Конспект открытого урока по русскому языку на тему Приставка как часть слова (2 б класс)

Тема урока: Приставка как часть слова.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цель урока: создать условия для усвоения учащимися представлений о приставке как части слова.
Задачи урока:
Познакомить с приставкой как значимой частью слова; повторить изученные орфограммы;
Обогащать  словарный запас, развивать  орфографическую зоркость, речь, внимание, мышление; вырабатывать навыки грамотного и красивого письма;
 Воспитывать интерес к русскому языку;  способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
Методы: проблемный; объяснительно – иллюстративный; словесный; наглядный, практический; частично – поисковый.
Формы организации: фронтальная, работа в группах, индивидуальная.
Ход урока:
Психологическая установка на урок.
Громко прозвенел урок –
Начинается урок.
Девочки за парты сели,
мальчики за парты сели.
На меня все посмотрели.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
 - А теперь давайте улыбнёмся друг другу
С хорошим настроением приступим к работе.
2.Чистописание.
- Наш урок я бы хотела начать с загадки. Отгадайте:
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать.
Что такое я(тетрадь)
- Откройте тетради, запишите дату сегодняшнего урока, классная работа, выделите орфограммы.  Для минутки чистописания я вам предлагаю буквосочетание – оро -
- Что мы знаем про это буквосочетание?  В каких  словах  оно встречается?
 (в словарных).
  3.Словарная работа
- Какие словарные  слова с этим буквосочетанием вы можете назвать?
- Запишем слова, которые обозначают названия животных?
(сорока, ворона, воробей, корова)
- Проверьте правильность написания
4. Актуализация знаний.
- В какой части слова находится буквосочетание - оро-?
(в корне).
- Что такое корень?
- А какие части слова слов вы знаете? (корень, окончание)
- Что такое корень, окончание?
- Может ли слово быть без окончания, а корня?
5.  Совместное открытие нового.
 Создание проблемной ситуации.
- Ребята, посмотрите, что произошло! Я приготовила для вас слова, но они разлетелись на части, помогите мне их восстановить.
           школ               при-
 -а         школь       школь   -н      -ый               школь    -н
  -ник                  -ый


Школа, школьник, школьный, пришкольный.
-Что можете сказать об этих словах? (однокоренные).
- Что они обозначают? Какие части слов знаете? Выделите эти части в словах.
- С какой проблемой столкнулись? (не все части слова можем обозначить)
- В каком слове выделены не все части? Почему? Где находится эта часть?
- Кто, скажет,  как она  называется? (приставка)
Посмотрите, как она обозначается.
6. Постановка учебной задачи.
- О чём же мы будем говорить на уроке? (о приставке)
- Тема нашего урока « Приставка как часть слова», и мы с вами ответим на главный вопрос урока:
 что такое приставка?
- место приставки в слове;
- для чего служит приставка.
7. Поиск решения учебной задачи.
-Для того, чтобы ответить на эти вопросы, мы отправимся с вами в зимний лес и понаблюдаем за тем, что там происходит?
- Что увидели? (кормушку)
-Как думаете, кто её повесил и зачем? (ответы детей)
-Кто появился в зимнем лесу? (ворона)
-Что она сделала? (прилетела)
( на слайдах появляется ворона и совершает действия – прилетела, перелетела, залетела, слетела, улетела)
-Запишем действия вороны словами. (Слова записываются в  тетради  столбиком).
- Что можете сказать о них? (однокоренные) Докажите. ( корень  - лет - )
- Выделите корень. Какое значение у слов? (движение, перемещение)
- А все ли эти слова обозначают одно и тоже?  (нет)
- Что же обозначают эти слова?
- Какие же части изменили смысл слов? (приставки)
- Назовите их.
- Где  расположены приставки? (перед корнем)
-Для чего они нужны? (для образования новых слов)
-Пронаблюдав за словами, мы с вами можем ответить на вопрос «Что такое приставка?» (на доску выставляются опорные схемы)
Часть слова
Находится перед корнем
Образует новые слова

Работа по учебнику.
- Откройте тайну золотого ключика на стр. 129 (знакомство с определением)
Физминутка
8. Первичное закрепление.
Работа с учебником с. 129, знакомство с памяткой.
 Работа в группах.
Прочитайте задание, допишите недостающую по смыслу часть слова, пользуясь подсказкой.
Задание для 1 группы
бежал за угол
бежал из дома                  
бежал первым
          бежал через дорогу          
                                                     бежал от края
Подсказка:
За -     вы -    при -    пере -      от -       про -

Задание для 2 группы
читал маме
читал вслух
читал снова
читал в журнале
читал до конца
Подсказка:
За -     про -     пере -   вы -  до -

Задание для 2 группы
...писал письмо
писал рассказ
писал в тетрадь
писал красиво
писал из словаря
Подсказка:
На -   до -      за -    пере -    вы -  

Фронтальная проверка  
- Какие выводы можно сделать? Что узнали о приставке?
( пишется перед корнем, образует новые слова)
9. Самостоятельное применение знаний.
Учебник стр.130 упражнение 357
( проверка)
Физминутка для глаз.
10. Дифференцированная работа.
-Ребята, посмотрите, птички прилетели  к вам на парты и принесли каждому карточки разного цвета. Прочитайте, какие задания они вам предлагают выполнить.
Зелёная  карточка
«Вставь приставку»:  лить лить лить лить
Подсказка ПРИСТАВКИ На-, пере-, по-, вы-
Синяя карточка «Выдели приставку»: налить перелить полить вылить
Подсказка ПРИСТАВКИ На-, пере-, по-, вы-
Красная карточка
«Вставь подходящую по смыслу приставку»: лить  чай в чашку лить цветы лить воду из ведра лить сок из банки в кувшин
Подсказка ПРИСТАВКИ На-, пере-, по-, вы-

Проверка фронтальная.
11. Итог урока.
- Итак, пришло время подвести итоги. Весь наш урок был посвящён ответу на вопрос? (что такое приставка) - Выяснить, как вы это поняли, мне поможет игра – тест «Да – нет »
 Приготовили свои ладошки-сигналы.
 Приставка – это часть слова?
 Приставка стоит после корня?
      Приставка образует новые слова?
      Приставка стоит перед корнем?
      Приставка самая главная часть слова?
- Молодцы, вы хорошо поработали на уроке.
12. Рефлексия  
На какой ступеньке лесенки вы бы хотели сейчас стоять?
- Всё понятно на уроке, затруднений нет. Возьмите смайлик с улыбкой и все покажите.
- Ничего не понятно. Возьмите смайлик грустный