образовательную область «Язык и речевая практика» и является инвариантной частью учебного плана, согласно которому на его изучение в начальной школе отводится 663 часа (из расчета: 1класс - 33 учебные недели; 2-4 классы - 34 учебные недели):
в 1 классе: 5 часов в неделю, 162 часа в год;
во 2 классе: 5 часов в неделю, 167 часов в год;
в 3 классе: 5 часов в неделю, 167 часов в год;
в 4 классе: 5 часов в неделю, 167 часов в год.
Материал предмета «Грамматика, правописание и развитие речи» представлен следующими содержательными линиями:
№ п/п Содержательная линия Коррекционно-развивающие задачи Педагогические средства, технологии решения коррекционных задач
1. Обучение грамоте. Добукварный период.
Подготовка учащихся к овладению первоначальными навыками письма.
Привитие интереса к обучению.
Выявление особенностей общего и речевого развития каждого ребенка. Упражнения на развитие зрительных представлений и пространственной ориентировки на плоскости листа, совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук, усвоение гигиенических правил письма. Использование наглядности и игровых технологий.
Букварный период.
Коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств детей, воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формирование умений планировать свою деятельность. Буква изучается в последовательности: восприятие ее общей формы, изучение элементов и их расположения, сравнение с ранее изученными буквами. Упражнения в написании букв, слогов, слов с опорой на звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись. Использование наглядности и игровых технологий.
2. Звуки и буквы. Формирование начальных сведений по фонетике и графике (звуках и буквах, гласных и согласных, алфавите, слоге и переносе по слогам и т.д.).
Формирование понимания соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим. Звуко-буквенный анализ - основа формирования письма по правилу.
- упражнения на развитие зрительного восприятия и узнавания графем;
- упражнения на соотнесение звука и буквы; выделение заданного звука в слове, его соотнесение с буквой;
- задания на списывание букв в определенном порядке и различение букв, сходных по начертанию и т.д.
3. Слово. Уточнение значений различных разрядов слов, имеющихся в речи учащихся.
Практическое овладение некоторыми доступными способами словообразования (по аналогии, по вопросам). Формирование умения правильно употреблять в речи различные словоформы в зависимости от связи их с другими словами в предложении. Различение разрядов слов (названий предметов, действий, признаков) в процессе практических грамматических упражнений. Использование игровых технологий.
4. Предложение. Обучение нормам построения и образования простого предложения. Развитие умения пользоваться предложениями в устной и письменной речи.
Формирование доступных грамматическиех умений, орфографических и речевых навыков. Упражнения в разборе предложения по словам,
составлении предложений на заданную тему, по картинке, по опорным словам, распространение предложений по вопросам, по смыслу, восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Использование игровых технологий.
5. Связная речь. Формирование навыков связной устной и письменной речи.
Развитие фонематического слуха.
Развитие правильного произношения.
Обогащение и уточнение словаря.
Обучение построению предложения. - использование игр и упражнений по развитию фонематического слуха и правильного звукопроизношения, обогащению и уточнению словаря;
- ответы на последовательно поставленные вопросы,подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.;
- упражнения в составлении устных и письменных высказываний по заданию (по доступной тематике).
6. Графические навыки. Закрепление написания строчных и прописных букв и их соединений.
- упражнения и игры на развитие мелкой моторики рук; пространственных представлений и ориентации; на совершенствование графических навыков.
Планируемые результаты освоения обучающимися АООП:Личностные
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- наличие мотивации к труду, работе на результат;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Предметные
(АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:минимальный и достаточный; минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся).
Минимальный уровень:
- делить слова на слоги для переноса;
- списывать по слогам и целыми словами с рукописного и печатноготекста с орфографическим проговариванием;
- записывать под диктовку слова и короткие предложения (2-4 слова) с изученными орфограммами;
- дифференциацировать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
- составлять предложения, восстанавливать в них нарушенный порядок слов, ориентируясь на серию сюжетных картинок;
- выделять из текста предложения на заданную тему;
- участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
- списывать с рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
- записывать под диктовку тексты, включающие слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
- дифференцировать и подбирать слова различных категорий по вопросу (названия предметов, действий и признаков предметов);
- составлять и распространятб предложения, устанавливать связи между словами с помощью учителя, ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
- делить текст на предложения;
- выделять тему текста (о чём идет речь), уметь озаглавить его;
- самостоятельно записать 3-4 предложения из составленного текста после его анализа.
Результаты освоения учебного курса, предмета и система их оценки.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием образовательной области и характеризуют достиженияобучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Оценку этой группы результатов начинается со второго полугодия 2-го класса. В 1 классе и в течение первого полугодия 2 класса работа учеников поощряется качественной оценкой, в этот период оценивается появление значимых предпосылок учебной деятельности.
Основными критериями оценки планируемых результатов являются соответствие / несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и надежность). Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов. Результаты, продемонстрированные учеником, соотносятся с оценками следующим образом:

3 - «удовлетворительно» если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий
4 - «хорошо» если обучающиеся верно выполняют от 51% до 65% заданий
5 - «очень хорошо» (отлично) если обучающиеся верно выполняют свыше 65%
Контроль предметных ЗУН предусматривает выявление индивидуальной динамики прочности усвоения предмета обучающимся, выставляются оценки, которые стимулируют учебную и практическую деятельность, оказывают положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Требования к уровню подготовки учащихся на конец 3 класса:
учащиеся должны уметь:
- составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
- анализировать слова по звуковому составу;
- различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударны
- определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
- списывать текст целыми словами;
- писать под диктовку текст (20—25 слов), включающий изученные орфограммы.
учащиеся должны знать:
- алфавит.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Литература для учащихся:
1. В.В. Воронкова. И.В. Коломыткина «Букварь». - М.: «Просвещение», 2002.
2. Воронкова В.В. Русский язык: Учеб.для 2 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
3. А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская Русский язык: Учеб.для 3 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2006.
4. А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова Русский язык: Учеб.для 4 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2000.
Методическая литература для учителя.
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов, под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2010
2. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе.-М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999
3. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы, М., 1991
Дополнительная литература для учителя:
1. А.А. Катаева, Е.А. Стребелева Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
..
MULTIMEDIA - поддержка предмета:
1. Сайт «pedsovet.su» http://pedsovet.su/load/324
2. Сайт «Развитие ребёнка» – Азбука-Грамматика. http://www.razvitierebenka.com./
3. Сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» – Литература. http://school-collection.edu.ru/catalog/
4. Сайт «ПочемуЧка». http://pochemu4ka.ru/index/0-439
5. Сайт «Учительский портал» - Коррекционная школа. http://www.uchportal.ru/load
6. Обучение чтению. http://poskladam.ru/k/key_obuchauschie_igriy_dlia_deteiy.html
Оборудование:
Магнитная доска, набор букв на магнитах.
Образцы письменных букв.
Касса букв и слогов.
Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин.
Таблицы к основным разделам грамматического материала.
Наборы ролевых игр, настольных развивающих игр, конструкторов.
Классная доска.
Интерактивная доска.
Компьютер.
Проектор.
Телевизор.
Календарно-тематическое планирование.
I четверть - 39 часов
№ Тема Кол-во часов Дата Основные виды учебной деятельности Виды контроля Страница
по плану по факту Повторение - 12 часов.  
1 Предложение. Выделение предложений из текста. 1 01.09   Сравнение букв о, а, запись слогов и слов с ними. Составление предложений о школе по сюжетной картинке и по опорным словам. Списывание предложений с рукописного текста.  Текущий ФО.  
2 Предложение. Выделение предложений из речи и текста. 1 02.09   Текущий ФО, ИРД. 3-4
3 Большая буква в начале предложения, точка в конце. 1 03.09   Повторение правила. Выделение предложений из текста по заданию. Изменение заголовка текста в соответствии с содержанием. Называние детёнышей лесных зверей, запись данных слов. Списывание предложений с печатного текста. Текущий ФО, ИРД, ИРК. 5
4 Большая буква в начале предложения, точка в конце. 1 04.09   Выделение из текста предложений о данном предмете. Дополнение предложений подходящими по смыслу словами. Закрепление словаря по теме «Животные». Списывание предложений со вставкой пропущенных букв. Слуховой предупредительный диктант из 5 слов. 6
5 Выражение в предложении законченной мысли. 1 07.09   Дополнение предложений с опорой на предметные картинки, по смыслу. Списывание предложений со вставкой слов. Текущий ФО, ИРД. 7-8
6 Порядок слов в предложении. Схема предложения. 1 08.09   Словарная работа: огород. Составление предложений из слов, данных вразбивку в нужной форме. Их запись с комметированием. Составление предложений по схеме с данным словом . Озаглавливание текста. Зрительно-предупредительный диктант 9-10
7 Работа с деформированным предложением. 1 09.09   Определение границ предложений в тексте. Подбор заголовка к тексту. Дополнение предложений. Запись предложений с соблюдением количества и порядка слов. Текущий ФО, ИРД. 11
8 Стартовый диктант. 1 10.09   Стартовый диктант. Стартовый диктант.  
9 Составление предложений по вопросам. 1 11.09   Словарная работа: овощи.Уточнение словаря по теме «Овощи». Составление предложений по вопросу. Запись предложений с соблюдением порядка слов. 12-13
10 Составление предложений по картинкам. 1 14.09   Уточнение знаний по теме «Кто как к зиме готовится». Составление предложений по картинкам. Коллективная запись составленных предложений. Письмо по памяти. 13-14
11 Порядок предложений в тексте. 1 15.09   Восстановление порядка предложений по серии сюжетных картинок «Жадный медвежонок». Коллективная запись составленных предложений. Контрольное списывание (стр.16). 15
12 Предложение. Итоговый урок. 1 16.09   Восстановление порядка предложений по серии сюжетных картинок «Кролик», запись текста, с заменой слова словами-синонимами. Списывание с печатного текста. Самостоятельная работа по теме "Предложение". 16
Звуки и буквы - 86 часов.
13 Различение звуков и букв. 1 17.09   Уточнение словаря по темам «Птицы», «Насекомые». Сравнение значений слов, отличающихся одной буквой (шар – шарф). Списывание слов с выполнением заданий по данному образцу. Составление предложений с данными словами. Текущий ФО, ИРД. 17
14 Определение количества звуков и букв в слове. 1 18.09   Составление предложений с парами слов, различающихся одной буквой.   18
15 Сравнение слов, различающихся одной буквой. 1 21.09   Запись слов, отличающихся одной буквой. Определение количества букв и звуков в словах. Запись данных слов, составление предложений с ними. Слуховой предупредительный диктант из 5 слов. 18-19
16 Сравнение слов, различающихся одной буквой. 1 22.09   Запись слов, отличающихся одной буквой. Определение количества букв и звуков в словах. Запись данных слов, составление предложений с ними. Текущий ФО, ИРД. 20
17 Образование новых слов путём замены одной буквы. 1 23.09   Словарная работа: корзина. Образование новых слов путём замены одной буквы. Запись получившихся слов, составление предложений по данным схемам. Текущий ФО, ИРД. 21-22
18 Определение количества и порядка букв в словах. 1 24.09   Составление предложения по схеме с данным словом. Восстановление порядка предложений в тексте по серии картинок. Диктант словарных слов. 23-24
19 Определение количества и порядка букв в словах. 1 25.09   Коллективное составление рассказа «За грибами» по серии картинок и вопросам. Списывание с печатного текста со вставкой букв. Письмо по памяти. 25
20 Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. 1 28.09   Уточнение словаря по теме «Детские писатели», запись данных слов в алфавитном порядке с наглядной опорой, составление предложений по данным схемам. Заучивание алфавита. Контрольное списывание (стр.26). 26
21 Алфавит. Различение звуков и названий букв. 1 29.09   Уточнение словаря по теме «Учебные принадлежности», запись данных слов в алфавитном порядке с наглядной опорой. Заучивание алфавита. Текущий ФО, ИРД. 27-28
22 Расположение слов в алфавитном порядке. 1 30.09   Уточнение словаря по темам «Одежда», «Дикие животные», временных представлений (дни недели, месяцы). запись данных слов в алфавитном порядке с наглядной опорой. Заучивание алфавита. Текущий ФО, ИРД. 29-30
23 Расположение слов в алфавитном порядке. 1 01.10   Уточнение словаря по темам «Овощи», «Инструменты». Запись слов в алфавитном порядке. Подбор слов-синонимов к слову сноровка. Составление предложений по сюжетной картинке. Озаглавливание текста. Зрительно-предупредительный диктант 31-32
24 Расположение слов в алфавитном порядке. 1 02.10   Коллективное составление рассказа по серии картинок и вопросам «Витина неделя». Озаглавливание текста. Использование текстовых синонимов для предупреждения повторов. Запись составленных предложений. Контрольное списывание (стр.33). 33
25 Гласные и согласные звуки и буквы. 1 05.10   Ответы на вопросы в учебной беседе. Различение гласных и согласных звуков по артикуляции. Выделение гласныз и согласных звуков в словах,запись данных слов. Слуховой предупредительный диктант из 5 слов. 34
26 Гласные буквы. 1 06.10   Уточнение значений слов, отличающихся одной гласной, их запись. Составление предложений с этими словами. Письмо по памяти. 34-35
27 Согласные буквы. 1 07.10   Уточнение значений слов, отличающихся одной согласной буквой, их запись. Составление предложений с этими словами. Текущий ФО, ИРД. 35-36
28 Различение гласных и согласных звуков и букв. 1 08.10   Работа со словарем (выписывание слов по заданию). Работа с загадками, выделение гласных и согласных букв в словах. Запись данных слов с подчеркиванием по заданию. Текущий ФО, ИРД. 37-38
29 Различение гласных и согласных звуков и букв. 1 09.10   Словарная работа: неделя. Восстановление порядка предложений в тексте по сюжетным картинкам, запись данного текста. Текущий ФО, ИРД. 38-39
30 Различение гласных и согласных звуков и букв. 1 12.10   Коллективное составление рассказа по данному началу и по картинке «Помощники», запись составленных предложений. Текущий ФО, ИРД. 39-40
31 Диктант за I четверть. 1 13.10        
32 Гласная буква И в начале слова. 1 14.10   Письмо буквы Ии и слов с нею. Дополнение предложений текста словами, подобранными по смыслу. Образование уменьшительно-ласкательной формы имён детей. Ответы на вопросы по тексту. Списывание предложений со вставкой слов. Текущий ФО, ИРД. 41-42
33 Гласная буква Е в начале слова. 1 15.10   Письмо буквы Ее и слов с нею. Подбор слов-понятий к данному определению. Списывание предложений со вставкой слов. Употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Слуховой предупредительный диктант предложения из 5 слов. 42-43
34 Гласная буква Ё в начале слова. 1 16.10   Письмо буквы Ёё и слов с нею. Восстановление порядка предложений в тексте. Подбор заголовка. Запись текста. Составление слов из данных слогов, запись этих слов. Текущий ФО, ИРД. 43
35 Гласная буква Ю. 1 19.10   Письмо буквы Юю и слов с нею. Восстановление порядка предложений в тексте по серии сюжетных картинок. Списывание текста. Выделение заданной буквы в тексте. Текущий ФО, ИРД. 44
36 Гласная буква Я в начале слова. 1 20.10   Письмо буквы Яя и слов с нею. Словарная работа: яблоко. Упражнение «Учимся объяснять слова». Составление предложений с данными словами по схемам. Их запись. Зрительно-предупредительный диктант 46-47
37 Гласная буква Э. 1 21.10   Письмо буквы Ээ и слов с нею. Упражнение «Учимся объяснять слова». Практические упражнения в согласовании притяжательный местоимений с существительными в роде и числе. Письмо по памяти. 48
38 Гласные буквы И, Е, Ё,Ю, Я, Э. 1 22.10   Письмо обратных слогов с буквами е, ё, ю, я, и, э. Составление пар предложений, связанных по смыслу. Практическое различение личных местоимений 3 лица по числам и родам. Текущий ФО, ИРД. 48-49
39 Гласные буквы И, Е, Ё,Ю, Я, Э. 1 23.10   Игра «Доскажи словечко». Запись данных предложений. Выписывание слов из предложений по заданию. Контрольное списывание (стр. 49) 49
  II четверть - 37 часов
№ Тема Кол-во часов Дата Основные виды учебной деятельности Виды контроля Страница
по плану по факту 1 День здоровья. 1 05.11        
2 День здоровья. 1 06.11        
3 Роль ударения в слове. Знак ударения. 1 09.11   Чтение слов, стихов с выделением ударения голосом. Запись слов с постановкой знака ударения в них. Выборочное выписывание слов из предложений п заданию учителя. Текущий ФО, ИРД. 49-50
4 Ударные гласные в словах, выделение их голосом. 1 10.11   Уточнение словаря по темам «Домашние животные», «Учебные вещи». Подбор кличек животным, их запись с объяснением. Списывание слов с исправлением ошибок в постановке знака ударения в них. Текущий ФО, ИРД. 50-51
5 Ударные и безударные гласные, их различение. 1 11.11   Словарная работа: одежда. Уточнение словаря по темам «Ягоды», «Одежда», «Мебель». Выделение в словах ударной и безударной гласных. Выборочное выписывание слов по заданию. Употребление слов в уменьшительно-ласкательной форме. Слуховой предупредительный диктант предложения из 5 слов. 52-53
6 Постановка ударения в двусложных и трёхсложных словах. 1 12.11   Уточнение словаря по темам «Инструменты», «Профессии». Выборочное выписывание слов по заданию, постановка знака ударения в словах. Зрительно-предупредительный диктант 53-54
7 Сравнение пар слов, отличающихся друг от друга ударением. 1 13.11   Чтение по ролям. Объяснение значений слов - омонимов. Дополнение предложений словами по смыслу, их запись. Письмо по памяти. 55-56
8 Различение ударных и безударных гласных в словах. 1 16.11   Работа с загадками. Дополнение предложений словами. Составление предложений по сюжетной картинке. Восстановление порядка слов в предложениях. Списывание предложений с печатного текста с восстановлением порядка слов. Текущий ФО, ИРД. 57-58
9 Различение ударных и безударных гласных в словах. 1 17.11   Коллективное изложение по вопросам рассказа «Яшка-разбойник». Письменные ответы на вопросы. Уточнение словаря по теме «Птицы». Текущий ФО, ИРД. 58-59
10 Слог как часть слова. 1 18.11   Уточнение словаря по теме «Птицы». Деление слов на слоги. Выборочное списывание. Образование слов с увеличительным и уменьшительным значением. Текущий ФО, ИРД. 60
11 Соотнесение количества слогов и гласных букв. 1 19.11   Уточнение словаря по теме «Деревья», «Насекомые». Соотнесение количества слогов и гласных букв. Дополнение слогов до слова. Запись слов по слогам. Составление предложений с данными словами и по предметным картинкам. Слуховой предупредительный диктант из 5 слов. 61
12 Деление слов на слоги. Различение понятий: количество букв и количество слогов. 1 20.11   Уточнение словаря по теме «Животные». Дополнение слогов до слова, запись данных слов по слогам. Составление слов по данным схемам. Текущий ФО, ИРД. 62
13 Деление слов на слоги. Различение понятий: количество букв и количество слогов. 1 23.11   Дополнение слогов до слова, запись данных слов по слогам. Составление слов по схемам, деление их на слоги. Составление предложений с данными словами по схеме. Текущий ФО, ИРД. 63-64
14 Деление слов на слоги. 1 24.11   Уточнение временных представлений. Ответы на вопросы по тексту «Поспели овощи». Списывание предложений с печатного текста со вставкой пропущенных букв. Расположение предложений в тексте по порядку расположения сюжетных картинок. Текущий ФО, ИРД. 65-66
15 Деление слов на слоги. 1 25.11   Ответы на вопросы по серии сюжетных картинок, запись данных предложений. Чтение диалога по ролям. Выписывание слов из текста по заданию. Самостоятельная работа по теме "Деление слов на слоги". 67-68
16 Деление слов на слоги. Правило переноса слов по слогам. 1 26.11   Сравнение и письмо букв Г, П, Т и слов с ними. Запись слов с делением на слоги.Ответы на вопросы по тексту «Лада». Уточнение словаря по теме «Животные жарких стран». Контрольное списывание (стр.68) 69-70
17 Деление слов на слоги. Правило переноса слов по слогам. 1 27.11   Сравнение и письмо букв Ии, Шш и слов с ними. Запись слов с делением на слоги и с делением на слоги для переноса.Различение начала и конца рассказа. Восстановление порядка предложений в тексте «Толя и гуси». Зрительно-предупредительный диктант 71-72
18 Деление слов на слоги. 1 30.11   Чтение диалога по ролям. Работа с загадками об инструментах. Запись слов с делением на слоги и с делением для переноса.   73-74
19 Составление слов из слогов и перенос их. 1 01.12   Составление слов из данных слогов, их запись с делением для переноса. Ответы на вопросы к сюжетной картинке, составление и запись рассказа по вопросам. Самостоятельная работа по теме "Перенос слов при письме". 75-76
20 Различие на слух и в произношении твердых и мягких согласных. 1 02.12   Чтение и письмо слогов и слов с твердыми и мягкии согласными, их сравнение. Списывание с выделением букв по данному образцу. Сравнение слов, отличающихся одним звуком, составление и запись предложений с ними. Текущий ФО, ИРД. 76-77
21 Обозначение твёрдости и мягкости согласных с помощью гласных. 1 03.12   Сравнение слов, отличающихся одной буквой. Дополнение предложений словами по смыслу. Списывание со вставкой слов в предложения. Слуховой предупредительный диктант предложения из 5 слов. 78-79
22 Обозначение твёрдости и мягкости согласных с помощью гласных. 1 04.12   Словарная работа: посуда. Упражнения в образовании прилагательных от существительных по образцу, запись данных слов. Подбор слов по данным схемам, их запись. Списывание предложений со вставкой букв. Текущий ФО, ИРД. 80-81
23 Дифференциация твердых и мягких соглсных. 1 07.12   Словарная работа: тарелка. Уточнение словаря по темам «Посуда», «Головные уборы» Работа с загадками. Самостоятельная запись слов после разбора. Чтение диалога по ролям. Узнавание по смыслу, кому принадлежат реплики. Списывание предложений с печатного текста . Текущий ФО, ИРД. 82-83
24 Дифференциация твердых и мягких соглсных. 1 08.12   Уточнение последовательности уборки в классе. Списывание с печатного текста, выделение твердых и мягких согласных. Текущий ФО, ИРД. 84-85
25 Дифференциация твердых и мягких соглсных. 1 09.12   Коллективное изложение «Шапка» по вопросам, составление концовки по сюжетной картинке. Запись данных предложений. Контрольное списывание с выделением твердых и мягких согласных (стр.87) 86-87
26 Различение на слух и в произношении мягких согласных на конце слова. Обозначение их Ь. 1 10.12   Письмо сочетаний сь, нь, ть и слов с ними. Различение на слух мягких и твёрдых согласных на конце слова, запись данных слов. Письмо по памяти. 87-88
27 Обозначение мягкости согласных на конце слова с помощью мягкого знака. 1 11.12   Словарная работа: картофель. Чтение вопросов с вопросительной интонацией, ответы на вопросы. Подбор слов по данной схеме, их запись. Выборочный диктант слов с Ь и без на конце. 89-90
28 Мягкие согласные в середине слова. Обозначение их на письме мягким знаком. 1 14.12   Сравнение значений слов, отличающихся одной буквой (брат – брать). Составление и дополнение предложений с использованием таких пар слов, их запись. Текущий ФО, ИРД. 91-92
29 Мягкий знак на конце и в середине слова. 1 15.12   Словарная работа: ранец, портфель. Подбор слов по данным схемам, записьслов с выделением Ь. Составление предложений с данными словами. Оценка поступков героя, составление оценочного предложения. Запись предложений на слух после разбора. Зрительно-предупредительный диктант 92-93
30 Диктант за II четверть. 1 16.12        
31 Обозначение мягкости согласных буквами и, ю, е, ё, я, ь. 1 17.12   Практическое составление предложений с однородными членами, запись получившихся предложений. Расположение предложений в тексте по данному плану, запись текста со вставкой букв. Текущий ФО, ИРД. 94-95
32 Обозначение мягкости согласных буквами и, ю, е, ё, я, ь. 1 18.12   Словарная работа: мебель. Уточнение временных представлений (месяцы). Чтение диалога по ролям. Работа с загадками. Использование обобщающих слов в предложениях. Слуховой предупредительный диктант из 5 слов. 95-96
33 Обозначение мягкости согласных буквами и, ю, е, ё, я, ь. 1 21.12   Составление «осеннего» словарика. Восстановление порядка предложений в тексте. Ответы на вопросы по текстам. Списывание предложений с печатного текста. Контрольное списывание (стр. 97) 96-97
34 Шипящие согласные. Сочетания жи-ши. 1 22.12   Письмо букв Жж, Шш, Чч, Щщ. Уточнение артикуляции шипящих звуков. Работа с пословицами. Списывание с печатного текста. Чтение предложений, выражающих просьбы или приказ, с нужной интонацией. Работа с загадками. Текущий ФО, ИРД. 98-99
35 Правописание жи-ши в словах. 1 23.12   Письмо слогов жи-ши. Согласование подлежащего и сказуемого в предложении в числе, запись предложений. Устные ответы на вопросы, кто как зиму проводит по прочитанному тексту. Составление предложений по сюжетной картинке. Восстановление последовательности в тексте. Составление предложения, заканчивающего рассказ. Запись текста. Зрительно-предупредительный диктант 100-101
36 Сочетания ча-ща. 1 24.12   Письмо слогов ча-ща. Словарная работа: картина. Упражнения в словообразовании: образование глагола от существительного. Запись составленных предложений. Употребление существительных в форме единственного и множественного числа. Списывание с изменением формы существительных. Письмо по памяти. 101-102
37 Правописание ча-ща в словах. 1 25.12   Словарная работа: товарищ. Использование формы винительного падежа существительных в предложениях. Списывание предложений с изменением формы слов. Подбор слов, противоположных по значению, запись составленных предложений. Текущий ФО, ИРД. 102-103
III четверть - 48 часов
№ Тема Кол-во часов Дата Основные виды учебной деятельности Виды контроля Страница
по плану по факту 1 Сочетания чу-щу. 1 11.01   Письмо букв Жж, Шш, Чч, Щщ. Уточнение артикуляции шипящих звуков. Изменение формы глагола в предложениях по данному образцу. Дополнение предложений словами по смыслу с опорой на данные слова. Списывание с печатного текста с изменением слов в предложений, со вставкой слов. Текущий ФО, ИРД. 103-104
2 Правописание чу-щу в словах. 1 12.01   Письмо слогов чу-щу. Использование замен-синонимов в предложениях. Ответы на вопросы с использованием дательного падежа существительных. Списывание с печатного текста с заменой слов, со вставкой букв. Текущий ФО, ИРД. 104-105
3 Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах. Обобщение. 1 13.01   Словарная работа: родина. Определение границ предложения. Устные ответы на вопросы по тексту о родине. Составление предложений с данными словами. Списывание с печатного текста со вставкой букв, оформлением предложений. Текущий ФО, ИРД. 105-106
4 Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах. Обобщение. 1 14.01   Вставка пропущенных букв в слова. Устные ответы по тексту «Как медведь готовится к зиме». Подбор и запись слов по данным схемам. Отгадывание загадки. Самостоятельная работа по теме (карточки). 106-107
5 Правописание гласных после шипящих. Мягкий знак на конце и в середине слова для обозначения мягкости согласных. 1 15.01   Чтение диалога по ролям. Коллективное составление предложений о кошке по данному образцу. Запись составленных предложений. Контрольное списывание (стр. 108). 107-108
6 Парные звонкие и глухие согласные. 1 18.01   Письмо букв Бб, Пп и слогов с ними. Уточнение артикуляции звонких и глухих согласных. Подбор слогов по данным схемам, их запись под диктовку. Списывание с печатного текста. Текущий ФО, ИРД. 108-109
7 Смыслоразличительная роль парных звонких и глухих согласных, типа: коза-коса, бочка-почка. 1 19.01   Письмо букв Вв, ФФ и слогов с ними. Выделение звонких и глухих согласных в парах слов. Запись звонких и глухих согласных парами. Дополнение предложений словами по смыслу, запись данных предложений. Слуховой предупредительный диктант предложения из 5 слов. 110-111
8 Выделение парных звонких и глухих согласных. Подбор пар слов с ними. 1 20.01   Письмо букв Гг, Кк и слогов с ними. Составление рассказа «Мой класс» по вопросам, комментированное письмо данных предложений. Дополнение предложений словами по смыслу, их списывание с печатного текста со вставкой слов. Текущий ФО, ИРД. 111-112
9 Написание слов с парными звонкими и глухими согласными перед гласными и в начале слова. 1 21.01   Письмо букв Дд, Тт и слогов с ними.Списывание слов со вставкой пропущенных букв. Чтение по ролям стихотворения - диалога. Комментированное письмо предложений. Зрительно-предупредительный диктант 113-114
10 Написание слов с парными звонкими и глухими согласными перед гласными и в начале слова. 1 22.01   Письмо букв Жж, Шш и слогов с ними. Коллективное составление рассказа «Мой товарищ» по данному образцу. Составление предложений по данному образцу и их запись. Ответы на вопросы по отрывку из сказки. Текущий ФО, ИРД. 114-115
11 Сравнение произношения и написания парных звонких и глухих согласных на конце слова и перед гласными. 1 25.01   Выделение парных согласных на конце слова. Списывание слов, составление и запись предложений с ними. Текущий ФО, ИРД. 115-116
12 Правило правописания звонких и глухих согласных на конце слова. 1 26.01   Выбор нужной буквы на конце слова путем действия по данному алгоритму (с опорой на таблицу). Списывание с печатного текста с выбором буквы. Слуховой предупредительный диктант из 5 слов. 117-118
13 Подбор слов для проверки звонких и глухих согласных на конце слова путём изменения формы слова. 1 27.01   Выбор нужной буквы на конце слова путем действия по данному алгоритму. Списывание с печатного текста с выбором буквы. Использование синонимических замен в предложениях. Слуховой предупредительный диктант предложения. 119-120
14 Объяснение правописания звонких и глухих согласных на конце слова (работа по опорной таблице). 1 28.01   Словарная работа: завод. Составление предложений по сюжетной картинке. Ответ на вопрос в тексте. Озаглавливание текста. Выписывание слов из текста по заданию. Работа с загадками. Текущий ФО, ИРД. 121-122
15 Объяснение правописания звонких и глухих согласных на конце слова (работа по опорной таблице). 1 29.01   Словарная работа: рассказ. Рассуждение по данному алгоритму (памятка «Учись объяснять»). Ответы на вопросы. Игра «Доскажи словечко». Дополнение предложений текста словами по смыслу. Списывание со вставкой пропущенных слов. Текущий ФО, ИРД. 123-124
16 Дифференциация слов, требующих проверки написания звонких и глухих согласных на конце слова, и нетребующих её. 1 01.02   Словарная работа: город. Чтение диалога по ролям. Отыскивание в тексте слов на данную орфограмму. Работа с деформированными предложениями. Комментированное письмо составленных предложений. Работа со словариком: подбор слов на данную орфограмму. Выборочное списывание. Зрительно-предупредительный диктант 125-126
17 Дифференциация изученных орфограмм. 1 02.02   Словарная работа: праздник. Работа с деформированным текстом. Вставка пропущенных букв с объяснением. Его запись. Текущий ФО, ИРД. 127-128
18 Дифференциация изученных орфограмм. 1 03.02   Составление рассказа «Прилетайте, птицы!» по опорным словам. Письменные ответы на вопросы на тему «Мой друг». Ответы на вопросы по отрывку из сказки «Волк и Лиса». Комментированное письмо составленных предложений. Текущий ФО, ИРД. 128-129
19 Понятие о разделительном мягком знаке. Сравнение по смыслу, произношению и написанию слов типа Коля - колья. 1 04.02   Письмо слогов ля, лья, ня, нья, составление и запись слов с ними. Подбор слов по данной схеме, их запись. Составление и запись предложений с данными словами. Текущий ФО, ИРД. 130-131
20 Правила переноса слов с разделительным Ь.   05.02   Словарная работа: сапоги. Изменение числа подлежащего и сказуемого в предложении по данному образцу. Объяснение правописания разделительного мягкого знака по памятке «Учись объяснять». Списывание с печатного текста с изменением формы слова. Текущий ФО, ИРД. 132-133
21 Правописание слов с разделительным мягким знаком. 1 08.02   Письмо слогов тя, тья, ви, вьи и с лов с ними. Изменение числа подлежащего и сказуемого в предложении по данному образцу. Запись составленных предложений. Слуховой предупредительный диктант предложения из 5 слов. 134-135
22 Объяснение правописания слов с разделительным мягким знаком. 1 09.02   Словарная работа: валенки. Письмо слогов те, тье, ня, нья и слов с ними. Списывание слов со вставкой пропущенных букв по данному образцу.бъяснение правописания разделительного Ь по памятке «Учись объяснять». Составление ответов на вопросы, их запись. Текущий ФО, ИРД. 136-137
23 Объяснение правописания слов с разделительным мягким знаком. 1 10.02   Работа с загадками. Объяснение правописания разделительного Ь по памятке «Учись объяснять». Восстановление порядка предложений в тексте. Выбор заголовка к тексту из данных. Запись данного рассказа. Текущий ФО, ИРД. 138-139
24 Дифференциация разделительного Ь и Ь, обозначающего мягкость согласных. 1 11.02   Коллективное изложение рассказа «Зелёное пальто» по вопросам. Чтение предложений радостно и грустно. Составление ответов на вопросы. Комментированное письмо составленных предложений. Дополнение предложений словами, одходящими по смыслу, запись этих предложений. 140
25 Дифференциация изученных орфограмм. 1 12.02   Словарная работа: газета. Составление предложений с данными словами. Составление предложений с опорой на вопросы и сюжетную картинку. Устные ответы на вопросы о признаках зимы. Самостоятельная работа по теме (карточки). 141-142
Слово - 26 часов.
26 Предмет и его название. Различение слов по вопросам кто? что? 1 15.02   Уточнение словаря по темам «Посуда», «Семья», «Профессии», «Одежда», «Животные»отнесение слов к определённому классу, постановка вопроса. Списывание слов с печатного текста со вставкой букв. Текущий ФО, ИРД. 143-144
27 Различение слов, обозначающих названия предметов, по вопросам кто? что? 1 16.02   Словарная работа: язык. Постановка вопросов к словам, составление предложений с ними. Дополнение предложений словами по вопросу с опорой на сюжетную картинку. Комментированное письмо составленных предложений. Слуховой предупредительный диктант предложения из 5 слов. 145-147
28 Употребление форм единственного и множественного числа (один предмет - много предметов) 1 17.02   Дополнение предложений существительными единственного и множественного числа. Списывание с печатного текста со вставкой слов. Комментированное письмо.   148
29 Употребление в предложениях слов, обозначающих названия предметов и отвечающих на вопрос где? 1 18.02   Ответы на вопросы: «Кто где живёт (работает)?», «Что где стоит?» Употребление в предложениях предлогов в, на. Составлением предложений с данными словами. Списывание с печатного текста. Зрительно-предупредительный диктант 149
30 Употребление в предложениях слов, обозначающих названия предметов и отвечающих на вопросы кого? что? куда? 1 19.02   Словарная работа: комната. Дополнение предложений по вопросам. Ответы на вопросы. Составление предложений по сюжетной картинке и вопросу: «Кто куда пойдёт?». Употребление предлога в. Комментированное письмо составленных предложений.   150
31 Употребление в предложениях слов, обозначающих названия предметов и отвечающих на вопросы кому? чему? 1 24.02   Установление порядка слов в предложении, изменение формы существительного по смыслу. Употребление предлога к. Списывание с печатного текста с изменением формы слова.   151
32 Употребление в предложениях слов, обозначающих названия предметов и отвечающих на вопросы кем? чем? 1 25.02   Уточнение временных представлений (порядок следования), словаря по теме «Детёныши животных». Составление предложений по данному образцу. Употребление предлога за. Запись составленных предложений по данному образцу. Слуховой предупредительный диктант предложения из 5 слов. 152-153
33 Употребление в предложениях слов, обозначающих названия предметов в различных формах. 1 26.02   Коллективное изложение рассказа по вопросам. Составление ответов на вопросы. Комментированное письмо составленных предложений. Тест. 154-155
34 Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных. 1 27.02   Дни недели. Составление графика дежурств, его запись. Дополнение предложений словами типа Скворцов-скворцов, списывание предложений с печатного текста. Контрольное списывание (стр.155) 156-157
35 Дифференциация слов типа: белка-Белка 1 29.02   Дополнение предложений словами по смыслу по сказке Л. Толстого «Три медведя». Упражнения в образование фамилий от существительных. Зрительно-предупредительный диктант 158-159
36 Большая буква в названиях городов, сёл, деревень и улиц. 1 01.03   Беседа о Москве. Ответы на вопросы к тексту, их запись по чебнику. Выяснение местожительства учащихся. Списывание со вставкой пропущенных букв. Текущий ФО, ИРД. 160
37 Дифференциация изученных орфограмм. 1 02.03   Чтение диалога по ролям. Дополнение предложений словами. Ответы на вопросы. Выборочное списывание. Текущий ФО, ИРД. 161
38 Дифференциация изученных орфограмм. 1 03.03   Коллективное составление рассказа по вопросам «Здесь мы живём и учимся». Самостоятельная работа по теме (карточки). 162
39 Слова, обозначающие действия предметов. 1 04.03   Составление предложений по вопросам. Изменение слов, обозначающих действия предметов, по данному образцу. Комментированное письмо. Текущий ФО, ИРД. 162
40 Слова, обозначающие действия предметов. 1 05.03     163
41 Изменение формы слова в зависимости от вопроса: что делает? что делал? что будет делать? 1 09.03   Дополнение предложений подходящими по смыслу словами. Узнавание животных по их действиям. Работа с синонимами. Списывание со вставкой слов. Текущий ФО, ИРД. 164-165
42 Диктант за III четверть. 1 10.03        
43 Изменение формы слова в зависимости от вопроса что сделал? что сделает? 1 11.03   Дополнение предложений однокоренными приставочными глаголами. Использование синонимов при дополнение предложений в тексте о птичьих гнёздах. Озаглавливание частей текста. Списывание со вставкой слов. Текущий ФО, ИРД. 166-167
44 Согласование слов, обозначающих действия, со словами, обозначающими предметы. 1 14.03   Составление предложений по данному образцу. Упражнения в образовании однокоренных слов. Подбор приставочных глаголов в словосочетания по смыслу. Комментированное письмо. Списывание со вставкой слов. Слуховой предупредительный диктант предложения из 5 слов. 168-169
45 Согласование слов, обозначающих действия, со словами, обозначающими предметы. 1 15.03   Составление рассказа по данному образцу (изменение рода глаголов прошедшего времени). Комментированное письмо составленных предложений. Текущий ФО, ИРД. 170-171
46 Выделение слов, обозначающих предмет и действия. Постановка вопросов. 1 16.03   Словарная работа: рисовать. Письменные ответы на вопросы по сюжетной картинке. Восстановление последовательности предложений в тексте. Восстановление последовательности предложений в тексте.   172-173
47 Выделение слов, обозначающих предмет и действия. Постановка вопросов. 1 17.03   Распространение предложения по схемам. Запись данных предложений. Беседа о признаках весны по содержанию текста для контрольного списывания. Контрольное списывание стр.176 173-174
48 Слова, обозначающие действия предметов. Закрепление. 1 18.03   Чтение диалога по ролям. Дополнение предложения словами, обозначающими действия. Изменение формы глаголов. Текущий ФО, ИРД. 175-176
IV четверть - 43 часа
№ Тема Кол-во часов Дата Основные виды учебной деятельности Виды контроля Страница
по плану по факту 1 Слова, обозначающие признаки предметов. 1 28.03   Письмо букв Жж, Кк и слов с ними. Подбор слов, называющих цвет и величину предметов. Составление словосочетаний, списывание со вставкой слов. Текущий ФО, ИРД. 176-177
2 Называние признаков предметов по вопросам какой? какая? какое? какие? 1 29.03   Письмо букв У Ч, слов с ними. Подбор слов, называющих цвет, форму, вкус. Практические упражнения в согласовании существительных и прилагательных в роде. Комментированное письмо со вставкой слов. Выборочный диктант: слова, обозначающие цвет. 178-179
3 Сравнение предметов и узнавание их по признакам. 1 30.03   Письмо букв и, й, слов с ними. Работа с загадками. Упражнения в классификации. Дополнение предложений словами по смыслу, их запись. Составление устного рассказа «Голубой март» по опорным словосочетаниям. Текущий ФО, ИРД. 180-181
4 Сравнение двух предметов по их качествам (лимон кислый, а мед сладкий). 1 31.03   Письмо букв а, ю, слов с ними. Дополнение и составление предложений с союзом а. Составление предложения по схеме. Классификация положительных и отрицательных черт характера. Оценка поступков детей. Дополнение предложений и их списывание. Зрительно-предупредительный диктант 182-183
5 Согласование слов, обозначающих признаки предметов, со словами, обозначающими предметы. 1 01.04   Письмо букв г, т, п, слов с ними. Восстановление последовательности предложений в тексте. Составление предложений по сюжетным картинкам и схемам. Устные ответы на вопросы по тексту для списывания. Списывание с печатного текста. Выборочный диктант (выписать слова - признаки предмета). 184-185
6 Употребление слов, обозначающих признаки предметов в предложении и тексте. 1 04.04   Распространение предложений текста по вопросам. Составление устного рассказа по серии сюжетных картинок. Чтение диалога по ролям. Дополнение предложений словами по смыслу. Комментированное письмо. Текущий контроль. Письмо по памяти. 186-187
7 Обобщение знаний о словах, обозначающих признаки предметов. 1 05.04   Подбор слов, называющих признаки предметов, постановка вопросов к ним. Составление предложений по схемам, их запись. Характеристика героини рассказа «Смородинка» Е. Пермяка. Контрольное списывание. 188
8 Предлог. Выделение предлогов в предложениях. 1 06.04   Выделение предлогов в предложениях. Выборочное списывание. Составление предложений по сюжетным картинкам. Текущий ФО, ИРД. 189-190
9 Раздельное написание предлогов со словами. 1 07.04   Выбор нужного предлога, в зависимости от пространственного расположения предметов. Составление предложений по данному образцу. Выборочное списывание. Комментированное письмо. Текущий ФО, ИРД. 190-191
10 Выделение предлогов в предложениях. 1 08.04   Работа с текстом-загадкой. Озаглавливание текста. Дополнение предложений предлогами. Устные ответы на вопросы по тексту «Ночью в лесу». Списывание со вставкой пропущенных букв и предлогов. Письмо по памяти. 192-193
11 Употребление предлогов в речи. 1 11.04   Восстановление последовательности слов в предложениях. Списывание предложений с изменением порядка слов. Ответы на вопросы с опорой на данные слова. Комментированное письмо. Выборочный диктант (выписать слова с предлогами). 193
12 Слова с разделительным ъ. Употребление предлогов в речи. 1 12.04   Дополнение словосочетаний предлогами. Ответы на вопросы по тексту. Списывание со вставкой предлогов. Уточнение пространственного расположения предметов. Устные ответы по тексту о барсуке. Комментированное письмо. Письмо по памяти. 194-195
13 Употребление предлогов в речи. 1 13.04   Узнавание сказок по сюжетным картинкам. Вставка предлогов в предложения. Коллективное составление рассказа «Весна» по сюжетной картинке, данному началу и опорным словам. Контрольное списывание. 196-197
Предложение - 17 часов.
14 Смысловая законченность предложения. 1 14.04   Различение предложения и не предложения. Списывание с печатного теста. Составление предложений с данными словами на тему «Рыбаки у костра». Озаглавливание текста. Комментированное письмо составленных предложений. Текущий ФО, ИРД. 198-199
15 Связь слов в предложении. 1 15.04   Составление предложений из слов с изменением формы некоторых из них. Дополнение предложений словами по предметным картинкам. Списывание предложений с изменением формы слова. Выборочный диктант 200
16 Связь слов в предложении. 1 18.04   Составление предложений путем изменения формы некоторых слов в них. Дополнение предложений словами по предметным картинкам. Списывание предложений с изменением формы слов. Текущий ФО, ИРД. 201
17 Последовательность слов в предложении. 1 19.04   Восстановление последовательности слов в предложении. Восстановление порядка предложений в тексте. Списывание с восстановлением порядка слов и предложений. Текущий ФО, ИРД. 202
18 Интонационная законченность предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. 1 20.04   Деление текста на части. Выбор заголовка к тексту. Выбор предложений на определённую тему. Уточнение знаний учащихся о сказке К. Чуковского «Доктор Айболит». Выборочное списывание. Списывание со вставкой букв. Текущий ФО, ИРД. 203
19 Определение границ предложения в тексте. 1 21.04   Озаглавливание частей текста. Ответы на вопросы по данному тексту. Комментированное письмо. Списывание с определением границ предложений и соблюдением правил их оформления. Текущий ФО, ИРД. 204-205
20 Употребление в предложении формы винительного падежа в предложении по вопросам кого? что? 1 22.04   Уточнение словаря по теме «Профессии». Составление предложений с данными словами. Связь предложений в тексте (использование личных местоимений). Комментированное письмо. Письмо с изменением формы слова, со вставкой слов. Выборочный диктант 206-207
21 Употребление формы родительного падежа по вопросам кого? чего? в предложении. 1 25.04   Составление предложений с данными словосочетаниями. Ответы на вопросы по тексту. Составление предложений по вопросам, по данному образцу с опорой на предметные картинки. Комментирование письмо. Списывание с изменением порядка слов в предложении. Текущий ФО, ИРД. 208-209
22 Употребление в предложении формы дательного падежа по вопросам кому? чему? 1 26.04   Составление предложений по сюжетным картинкам и опорным словам. Составление предложений по данному вопросу и образцу.Составление ответов на вопросы по предметным картинкам. Уточнение словаря по теме «Инструменты». Выяснение знаний учащихся о сказках. Употребление в предложении предлога к. Текущий ФО, ИРД. 210-212
23 Употребление в предложении формы творительного падежа по вопросам кем? чем? 1 27.04   Составление предложений по сюжетным картинкам, опорным словам и вопросам. Работа с загадками. Употребление в предложении предлога с. Уточнение словаря по теме «Профессии». Списывание с изменением формы слова. Текущий ФО, ИРД. 213-215
24 Употребление формы родительного, винительного, дательного и творительного падежей в предложениях. 1 28.04   Дополнение предложений по одному - двум вопросам и схеме предложения с опорой на сюжетные картинки. Восстановление порядка слов в предложении. Комментированное письмо. Списывание с изменением порядка слов. Письмо по памяти. 215-216
25 Употребление в предложении формы предложенного падежа о ком? о чём? 1 29.04   Изменение формы слов в предложении с опорой на вопросы. Дополнение предложений словами, подходящими по смыслу. Списывание с изменением формы слов. Текущий ФО, ИРД. 218-219
26 Употребление в предложении формы предложенного падежа по вопросу где? 1 03.05   Дополнение предложений по вопросам с опорой на картинки. Работа с загадкой. Ответы на вопросы по тексту. Беседа о важности учёбы в школе. Комментированное письмо. Текущий ФО, ИРД. 216, 220
27 Соблюдение последовательности и связи слов в предложении. 1 04.05   Коллективное составление рассказа «Первая гроза» из данных слов. Составление предложений из данных слов. Комментированное письмо. Письмо по памяти. 221
28 Соблюдение последовательности и связи слов в предложении. 1 05.05   Восстановление последовательности частей текста по серии сюжетных картинок. Комментированное письмо. Текущий ФО, ИРД. 222
29 Различение вопросительного и повествовательного предложений. 1 06.05   Чтение диалога по ролям. Ответы на вопросы, их запись. Определение границ предложения, составление схем данных предложений. Текущий ФО, ИРД. 223
30 Обобщение знаний о предложении. 1 10.05   Обобщение знаний о предложении, составление предложений по предложенным схемам. Комментированое письмо данных предложений. Работа над текстом для контрольного списывания. Контрольное списывание. 224
Повторение - 11 часов.
31 Дифференциация изученных орфограмм. 1 11.05   Продолжение текста по сюжетным картинкам и вопросам. Беседа об охране зелёных насаждений. Устные ответы по прочитанному тексту. Дополнение предложений словами по смыслу. Списывание со вставкой слов и букв. Комментированное письмо. Текущий ФО, ИРД. 225-226
32 Большая буква в именах, названиях городов, сёл, улиц. 1 12.05   Ответы на вопросы. Дополнение предложений словами по смыслу. Беседа о Родине. Списывание со ставкой слов и букв. Запись слов в алфавитном порядке. Выборочный диктант 227-228
33 Алфавит. Правила правописания слов. 1 13.05   Упражнение в практическом использовании синонимов и местоимений для связи предложений в тексте. Списывание со ставкой букв. Запись слов в алфавитном порядке. Текущий ФО, ИРД. 229
34 Название предметов, действий, признаков. 1 16.05   Составление предложений по картинкам. Подбор к ряду признаков названия предмета. Изменение слов, обозначающих действия, по данному образцу. Списывание со ставкой слов и букв. Текущий ФО, ИРД. 230-231
35 Название предметов, действий, признаков. 1 17.05   Ответы на вопросы по тексту, их запись. Выделение названий предметов, их действий. Составление схемы предложения. Текущий ФО, ИРД. 231-232
36 Раздельное написание предлогов со словами. 1 18.05   Ответы на вопросы по тексту. Восстановление порядка предложений в тексте по серии сюжетных картинок. Выборочный диктант 233
37 Диктант за IV четверть. 1 19.05        
38 Работа над ошибками. 1 20.05        
39 Предложение. 1 23.05   Составление предложений по вопросам с опорой на сюжетные картинки. Уточнение временных представлений (времена года, летние месяцы). Текущий ФО, ИРД. 234
40 Предложение. 1 24.05   Ответы на вопросы по тексту. Составление рассказа «Лето» по сюжетной картинке и вопросам. Текущий ФО, ИРД. 234-235
41 Годовой диктант. 1 25.05        
42 Работа над ошибками. 1 26.05      
43 Обобщающий урок. 1 27.05     Текущий ФО, ИРД.