Образ Родины в творчестве С.Есенина

Тема: «Образ родины в творчестве Есенина»
Цели урока:
закрепить сведения о жизни и творчестве С.Есенина
повторить материал темы “Системы счисления”,
знать определение и виды систем счисления,
уметь переводить число из одной системы счисления в другую, а также выполнять операции сложения, умножения чисел, находящихся в разных СС.
Образовательные:
усвоение учащимися понятий системы счисления;
формирование умений и навыков работы с позиционными системами счисления;
уметь использовать знания в применении правил перевода числа из одной системы счисления в другую, выполнение арифметических операции в позиционных СС.
Развивающие:
развитие познавательного интереса;
развитие логического мышления, памяти, внимания;
формирование информационной культуры
Воспитательные:
воспитание любви к творчеству С.Есенина;
повышение культуры и развитие творческих способностей учащихся
Тип урока: интегрированный.
Вид урока: Урок-викторина, выполняя различные задания, учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством замечательного поэта С.А. Есенина.
Форма работы на уроке: индивидуальная, групповая, коллективная, устная, письменная, практическая работа на компьютере.
Оборудование урока:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Дидактический материал: дидактические карточки с заданием, программа электронного калькулятора NumLock Calculator, офисная программа MS PowerPoint, графический редактор Paint.
Персональные компьютеры.
Литературные источники, использованные при подготовке к уроку: Сергей Есенин “Стихотворения и поэмы”, Художественная литература, Москва 1986 г.
План урока
Сообщение темы и постановка целей урока - 2 мин.
Викторина - 25 мин.
Физминутка (гимнастика перед работой на компьютере)
Практическая работа на компьютере - 15 мин.
Подведение итогов урока - 3 мин.
Ход урока
1. Сообщение темы и постановка целей урока.
Здравствуйте, ребята! Сегодня урок не обычный, он посвящен основным моментам жизни и творчества этого поэта. А чтобы правильно определить, кто это, когда родился и чем занимался, какие стихи писал, вы должны выполнить разнообразные задания. Задания все направлены на формирование знаний, умений и навыков работы с системами счисления.
2. Викторина
Задание 1. Разминка (Устно)
Выберите правильное утверждение (слайд 2).
Система счисления:
– это совокупность приемов и правил записи чисел с помощью определенного набора символов.
– это набор цифр, стоящих на своем месте.
– это совокупность приемов и правил записи чисел с помощью алфавита.
Ответы:
1 – С.А. Есенин
2 – А.А. Блок
3 - А.С. Пушкин
Сегодня наш урок посвящен Есенину.
Тема урока: “Есенин - поэт, воспевающий родину” (слайд 3).

Слайд 4 (портрет поэта). На фоне портрета звучит музыка романса “Отговорила роща золотая”.
Слайд 5. Эпиграф к уроку:
Я снова здесь, в семье родной Мой край задумчивый и нежный! Кудрявый сумрак за горой Рукою машет белоснежной.
Прочитайте эпиграф еще раз, как вы думаете, о чем хотел сказать нам поэт в этих строках?
Ответы учащихся (О любви, о возвращении домой, о родном крае, о семье, которую любит, о крае милом сердцу, что его возвращение даже природа приветствует своей белоснежной рукой)
Задание 2. Выполнив следующее задание, вы сможете определить дату рождения С.А.Есенина (индивидуальная письменная работа в тетради) (слайд 6).
Три числа двоичной системы счисления перевести в десятичную систему счисления.
Первое число это - день, второе число - месяц, и третье – год.
10101
1001
11101100111
Ответ:
10101=1*240*23+1*22+0*21+1*20= 16+0+4+0+1= 21
1001=1*23+022+0*21+1*20=8+0+0+1=9
11101100111 = 1*210+1*29+1*28 +0*27+1*26+1*25+0*24 +0*23+1*22+1*21 +1*20 =1024+512+256+0+64+32+0+0+4+2+1 = 1895
(21 сентября 1895 год)
Задание 3. Выполнив следующее задание, мы узнаем, какой край Есенин считает задумчивым и нежным, а именно где поэт родился. (Слайд 7)
Выполните действие 11110+1001
Ответ переведите в десятичную систему счисления.
Ответы: 100111 (39).
1. Москва - 42
2. с. Константиново Рязанской губернии - 39
3. Ленинград - 10011
Задание 4. Чтобы узнать к какому социальному слою принадлежала семья С.А.Есенина, вам необходимо решить уравнение. (Слайд 8)
Решите уравнение 12816=Х10. Число Х переведите в двоичную систему счисления.
Решение: 1*162+2*161+8*20=256+32+8= 296
Ответ: 100101000
Ответы:
а) рабочие - 11110000
б) дворяне - 1001110000
в) крестьяне – 100101000
Задание 5. Все мы знаем Есенина, как замечательного, пользующего успехом у читателей поэта. Как начинался его литературный дебют? Есенин пишет стихи с детства, но первое стихотворение печатает в 1914 году в Москве в детском журнале. Как он его назвал, вы узнаете только после выполнения следующего задания.
Задание
12
8
25
41
65
41

р
б
а
е
з
е

1000
101001
1100
101001
1000001
11001
Ответ: “Береза”. (Слайд 9)
Задание 6. Весной 1915 года Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с многими поэтами. Человек, которого он встретил, написал эти стихи:
О доблестях, о подвиге, о славе Я забывал на горестной земле, Когда твое лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе. Его портрет изображен на слайде. (Слайд 10)
Задание: Выполнить сложение 178 и 1716. Ответ перевести в двоичную систему. (Слайд 11)
Решение:
178= 1*81+7*80=15
1716= 1*161+7*160=23
15+23=38 (100110)

Ответы:
А.А.Блок – 100110,
И.Д. Сытин - 100000,
И.С. Никитин - 1001001
Задание 7. Есенин начинает активно работать над изданием своего поэтического сборника. А вот в каком году он его выпустил, и как он называется? (Слайд 12)
Выполните следующее задание:
Алгоритм – это:
1.Понятное и точное указание исполнителю выполнить последовательность действий для достижения поставленной цели
2.последовательность действий, которые должен выполнить компьютер
3. это решение определенной задачи
Ответ:
Радуница (1916 г.),
Голубенье (1918 г.),
Преображенье (1918 г.)
Задание 8. Творческая карьера С.Есенина имеет грандиозный успех, его стихи читает вся Россия, он певец своей Родины. Воодушевленно встречая революцию, С.Есенин в 1921 г. пишет известную поэму. Как она называется? Портрет человека на слайде напрямую связан с данной поэмой. (Слайд 13)
Правильно расположите единицы измерения:
Ч ГБАЙТ
А МБАЙТ
Г КБАЙТ
У БАЙТ
В ГЕКБАЙТ
Е ТЕРБАЙТ
П БИТ Ответ :Пугачев

Задание 9. Главное событие в жизни Есенина происходит осенью 1921 г., которое меняет жизнь поэта. Он встречает женщину, и та через полгода становится его женой.
Есенин с ней уезжает за границу. Как звали женщину, изображенную на портрете? (Слайд 14)
Найти основание системы счисления (33651)
Пример выполнен в системе счисления с основанием p, m - максимальная цифра в этой системе.
Решение:
Ответы:
1) p=6 - Шаганэ
2) p=7 - Айседора Дункан
3) p=5 - Анна Керн
Задание 10. Возвращаясь на Родину из-за граничного турне, Есенин пишет новые стихи, в них ощущение радости, желание быть певцом и гражданином Родины. В этот период рождаются его лучшие стихи.
Вот строки одного из них:
Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет. Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что так часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне.
К кому обращены строки этого произведения? И как оно называется? (Слайд 15)
Задание. Найти основание системы счисления, в котором справедливо данное равенство; определить неизвестные цифры, отмеченные звездочками.
24**1 + *235* = 116678
Решение


Ответ
1) p =9- Письмо к матери
2) p =10, - Анна Снегина
3) p =8– к Татьяне.
Молодцы, ребята! Сегодня вы отлично справились со всеми заданиями по информатике и обогатили свои литературные знания, приобрели навык работы с числами в различных системах счисления и узнали о творчестве замечательного поэта.
4. Практическая работа на компьютере. Творческая работа (групповая и работа в парах).
Задание: Создать слайд “С.А Есенин”.
Задание: Придумать и создать рисунок к стихам С.А.Есенина (Стихи ученики должны приготовить самостоятельно, тем кто забыл выполнить домашнее задание, учитель раздает стихотворения на карточках)
Стихи к творческой работе
Поет зима, аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка, Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые, Голодные усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней, И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. И сниться им прекрасная В улыбках солнца ясная Красавица весна.
 * * *
Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога Ей сегодня примечталось Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани.
* *
Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник - Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом.
5. Подведение итогов урока.
Отмечаем лучшие работы, если работа не доделана, продолжаем на следующем уроке или во внеурочное время. Выставляются оценки за работу.
Есенин – визитная карточка России. Его стихи находят живой отклик в наших душах. Все прочувствованное им, прожитое за короткую жизнь, он превратил в шедевры поэзии. Он воспел землю, плененный ею, воспел любовь, как счастье, и счастье, как любовь.
Закончить вечер хочется словами Сергея Есенина:
Цветите, юные, и здоровейте телом: У Вас иная жизнь. У Вас другой напев.
Звучит песня на стихи С.Есенина (“Не жалею, не зову, не плачу”.)
Неведомо движение времени. Одно поколение сменяет другое. Русь вступила в XXI-й век. Движется, живёт по своим законам мир поэзии, поэзия – Вселенная души человечества. Непрерывно нарождаются и вспыхивают в этом чудесном мире поэтические звёздочки и звёзды. Одни сгорают и навсегда исчезают ещё при жизни их “хозяина”, свет души от других доходит кнам на протяжении десятилетий. И лишь немногие, очень немногие согревают народную “живую душу” в веках, разгораясь со временем всё ярче и ярче. С одним из таких звезд поэтической России мы с вами познакомились. Это Сергей Есенин – и оно, СОЗВЕЗДИЕ – ВЕЧНО!

1921 x x x Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым
. Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть. 1921


Любите поэзию!
До новых встреч!