РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИКА ПЛЮС» 5 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №1 имени 397-й Сарненской дивизии
города Аткарска Саратовской области


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Зам. директора по Директор МОУ СОШ №1
Е. А. Ещенко УВР Тарасова И.Ю.
________________ МОУ СОШ №1 _________________
Протокол № 1 от Салимзянова И.В./ Приказ № ______ от
«» августа 2015 г. __________________ « » августа 2015 г.
« » августа 2015 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ
«МАТЕМАТИКА ПЛЮС»

педагога Илларионовой Натальи Викторовны,
I квалификационная категория
____________________________________________________

5 класс





Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
« » августа 2015 г.








2015-2016 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа факультативного курса по математике для 5 класса «Математика плюс» составлена на основе Примерной программы по математике. 5 – 9 классы. – 3-е издание. – М.: Просвещение, 2011 и авторской программы Мардахаевой Е.Л. «Занятия математического кружка. 5 класс»: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Мнемозина, 2012.
Программа посвящена рассмотрению ряда вопросов и решению логических задач, с которыми школьники почти не встречаются на уроках. Данный курс обеспечивает поддержку в изучении школьной программы, дополняет материал школьного учебника, помогает учащимся расширить кругозор, носит развивающий характер.
В процессе изучения математики в школе должно осуществляется практико-ориентированное развивающее обучение, которое имеет целью получение математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучению смежных дисциплин, продолжению образования. Это интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности, ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей. Это также формирование представлений об идеях и методах математики, как универсального языка науки и техники, средств моделирования умений и процессов. Это воспитание культуры личности, отношение к математике как к части общественной культуры, играющей особую роль в общечеловеческом развитии.
Цель изучения курса: создать условия для развития интереса учащихся к математике, демонстрация увлекательности изучения математики.
Задачи:
сформировать представление о методах и способах решения логических задач;
научить детей переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию.
Работая с учащимися по данной программе, рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики, выходить из создавшейся ситуации, заложенной в той или иной задаче, самым удобным и рациональным способом.
Формы занятий:
лекция, урок-игра, урок-обсуждение, деловая игра, практическое занятие, вечер, семинар.
Ожидаемые результаты:
формирование интереса к творческому процессу;
умение логически рассуждать при решении задач;
умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач;
успешное выступление учащихся на олимпиадах.
В соответствии с учебным планом МОУ - СОШ № 1 г. Аткарска на изучение факультативного курса «Математика плюс» в 5 классе отводится 17 часов (во 2 полугодии 2015-2016 учебного года из расчета 1 час в неделю).

Рабочая программа предусматривает использование учебных пособий:
Занятия математического кружка. 5 класс. Автор: Е.Л. Мардахаева. Москва, «Мнемозина», 2012 г.
Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 классы. Автор: О.С. Шейнина, Г.М. Соловьева. Москва, «Издательство НЦ ЭНАС», 2004г.

Тематический план

№ п/п
Название раздела
Содержание темы
Количество часов

1
Числа и вычисления
Как возникло слово «математика». История возникновения чисел и способов их записи. Римские цифры. Необычное об обычных натуральных чисел. Другие системы счисления. Действия в двоичной системе счисления. Правила произведения и суммы. Математические софизмы. Секреты некоторых математических фокусов.
Практические работы №1-2
5

2
Выражения и их преобразования. Решение логических задач
Решение задач с помощью максимального предположения. Решение задач методом «с конца». Решение задач методом ложного положения. Решение сюжетных задач. Решение логических задач с помощью таблиц. Решение задач на проценты. Элементы теории графов. Применение графов к решению логических задач. Решение олимпиадных задач. Задачи со спичками. Задачи в стихах.
Практические работы №3-6
7

3
ј°Геометрические фигуры и их свойства. Наглядная геометрия
Угол. Треугольник. Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание.
Куб и прямоугольный параллелепипед. Развертки.
Практические работы №7
5

ИТОГО:
17












Календарно – тематическое планирование факультативного курса
«Математика плюс»

№ п/п
№ занятия
в разделе
Тема занятия
Дата
план
Дата
факт

Раздел I. Числа и вычисления 5 ч

1
1
Как возникло слово «математика». История возникновения чисел и способов их записи. Римские цифры.



2
2
Другие системы счисления. Действия в двоичной системе счисления. Практическая работа №1.



3
3
Правила произведения и суммы.



4
4
Математические софизмы.



5
5
Секреты некоторых математических фокусов. Практическая работа №2.



Раздел II. Выражения и их преобразования. Решение логических задач 7 ч

6
1
Решение задач с помощью максимального предположения



7
2
Решение задач методом «с конца»



8
3
Решение задач методом ложного положения



9
4
Решение сюжетных задач. Практическая работа №3.



10
5
Решение логических задач с помощью таблиц. Практическая работа №4.



11
6
Элементы теории графов. Применение графов к решению логических задач. Практическая работа №5.



12
7
Задачи со спичками. Задачи в стихах. Практическая работа № 6.



Раздел III. Геометрические фигуры и их свойства. Наглядная геометрия. 5 ч

13
1
Треугольник



14
2
Угол



15
3
Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание



16
4
Куб и прямоугольный параллелепипед. Развертки. Практическая работа №7.



17
5
Итоговое занятие. Творческий отчет





Критерии и нормы оценки знаний учащихся

При проверке знаний учащихся и выставлении оценок учитель может использовать следующие критерии:
Оценка «отлично» - учащийся демонстрирует сознательное и ответственное отношение, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению; учащийся освоил теоретический материал курса, получил навыки в его применении при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными и домашними заданиями учащийся продемонстрировал умение работать самостоятельно, творчески. Для получения высокой оценки учащийся должен показать знание теории, владение набором стандартных методов, известную сообразительность и математическую культуру.
Оценка «хорошо» - учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет домашние задания прилежно (без проявления явных творческих способностей); наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и о возрастании общих умений учащихся.
Оценка «удовлетворительно» - учащийся освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволило ему достаточно успешно выполнять простые задания.

Универсальные учебные действия по каждой теме:

1. Числа и вычисления
Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном.
Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов.

Выражения и их преобразования. Решение логических задач.
Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результатов.
Познавательные УУД – логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные УУД – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Геометрические фигуры и их свойства. Наглядная геометрия
Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Познавательные УУД: логическое установление причинно-следственных связей; построение логической цепочки рассуждений.
Регулятивные УУД: коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона.








Список литературы:
Мардахаева Е.Л. Занятия математического кружка. 5 класс. – Москва: «Мнемозина», 2012 г.
Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 классы -Москва, «Издательство НЦ ЭНАС», 2004 – 208 с.
Гарднер М. Математические головоломка и развлечения. – М.: Оникс, 1994. – 511 с.
Гусев В.А. Математическая разминка: кн. для учащихся 5 – 7 классы – М.: Просвещение, 2005. – 94 с.
Зайкин М.И. Развивай геометрическую интуицию: кн. для учащихся 5-9 классов ОУ. – М.: Просвещение, 1995. – 112 с.
Кордемский Б.А. Математическая смекалка. – М.: ОНИКС, Альянс-В, 200. – 576 с.
Мельников О.И. Незнайка в стране графов: пособие для учащихся. – М.: КомКнига, 2010. – 160 с.
Перельман Я.И. Живая математика – М.: Астрель, АСТ, 2003. – 160 с.
Фридман Л.М. Изучаем математику: книга для учащихся 5-6 классов ОУ. – М.: Просвещение, 1995. – 255 с.
Шарыгин И.Ф. Наглядная геометрия: учебное пособие для учащихся 5-6 классов. – М.: МИРОС, 1995. – 240 с.











15