По предмету обществознание. Рабочая программа для обучающихся по АООП для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), I вариант


Рекомендовано к утверждению Педагогическим советом
Протокол от «____» __________ 20___ г.
№ __
Утверждаю:
Директор СОГБОУ «Общеобразовательный центр «Южный»
__________________С.В. Картунина«_____» ________________ 20 _____г.
СОГБОУ «Общеобразовательный центр «Южный»
Рабочая программа
для обучающихся по АООП
для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), I вариант
в 9 б классе
по предмету обществознание.
Л.М. Романова, учитель
Ф.И.О., должность, квалификационная категория
Рассмотрено на МО ___________________________________
название методического объединения
Протокол от «___» __________ 20 ___г. № ___
_______________ / _________________ /
подпись и расшифровка руководителя МО Согласовано:
Заместитель директора по УВР/УР
«____» _____________ 20 ____ г.
_______________ / _________________ /
подпись и расшифровка
2016 год
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная рабочая программа по обществознанию составлена на основании:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. Под ред. В.В. Воронковой.
Учебного плана СОГБОУ «Общеобразовательный центр «Южный» на 2016-2017 учебный год.
Учебно – методический комплекс: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2013. — Сб. 1. — 224 с.
Программа по обществознанию рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю.
Срок реализации программы: 1 год
Обществознание - дисциплина мировоззренческого характера. Она вооружает учащихся знаниями об обществе и стимулирует выражение собственного отношения к общественным процессам и явлениям. В школе для детей с нарушениями интеллекта преподавание обществоведческого курса должно носить характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Курс дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практико-ориентированной составляющей содержания. При этом, несмотря на то, что содержание курса носит элементарный характер, оно все же сохраняет структурную целостность, присущую данным областям обществоведческих знаний. Курс призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с нарушениями интеллекта. Отбор содержания произведен с учетом психологических, познавательных возможностей и социально-возрастных потребностей умственно отсталых детей.
Цель учебного предмета: создание условий для социальной адаптации учащихся путём
повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной
интеграции в современное общество ребёнка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.
Задачи:
Образовательные:
Дать обучающимся элементарные представления: о праве, Законодательстве РФ, правопорядке, мерах его укрепления и способах охраны.
Формировать навыки законопослушного поведения и активное неприятие нарушений правопорядка.
Формировать осознанное правомерное поведение, умелую реализацию прав и свобод, ответственное выполнение обязанностей гражданина.
Формировать правовую культуру.
Коррекционные:
Корригировать и дополнять представления правовой грамотности.
Активизировать поисково-познавательную активность, речевую деятельность, внимание учащихся.
Учить формулировать вопросы, составлять развернутые ответы.
Способствовать развитию речи, памяти, внимания, восприятия
Развивать элементарное логическое мышление.
Развивать умения анализировать и сравнивать, устанавливать последовательность событий.
Применять полученные знания в практической деятельности.
Воспитательные:
Прививать интерес к предмету, к изучению своих прав и обязанностей.
Воспитывать чувства гражданина России.
Воспитывать нравственную и правовую ответственность.
Побудить стремление вырабатывать в себе моральные качества.
Содействовать воспитанию правовой культуры и законопослушного поведения.
Побуждать к восприятию своих гражданских умений, действий, возможностей, ценностей.
Основным методом работы с учащимися является беседа, которая позволяет выявлять уже имеющиеся у школьников представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнить их, активизировать поисково – познавательную деятельность, внимание школьников. Также используются следующие формы и методы: ролевые игры; выполнение практических заданий (составление заявлений); составление рассказа, диалога; тестирование. Формы обучения: коллективные, индивидуальные, групповые, фронтальные.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, практических работ. Программа предусматривает следующие виды контроля: тематический, итоговый.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета: Обществознание в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение обществоведческого материала, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в обществе. Данный курс обществознания способствует формированию нравственных черт личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Отбор содержания произведен с учетом психологических, познавательных возможностей и социально-возрастных потребностей умственно отсталых детей.
Содержание учебного курса:
Права и обязанности гражданина России (22 ч)
Раздел посвящен основным правам и обязанностям гражданина России в областях, которые являются базисными в процессе социальной адаптации и общественной жизни. Данная тема носит практический характер и должна быть адаптирована к социальным и психологическим потребностям учащегося коррекционной школы. В этом разделе ученики должны познакомиться с основами трудового права, семейного, административного, правом на образование.
Ответственность государства перед гражданами. Конституционные обязанности граждан.
Основные конституционные права человека в Российской Федерации: экономические, социальные, гражданские, политические, культурные.
Основы трудового права. Труд и трудовые отношения. Трудолюбие как моральная категория. Право на труд. Дисциплина труда. Трудовой договор. Трудовые права несовершеннолетних. Трудовая книжка. Перемещение по работе. Причины перемещения. Виды наказаний за нарушения в работе. Собственность и имущественные отношения. Что значит быть собственником? Имущественные права и ответственность несовершеннолетних.
Основы семейного права. Роль семьи в жизни человека и общества. Правовые основы семейно-брачных отношений. Этика семейных отношений. Домашнее хозяйство. Права ребенка. Декларация прав ребенка. Понятия счастливая семья, дружная семья. Социальные права человека. Жилищные права. Несовершеннолетние как участники жилищно-правовых отношений. Право на медицинское обслуживание. Право на социальное обеспечение. Политические права и свободы. Право человека на духовную свободу. Право на свободу убеждений. Религиозные верования и их место в современном мире. Свобода совести. Право на образование. Самообразование. Система образования в Российской Федерации. Куда пойти учиться? Право на доступ к культурным ценностям.
Основы уголовного права (8 ч)
В тематику раздела отдельно выносятся основы уголовного права и формирование у умственно отсталых школьников правового самосознания. Правосудие в стране. Защита граждан.
Понятие уголовного права. Преступления - наиболее опасные преступления. Понятия подстрекатель, наводчик, участник, исполнитель и пособник. Ответственность за соучастие и участие в преступлении. Наказания, его цели. Уголовная ответственность. Принудительные меры. Ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы в стране. Суд, его назначение. Правосудие. Прокуратура. Роль прокурора. Конституционный суд. Органы внутренних дел, их роль в обеспечении защиты граждан,
охране правопорядка.
Результаты освоения предмета обществознание:
Личностные результаты:
мотивированность и направленность выпускника на активное и созидательное участие в общественной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;
наличие у выпускника ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
выпускник должен уметь организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
выпускник должен обрести способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
овладеть различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
уметь выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны знать:
• Что такое государство?
• Что такое право?
• Виды правовой ответственности.
• Что такое правонарушение?
• Что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть Российской Федерации.
• Какие существуют основные конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации?
Учащиеся должны уметь:
• Написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку.
• Оформлять стандартные бланки.
• Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения.
Правильно оформить просьбу в органы исполнительной власти.
Контрольно – измерительные материалы:
Итоговая контрольная работа
Главный закон Российской федерации – это …
А) Декларация государственного суверенитета
Б) Конституция
В) Билль о правах граждан
Выберите правильную характеристику государственного устройства России:
А) Россия –  демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления
Б) Россия – монархическое правовое государство
В) Россия – антидемократическое государство с формой правления – тирания
С какого возраста гражданин имеет право участвовать в выборах:
А) с 16 лет – в качестве избирателя
Б) с 18 лет – в качестве избирателя
В) с 21 года – в качестве избирателя
К основным правам человека относятся:
А) право на творчество, право на управление государством, право на информацию
Б) право на загородный дом, право на автомобиль, право на смену места жительства
В) право на жизнь, право на свободу, право на жилище
Главные права ребенка:
А) право на жизнь, право на имя, право на гражданство
Б) право на игрушки, право на друзей, право на прогулки
В) право на мультфильмы, право на свое мнение, право на выбор родителей
Выберите правильное определение. Брак – это …
А) регистрируемая в соответствующих государственных органах семейная связь между двумя людьми, порождающая права и обязанности по отношению друг к другу
Б) форма взаимоотношений, при которой два человека проживают вместе и ведут совместное хозяйство
В) связь между двумя людьми, проживающими вместе и имеющими общих детей
Брак регистрируется:
А) в суде
Б) в органах ЗАГС
В) в полиции
Выберите правильное определение. Трудовые отношения – это…
А) отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником труда за платуБ) отношения, основанные на соглашении между несколькими работниками о правилах выполнения работы
В) отношения, основанные между несколькими работодателями об оплате и условиях труда работников
Выберите группу, в которой оба определения правильные:
А) рабочее время – это время, в течение которого работник находится в организации
     время отдыха – время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых 
    обязанностей и, которое он может использовать по своему усмотрению
Б) рабочее время – время, в течение которого работник в соответствии с правилами 
     внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора   
     должен исполнять трудовые обязанности
     время отдыха – время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых 
    обязанностей и, которое он может использовать по своему усмотрению
Выберите правильное определение. Нарушение закона – это …
А) противоправное деяние, противоречащее правовым номам и влекущее за собой юридическую ответственность
Б) поступок, вызывающий негативную реакцию общества, но не влекущий за собой юридической ответственности
В) действие, в результате которого человек наносит вред только самому себе
Незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ наказывается:
А) крупным денежным штрафом (по Административному кодексу РФ)
Б) предупреждением и домашним арестом (по Гражданскому кодексу РФ)
В) лишением свободы на длительный срок (по Уголовному кодексу РФ)
Кто осуществляет помощь гражданину в защите его прав и свобод:
А) суд и правозащитные организации
Б) полиция и армия
В) никто не помогает
Соотнесите должности представителей судебной власти и их функции: 
1. Прокурор А) Защита обвиняемого
2. Адвокат Б) Вынесение приговора
3. Судья В) Государственное обвинение
Основной инструментарий для оценивания результатов:
Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии.
Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.
Тестовая оценка знаний и умений учащихся. При тестовой оценке знаний и умений воспитанников целесообразно придерживаться рекомендаций И.М. Бгажноковой о применении во вспомогательной школе:
оценки «удовлетворительно» («зачтено») при правильном выполнении учеником от 35 до 50% заданий;
оценки «хорошо» - при выполнении от 50 до 65% заданий;
оценки «очень хорошо», если выполнено свыше 65% заданий.
Коэффициент усвоения при периодическом контроле знаний вычисляется по формуле:
К = а : в а - количество правильно выполненных заданий; в - общее количество предложенных заданий. Коэффициент усвоения знаний:
Коэффициент ниже 0,3 можно рассматривать как соответствующий очень низкому уровню достижений. Это означает, что ученик выполнил правильно менее 30% тестов.
Коэффициент от 0,3 до 0,5 соответствует низкому (начальному) уровню усвоения (от 30 до 50% верных ответов).
Коэффициент от 0,5 до 0,7 - среднему уровню (от 50 до 70% правильных решений;
Коэффициент выше 0,7 - относительно высокому уровню продвижения (свыше 70% верных ответов).
Содержание учебного предмета, курса по обществознанию в 9 классе
№ п/п раздел/тема программы кол-во часов
теоретических практических промежуточная аттестация экскурсии всего часов
контрольные
лабораторные и практические работы 1 Повторение 3 1 4
2 Права и обязанности гражданина России 22 22
3 Основы уголовного права 8 8
34
Календарно-тематическое планирование

по обществознанию в 9 классе
Согласовано:
заместитель директора по УВР №
п/п название раздела, тема урока Часов дата проведения корректировка даты
всего часов теоретических практических 1 Повторение 2 2 1 Государство, право, мораль 1 1 2 Конституция Российской Федерации 1 1 2 Права и обязанности гражданина России 22 22 3 Ответственность государства перед гражданами. 1 1 4 Конституционные обязанности граждан 1 1 5 Основные конституционные права человека в Российской Федерации: экономические, социальные, гражданские, политические, культурные. 1 1 6 Труд и трудовые отношения. Трудолюбие как моральная категория. 1 1 7 Право на труд. Дисциплина труда. 1 1 8 Трудовой договор. Трудовые
права несовершеннолетних. Трудовая книжка. 1 1 9 Перемещение по работе.
Причины перемещения. 1 1 10 Виды наказаний за нарушения в работе. 1 1 11 Собственность и имущественные отношения. Что значит быть
собственником? 1 1 12 Имущественные права и ответственность несовершеннолетних. 1 1 13 Роль семьи в жизни человека и общества. Понятия счастливая семья, дружная семья. 1 1 14 Правовые основы семейно-брачных отношений. 1 1 15 Этика семейных отношений. Домашнее хозяйство. 1 1 16 Права ребенка. Декларация прав ребенка. 1 1 17 Социальные права человека. 1 1 18 Жилищные права. Несовершеннолетние
как участники жилищно-правовых отношений. 1 1 19 Право на медицинское обслуживание. Право на социальное обеспечение. 1 1 20 Политические права и свободы. Право человека на духовную свободу. Право на свободу убеждений. 1 1 21 Религиозные верования и их место в современном мире. Свобода совести. 1 1 22 Право на образование. Самообразование. 1 1 23 Система образования
в Российской Федерации. Куда пойти учиться? 1 1 24 Право на доступ
к культурным ценностям. 1 1 3 Основы уголовного права 8 8 25 Понятие уголовного права. Преступления - наиболее опасные преступления. 1 1 26 Понятия подстрекатель, наводчик, участник,
исполнитель и пособник. Ответственность за соучастие и участие в преступлении. 1 1 27 Наказания, его цели. Уголовная ответственность. 1 1 28 Принудительные меры. Ответственность несовершеннолетних. 1 1 29 Правоохранительные органы в стране. Суд, его назначение.
Правосудие. 1 1 30 Прокуратура. Роль прокурора. 1 1 31 Конституционный суд. 1 1 32 Органы внутренних дел, их роль в обеспечении защиты граждан, охране правопорядка. 1 1 Повторение 2 1 1 33 Повторение. Права и обязанности гражданина России 34 Итоговая контрольная работа. 1 1