Адаптированная рабочая программа «Математика, 6 класс» (индивидуальное обучение на дому )


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17 р.п.Юрты
Рассмотрено
на заседании МО
учителей математики, физики, информатики
МКОУ СОШ №17
Протокол №1 от 29.08.16
______________ Пузик И.Н..
Утверждено
приказом директора
МКОУ СОШ №17
№ _____ от ______________
_______________И.П. ЦабертСогласовано
Зам. директора по УВР
МКОУ СОШ №17
___________Кочергина И.Г.

Рабочая программа факультативного курса
«Развитие логических универсальных учебных действий»
по математике для 6 класса
(индивидуальное обучение на дому Арефьевой Ксении)
МКОУ СОШ № 17 р.п.Юрты
Разработчик: Пузик Ирина Николаевна,
учитель математики,
первая квалификационная категория.
р.п.Юрты, 2016 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа факультативного курса 5-6 класса «Развитие логических универсальных учебных действий» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
Авторской программы факультативного курса «Методы решения сюжетных задач арифметическим способом» Бычковой Ольги Ивановны, канд.пед. наук, доцента кафедры математики и методики обучения математике ФГБОУ ВПО «ВСГАО», Агарковой Людмилы Алексеевны, учителя МБОУ «Лицей–интернат №1» г. Иркутска ( Программа зарегистрирована в МКОУ ДПО ЦИМПО г.Иркутска регистрационный номер 3307, май 2014 г. программа утверждена на заседании ГКМС, протокол №4 от 29.05.2014 г.)
Внедрение образовательных стандартов второго поколения ставят перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и как следствие обеспечивают такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Разрешение поставленной задачи осуществляется через формирование и развитие универсальных учебных действий (в дальнейшем УУД).
Существующая программа развития УУД, разработанная группой авторов мод руководством А.Г. Асмолова, рассматривает развитие УУД. Однако программа носит вид общих рекомендаций по развития УУД в ходе образовательного процесса с учетом специфики учебных предметов. Использование данной программы в процессе обучения затруднено в силу рекомендательного характера. Не понятно, в каком классе, на каком предмете, какие УУД и посредством чего следует развивать.
Поиск средств эффективного развития УУД является на данный момент особенно актуальным. Анализ исследований, посвященных данной проблеме, выявил в качестве основных средств развития УУД, такие как учебный проект и задача.
В данных исследованиях авторы придерживаются косвенного пути управления деятельностью. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью реализации существующей программы развития УУД, и отсутствием в ней рекомендаций конкретного характера, а именно в каком возрасте какие именно УУД нужно развивать, и на базе какого содержания.
В основе логических УУД лежат логические операции. А именно предмет . математика в большей степени строится по законам формальной логики. Поэтому «основа формирования логических УУД должна закладываться в процессе изучения математики…».
Анализ психологических особенностей школьников 5-6 класса показал, что в этом возрасте целесообразно начинать развитие таких логических УУД как: анализ, синтез, сравнение, сериация, классификация, выведение следствий, подведение под понятие. Причем именно в той же последовательности, что указана выше. Оперирование в данном возрасте происходит только с конкретными объектами, а не высказываниями. При ведущем наглядно-образном мышлении в данном возрасте, в качестве конкретных объектов могут выступать геометрические фигуры.
Находясь в рамках системно-деятельностного подхода, считаем целесообразным использовать прямой путь управления деятельность.
Новизна авторской разработки заключается в, предлагаемой авторами, методике развития логических УУД.
Место курса в учебном плане.
Курс по выбору рассчитан на изучение в 5-6 классах. Объем курса 70 часов (1 час в неделю в 5 классе, 1 час в неделю в 6 классе).
Цель курса: развитие логических УУД у учащихся 5-6 классов прямым путем управления деятельности.
Задачи курса:
включение интеграционных механизмов в процесс развития логических УУД;
развитие мотивации к собственной учебной деятельности;
осуществление пропедевтической работы по формированию деятельности доказательства.
Ожидаемые результаты.
Иметь представление:
о существенных и несущественных признаках и свойствах.
Знать:
суть действий анализ, синтез, сравнение, сериация, классификация, подведение под понятие, выведение следствий.
Уметь:
выделять существенные признаки фигуры;
вычленять фигуру из состава чертежа;
применять алгоритмы для логических УУД анализ, синтез сравнение, сериация, классификация, подведение под понятие, выведение следствий;
распознавать вид логического УУД по задаче;
использовать логические УУД в других предметных областях.
Содержание курса.
Геометрические фигуры.
Отрезок. Прямая. Луч. Угол. Треугольник. Квадрат. Прямоугольник. Площадь. Свойства площади (аддитивности, нормированности, инвариантности). Периметр. Введение понятий «биссектриса угла», «вертикальные углы», «смежные углы», «ломаная» и.т.д.Свойства и признаки фигур. Существенные признаки.
иойетва фигуры, признаки фигуры. Существенные признаки и несутце- t I ценные, ('вязь между существенными признаками. На данном уроке рассмот- I» II. метод сопоставления Н.Ф. Талызиной. Суть метода представлена в приложении.
Урок-игра.
И виде игры в командах проверить у учащихся понимание существенных и несущественных признаков, связи между ними. Задания могут быть такого гнни «назови как можно больше свойств», «укажи, является ли этот признак I мпеетвенным» и т.д.
Вычленение фигур.
Развитие умения вычленять фигуру из состава чертежа. Создание алгоритмов для вычленения различных фигур. Пример работы с данным умением представлен в методических рекомендациях.
Анализ.
Развитие логического УУД анализ. Введение ориентировочной основы дипного действия. Работа с учащимися по рабочим тетрадям. Применение.
Синтез.
Развитие логического УУД синтез. Введение ориентировочной основы минного действия. Работа с учащимися по рабочим тетрадям. Применение.
Сравнение.
Развитие логического УУД сравнение. Введение ориентировочной осно- || i.i данного действия. Работа с учащимися по рабочим тетрадям. Применение.
Сериация.
Развитие логического УУД сериация. Введение ориентировочной основы дипного действия. Работа с учащимися по рабочим тетрадям. Применение.
Классификация.
Развитие логического УУД классификация. Введение ориентировочной основы данного действия. Работа с учащимися по рабочим тетрадям. Применение.
Выведение следствий.
Развитие логического УУД выведение следствий. Введение ориентиро- иочной основы данного действия. Работа с учащимися по рабочим тетрадям. 11рименение.
Подведение под понятие.
Развитие логического УУД подведение под понятие. Введение ориентировочной основы данного действия. Работа с учащимися по рабочим тетрадям. Применение.
Календарно - тематическое планирование.
6 класс
№ п/пНаименование разделов, тем Количество часов Примечание Дата
По плану факт
1 Геометрические фигуры. Ломаная. 1 2 Геометрические фигуры. Вертикальные и смежные углы. 1 3 Геометрические фигуры. 1 4 Свойства и признаки фигур. Существенные признаки. 1 5 Свойства и признаки фигур. Существенные признаки. 1 6 Урок-игра. 1 7 Вычленение фигур. 1 8 Решение задач. 1 9 Анализ. 1 10 Решение задач. 1 11 Решение задач. 1 12 Синтез. 1 13 Решение задач. 1 14 Решение задач. 1 15 Сравнение. 1 16 Решение задач. 1 17 Решение задач. 1 18 Сериация. 1 19 Решение задач. 1 20 Решение задач. 1 21 Классификация. 1 22 Классификация. 1 23 Решение задач. 1 24 Решение задач. 1 25 Выведение следствий. 1 26 Решение задач. 1 27 Решение задач. 1 28 Подведение под понятие. 1 29 Решение задач. 1 30 Решение задач. 1 31 Повторение. Анализ и синтез. 1 32 Повторение. Сравнение и сериация. 1 33 Повторение. Классификация и выведение следствий. 1 34 Зачёт. 1 35 Итоговое занятие. 1