Открытый урок по литературе Образ родного дома в лирике С.Есенина


Родионова Татьяна Николаевна
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ№5» г.Саранск
Открытый урок литературы в 5 классе на тему: «Образ родного дома в стихах С.Есенина. «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
Цели урока:
Познакомить детей со стихотворениями «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями».
Обратиться к биографии великого русского поэта С.А.Есенина, проследить основные этапы его жизни и творчества.
Обозначить в стихах поэта Русь как главную тему творчества.
Работать над пополнением словарного запаса учащихся.
Развивать воображение, мышление детей.
Оборудование: презентация к уроку, аудиозапись чтения стихов Есенина профессиональными актёрами, фигурка в виде берёзы, карточки с заданиями (см. Приложение), сигнальные листочки, на отдельном столе — портрет Есенина, томик стихотворений поэта, трость, шляпа, бабочка и трубка.Ход урока:
Эпиграф: Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве. С. Есенин
Орг.момент. Интрига. На доске записана тема, но доска пока закрыта.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок, почему — вы сейчас поймете.
Вступление (на фоне музыки)
 Отговорила роща золотаяБерезовым веселым языком…
(проецируется репродукция картины И. Левитана “Золотая осень”)
И журавли, печально пролетая,Уж не жалеют больше ни о чем.
(проецируется репродукция картины А. Рылова “В голубом просторе”)
Тот, кто видел хоть однаждыЭтот край и эту гладь,Тот почти березке каждойНожки рад поцеловать.
(проецируется репродукция картины А. Куинджи “Березовая роща”)
Несказанное, синее нежное…Тих мой край после бурь, после грозИ душа моя – поле безбрежное – Дышит запахом меда и роз.
(проецируется репродукция картины Ф. Васильева “Мокрый луг”)
Вопрос: что объединяет автора этих стихотворных строк с художниками картин “Золотая осень”, “В голубом просторе”, “Березовая роща”, “Мокрый луг”? (ответы учащихся) тема родной природы – это вечная тема. Красоту родной природы воспевали художники, поэты, композиторы.
На доске и на слайдах изображена береза, посмотрите на неё внимательно. Подумайте: а символом чего является берёза и о творчестве какого поэта мы сегодня будем говорить?
Слово учителя.
На сегодняшнем уроке мы с вами поговорим о личности и творчестве одного из самых замечательных и любимых читателями поэтов 20 века, певца природы и родной земли, Сергея Есенина. Тема родины во все времена вдохновляла писателей, поэтов, художников, потому что главное в жизни каждого человека — семья, а воспоминания о родном крае всегда наполняют сердце самыми трогательными чувствами. Не исключением стал и Сергей Александрович Есенин.
Эпиграфом к уроку будут слова самого поэта: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве».
Работа в тетради.
Учитель: «Откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите сегодняшнее число, тему урока и эпиграф к нему».
Сегодня на уроке мне потребуется ваша помощь. Мы будем вместе строить урок, как люди совместно строят дом.
Мы поговорим о домашнем очаге, о доме, наполненном уютом, теплом, любовью.
- С чего начинается строительство?
(на доске магнитами крепятся части дома
- Мы с вами создали дом.
- Обсудите в парах и подчеркните ассоциации к слову дом
Мама, забота, грусть, чистота, зима, семья, берёза, радость, дождь, кошка, хлеб, журавль, уют.- Используя собранные слова, запишите, что такое дом.
- Запишите
Дом – это…
Обращение к новой информации Дом – это начало начал, это исток всего, что есть в человеке.
- Для чего нужен дом?
Ты выходишь из этого дома и идёшь по улице.
Ты никуда не торопишься, просто идёшь.
Тебя никто не ждёт. Ты просто гуляешь.
Ты замечаешь снежные сугробы возле дороги. Снег серебрится в лучах фонарей.
Ты останавливаешься и любуешься снегом.
Потом поднимаешь глаза, видишь дома, освещённые окна. В окнах горит тёплый свет.
В каждом окне - маленький мир. Уютный дом.
Теперь представь, что где-то внутри тебя горит такой же маленький свет. Он даёт тебе уют и тёплый покой.
Что бы ни происходило с тобой, какие бы бури и волнения ты не переживал, он горит тёплым, спокойным светом.
Представь его в виде язычка пламени.
Ты можешь осторожно взять его в руки.
Вот он перед тобой и ты бережно держишь его.
Полюбуйся его нежным, мягким светом
Учитель: «Вот видите, ребята, какие замечательные чувства пробуждает в нашем сердце слово дом! Многим из вас сразу же вспомнились родной город, близкие и любимые люди, самые тёплые моменты жизни... После того, как мы настроились на лирический лад, я предлагаю вам перенестись на столетие назад, в прекрасные места на Рязанской земле... Там течёт величественная река Ока. Мы поднимаемся на самый высокий её берег, так высоко, что кажется, небо совсем близко, и вот-вот можно дотронуться рукой до облаков. Здесь такая красивая природа, что замирает сердце: нежные озера с белыми лилиями, зеленые луга, пахнущие весенними травами... А совсем рядом с этими местами можно увидеть село Константиново, небольшое, но согретое теплом и добротой местных жителей. Именно здесь и родился будущий поэт Сергей Есенин – в деревне, где из окон бревенчатой избы были видны заливные луга без конца и края, широкая Ока и опрокинутое над ней синее небо. Его окружали духовные стихи, народные песни и сказки. Вот истоки его таланта. Не удивительно, что он очень рано стал писать. В плавных ритмах песенного стиха звучат естественные, как бы из живой речи взятые слова. С некоторыми его стихотворениями вы уже познакомились в начальной школе».
Дома вы должны были прочитать статью учебника о поэте. Вспомните её и постарайтесь ответить на вопрос: каким человеком был Сергей Есенин? Какие качества характера были ему присущи? он любил жизнь и природу;
свою собственную участь Есенин не отделяет от судьбы природы.
Молодцы, ребята! Как хорошо, что вы увидели самые главные грани этой творческой натуры!
Тема родного дома звучит очень часто в русской литературе.
Сегодня мы познакомимся со стихотворениями Сергея Есенина (слайд №2) о родном доме и, проникнув в ткань произведений, попытаемся понять, чем же был дом для поэта.
Удивительно слово «дом». Произносишь его, и на душе становится тепло. Вспоминаются лица родных тебе людей. В родительском доме тебя всегда любят и ждут. И даже если ты свил своё гнездо, то для родителей ты – ребёнок.
К сожалению родителей, дети вырастают и покидают родительский дом, но всё равно, пусть ненадолго, возвращаются, чтобы восполнить силы.
6.«Я покинул родимый дом»
- Вам понравилось стихотворение?
Сначала обратим внимание на дату его создания: 1918 год.
-Сколько лет было Есенину?(23). Прошло 6 лет с тех пор, как поэт уехал из Константинова. За это время в Росси произошло несколько значимых событий, которые не могли не повлиять на Есенина.
1914 год – начало первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.
1917 год – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.
1918 год – международное вторжение, попытка захвата территории России
войсками стран – участников Первой мировой войны.
- Каким настроением проникнуто стихотворение?(грусть, разлука)
Замечательно… У вас на партах лежат эскизы. Попробуем с помощью цвета передать настроение этого стихотворения. Раскрасьте изображение дома теми красками, которые соответствуют настроению стихотворения. (Дети рисуют)
-Покажите. Голубой, жёлтый, зелёный, белый…Да, вы молодцы.
Где эти цвета мы с вами уже встречали?
Ученики: Когда речь идет о природе. Природа и крестьянская родина для поэта неразделимы.
Почему именно такие цвета? Конечно, когда речь заходит о нашем доме, нашей маленькой родине, у нас только тёплые чувства, (светлые тона), но здесь присутствует грусть по дому, поэтому есть и тёмные тона.
Учитель:
У: Прочитайте 1 строчку стихотворения.
Как вы думаете, есть ли разница в значении прилагательных «родной и родимый»?
Почему в качестве эпитета к слову дом, Есенин использует прилагательное «родимый», а не родной? (слайд)
Д: «Родной» - прилагательное стилистически нейтральное, не окрашенное эмоционально. Эпитет родимый отражает чувство нежности и душевной близости, употребляется в разговорной речи.
У: Поэт пишет, что он оставил Русь. Как вы думаете он уехал из России?
- Какую Русь он покинул?
У: Да, действительно, в 1918 году поэт уезжал из России. Русь для него \ это родимая деревня Константиново рязанской земли.
У: Перед нами открылось 2 образа. Это образ родного дома и образ Руси. (слайд)
У: Читаем дальше и попытаемся представить ту картину, которую хотел передать автор. Со слов «В три звезды..»Д: Нам кажется, будто мы видим постаревшую женщину, которая с грустью вспоминает сына, глядя на звезды над березами. Грусть матери теплится, как лампада, на которую похожи три звезды над прудом.
Д: Конечно же, это образ отца. Нам кажется, будто мы видим постаревшего мужчину, который с грустью вспоминает сына, он тоже ждет сына.
У: Значит добавляются ещё два образа: матери и отца. (слайд) У Есенина сливается все воедино. Родной дом это и родители, и вера, которую привили с детства, и природа, которая так же дорога как и край родной.
- Как вы понимаете выражение «дождь листьев»?
О.  Это листопад.
- Почему клён похож головой на поэта?
О.  Сам поэт кудрявый, и волосы у него цвета осенней листвы.
У: Обратите внимание на цветовую гамму стихотворения. Какие цвета встречаются в первых 2 четверостишиях?
Д: Голубой, золотой, белый.
У: Символ голубого цвета? (небо, вода, верность, бесконечность, таинственность – например, необозримые голубые дали)Золотого? (нарядность, солнце, тепло)
Белого? (чистота, гармония, миролюбие)
У: Это цвета использовали в старинных русских иконах. Они действительно означали то, что мы сейчас назвали.
У.: А послушайте еще раз: Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Какое художественное средство использует Сергей Есенин? Да, это «переносное значение», скрытое сравнение - метафора. Это яркое и таинственное сравнение.
У: Мы поработали с 2 четверостишиями, какое время года изображено в них?
Д: Это лето, нет это весна!
У: А как нам узнать, лето это или весна?
Д: Там говорится про яблоневый цвет, про тихую воду. А яблоки цветут в конце мая, река уже чиста ото льда, вода спокойна.
У: Перейдем к третьему четверостишие, прочтём первые две строчки : какое время года там?
Д: Там пурга, значит это зима.
У: Почему поэт создает перед нами образ пурги? Обратите внимание на год создания стихотворения – 1918 и вспомните историю нашей Родины(отвечают….)
А потому, что образ пурги связан с войной и революцией в России- очень трагическим событиями.
У: Сломится ли Русь под этой пургой? На этот вопрос нам ответят последние строки стихотворения ( со слов «Стережет голубую Русь…» до конца)
У: Так сломится ли Русь под пургой?
Д: Нет, ее охраняют сказочные неведомые силы.
- Какие образы природы видит поэт, покинувший дом? Что вас удивило в этих образах?
(неживая природа как живая)
- Как называется этот прием?(олицетворение)
- Подчеркните олицетворения. Обменяйтесь мнениями в парах. Слайды № 6,7,8,9
Березняк теплит
Луна распласталась
Петь пурге
Стережет клен
Клен на меня похож
- Одушевленность природы – одна из главных черт поэтического мира Есенина.
- Для Есенина природа - это вечный источник красоты и гармонии мира. Когда ему становилось трудно, он уходил на реку, в лес. Природа вдохновляла его, стихи помогали жить. - Обратите внимание: поэт использует обычные, привычные слова, но возникает образ сказочной Руси.
У.: Давайте подведем итог всей нашей работе со стихотворением: каким видится вам то место, где родился С.Есенин? Его родина. Составим синквейн.
В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.
Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.
Это тема Родина дом
Как воздействует родной, любимый
Ваше отношение к теме рождаются,любят,ждутСлово-синоним к теме Всё начинается и заканчивается домом, все дороги ведут к нему.
Родина
У.: Давайте вернемся к эпиграфу нашей встречи с есенинскими строками: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве» (слайдлайдн говорил: "ством этого з Сного поэта 20 века С. PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic ).
А пишется ли слово родина по -иному? Почему, как вы думаете, одно и тоже слово пишется то с большой, то с маленькой буквы?
У каждого из нас есть своя родина – это место где мы родились, это наша малая родина. А есть Родина и для всех она одна, это Русь у Есенина, у нас - это Россия!
- Пройдут долгие шесть лет. В жизни Есенина произойдёт много хорошего и плохого. Но всегда поэт мысленно и наяву будет возвращаться в родимый дом, в «низкий дом с голубыми ставнями»
Вы, наверное, устали?
                Ну тогда все дружно встали.
                Ножками потопали,
                Ручками похлопали.
                Покрутились, повертелись
                И за парты все уселись.
                Глазки крепко закрываем,
                Дружно до пяти считаем.
                Открываем, поморгаем
                И работать продолжаем.

(фонограмма стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…» с видеорядом)
- Изменилось ли что-нибудь в воспоминаниях поэта о доме?
7. «Низкий дом с голубыми ставнями» Чтение стихотворения
- По этой строчке вы можете сказать, каким видел поэт родной дом? (Низкий)
- Почему дом низкий? (Вырос, и теперь дом кажется низким, маленьким.)
(С голубыми ставнями.)- Вы знаете, что такое ставни?
(Ставни – деревянные затворы к окнам)
А ещё дом украшали наличниками. Объясните, пожалуйста, значение слова.
(Наличник – накладное украшение на лицо предмета, строенья или утвари; накладная планка в виде рамы, вокруг дверей и окон) Голубые ставни. Они напоминают голубые глаза русичей. А в народной поэзии и в лирике Сергея Есенина голубой цвет – цвет чистоты, неба, мечты. Мечты о чём (мы говорим сегодня о доме)?
(о высоком, тепле, любви, заботе).
- Какие картины увидел поэт, думая о доме?
Дом, поле, луга, серенькие небеса, седые журавли, березы, кривой ракитник.
Слайды № 10,11,12,
- Образ дома кочует из одного стихотворения в другое. С чем связан этот образ для поэта?
- Дом в лирике Есенина – это Родина, родная природа, семейный очаг, согретый материнской любовью. Каждый в мире странник. Пройдет, зайдет и вновь заглянет в дом… Дом –весь мир, земная жизнь, вечная природа. - Что же изменилось? Почти ничего, и в то же время изменилось многое. Поменялось мировосприятие поэта: годы наложили отпечаток на душу, поэтому основное настроение стихотворения – «нежность грустная». Только русские умеют так грустить, наверное, потому, что «в просторах полей/ Они сытных хлебов не видали». Надо много пережить, чтобы научиться ценить то немногое, что есть у тебя, чтобы видеть прелесть родного края даже «под сереньким ситцем этих северных бедных небес».
С помощью цвета передать настроение этого стихотворения. (Дети рисуют)(Почему именно такой цвет) Голубой и серый. Это тусклые, грустные, бедные тона. Показана бытоописательность.
У:Сравните настроение 2-х стихотворений.
Д: Стихотв. «Я покинул родимый дом…» кажется более ярким, праздничным, чем второе – « Низкий дом с голубыми ставнями…». В первом стихотворении природа боли возвышенная, сказочная. Во втором – обычная, повседневная, но также любимая поэтом. Поэтому разное настроение стихотворений; разные интонации.
У: Какие 2 эпитета повторяются и в том и в другом стихотворении? К каким существительным они относятся?
Д: «Голубая Русь» - «голубые ставни».
У: Используется голубой, светлый цвет. Для чего наряду с серыми тонами Есенин использует голубой цвет, возвышенный.
Д: Чтобы противопоставить романтический образ Руси с бытовым.
У: «Родимый дом» - «родимая выть». Что такое выть?
Выть - вспаханное поле. Вновь эпитет «родимый», а не родной.
Это уже не только та изба, в которой жил поэт, но и вся земля, которая кормит русских люд и полита крестьянским потом, земля, на которой спето много радостных и горестных песен, - «родимая выть».У: Какой он образ родного дома теперь для Есенина? Восторгается он сейчас красотой своей Родного края.
Д: Нет, восторга уже нет.
У: Посмотрим на композицию. Как начинается и заканчивается стихотворение?
Д: Строчки одинаковые.
У: Как называется такая композиция?
Д: Кольцевая.
У: Для чего Есенин использует такую композицию?
Д: Поэт как бы замыкает круг. Всё начинается и заканчивается домом, все дороги ведут к нему.
- А нет ли в слове «дом» «кольца»?
(буква «о»)
- Какое ещё слово, связанное с домом, начинается с этой буквы, мы его сегодня не раз произносили.
(очаг, согревающий дом)
- Семейный очаг, символизирующий особую атмосферу, то, что согревает душу.
- Кольцо – символ чего? Когда дарят кольцо?
(символ любви, верности)
- Кольцо – это оберег. Поэт говорит о своей любви к родине, родным. Он не только наполняет свою душу любовью близких, но и сам щедро делится ею.
И эти же чувства вы испытываете в своём доме.
- Так что же значил дом для поэта?
(тепло, уют, покой, любовь близких)

8. Синквейн. Творческая работа.
-А сейчас мне хотелось бы услышать ваше отношение к поэзии Есенина.
- Давайте попробуем составить синквейн к слову « поэт» .Поэт
Талантливый, наблюдательный.
Вдохновляет, волнует, завораживает.
Один из ярчайших проявлений русского гения.
Есенин.
- Сергей Есенин говорил:
Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство родины – основное в моём творчестве. Чтение слов Есенина на слайде. Слайд №
Есенинское небо над Россией.Раскинулось, как голубой шатер,А в поле василёк хрустально - синийВедёт с ромашкой звонкий разговор.Звенит листвою изумрудной лето,Звучат незримые колокола,Берёзы- сёстры русского рассвета-Сбежались у околицы села-В них жажда жить до трепета, до дрожи,И повезло - он здесь бродил в тиши.На их коре, на их шершавой коже-Тепло его ладоней и души.Он чувствовал в родном многоголосьеИ многоцветье, близко и вдали,Как во поле колышутся колосьяРоссии всей и всей большой земли.Он видел. Как ложится синий вечер.Пушистой шалью на плечи села.И в ельнике горели свечи,И в городе земля его звала…Он так любил, что мы забыть не в силахТоску поэта, радость и печаль,Ведь главная любовь его – Россия –Земля добра и голубая даль.И в дом его со ставнями резнымиПо- прежнему мы входим не дыша.Сергей Есенин - то не просто имя, -России стихотворная душа.
9. Рефлексия
- Довольны ли вы своей работой?
Речь на уроке шла о доме, о родине, о семье. Продолжите фразу… «Я хочу, чтобы мой дом был наполнен…»
Наш урок подходит к концу. Я надеюсь, что наше сотрудничество прибавило вам тепла. У нас осталось одно незаконченное дело: на столах вы видите изображение берёзы, но без раскрашенных листьев. Если вы считаете, что реализовали свой потенциал сегодня на 100%, раскрасьте зелёным цветом листочки, если же считаете, что могли бы работать лучше и ещё есть к чему стремиться — берете желтый или красный листок. Красивое дерево у нас получилось!
Спасибо за урок!А я хочу вам пожелать, чтобы ваш дом был наполнен теплом, любовью, счастьем, добротой и был для вас таким же родимым, как для Сергея Александровича Есенина
10. домашнее задание: выучить понравившееся стихотворение
Карточка с заданием.
Запишите слово дом
Подчеркните слова-ассоциации к слову дом
Мама, забота, грусть, чистота, зима, семья, берёза, радость, дождь, кошка, хлеб, журавль, уют, клён, город, школа, река, весна, край, тепло.Дом– это_______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________