Урок физики на тему Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты


Урок физики
Класс: 7
Авторы программы: А.В. Перышкин, Е.М. Гутник
Учитель: Захарова Светлана Николаевна
Тема урока: Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты.
Тип урока: Комбинированный (технология развивающего обучения)
Цели урока:
образовательная: учащиеся дают определение, что такое физика, знакомятся с физическими явлениями, терминами «телом» и «веществом», с методами изучения явлений, с инструкцией по технике безопасности в кабинете физики.
развивающая: учащиеся устанавливают различия между телом и веществом, между наблюдением и опытом, учатся распознавать тела и вещества.
воспитательная: учащиеся убеждаются в необходимости знаний о природе, которые получают научными методами, понимают необходимость выполнения правил техники безопасности.
Учебная задача: Узнать что такое физика, что изучает физика, как изучает?
Оборудование: мультимедийная приставка, компьютер, железный шарик, магнит, наклонная плоскость, источник тока, соединительные провода, спираль, электрический звонок, электрофорная машина, кодоскоп, три цилиндра одинаковой формы и объема, но из различных веществ, три прямоугольных параллелепипеда из древесины разного объема.Ход урока:
I Мотивационно-ориентировочный этап (6 мин)
1. Вхождение в контакт. Представление учителя.
2. Создание ситуации успеха (беседа)
П: Вы пришли на первый урок физики. Какие вопросы вы хотели бы задать друг другу, учителю об этом предмете?
В процессе беседы выделяются основные вопросы. Эти вопросы учитель фиксирует на доске.
У: Что такое физика?
Что изучает физика?
Как изучает?
3. Постановка учебной задачи.
П: Что же предстоит нам узнать на уроке?
У: Должны найти ответы на поставленные вопросы
Учебная задача: Узнать что такое физика, что изучает физика, как изучает?
II Исполнительский этап (20 мин)
Беседа
П: Вы уже знаете такие предметы как биология, география, астрономия. Что объединяет эти науки?
У: Это науки о природе.
П: Слово «физика» происходит от греческого слова «фюзис», что означает природа. В русский язык слово «физика» было введено М.В. Ломоносовым, когда он издал в России первый учебник физики в переводе с немецкого языка. Сформулируйте определение, что такое физика?
У: Физика – одна из наук о природе.
(Учитель фиксирует на доске)
П: Что же происходит в природе?
Выслушиваются высказывания учащихся.
П: Действительно в окружающей природе происходят изменения, т.е. явления. Какие же явления изучает физика?
Демонстрация серии опытов
Движение железного шарика под действием магнита по наклонной плоскости,
нагревание спирали и работа электрического звонка в электрической цепи, появление эл. искры с помощью электрофорной машины,
демонстрация отражения рисунков с помощью кодоскопа.
Наблюдая опыты, учащиеся называют явления – механические, тепловые, звуковые, электрические, магнитные, световые. На доске фиксируется:
Физика – одна из наук о природе.
изучает явления – механические, тепловые, звуковые, электрические, магнитные, световые.
3. Беседа
П: Любые превращения или проявления свойств вещества, которые происходят без изменения его состава, называют физическими явлениями.
П: Как же физика изучает такие разнообразные явления?
У: Явления природы можно наблюдать. На основе наблюдений строят гипотезы, но их нужно проверить на опытах, делают выводы и формулируют законы.
Схема на доске дополняется:
Физика – одна из наук о природе.
изучает явления – механические, тепловые, звуковые, электрические, магнитные, световые.
использует методы – наблюдение и опыты.
П: Ученики на уроке физики тоже не только наблюдают, но и проводят опыты. А значит необходимо соблюдать особые правила. Учитель проводит инструктаж по технике безопасности.
П: В физике используют специальные слова – термины, обозначающие физические понятия. Многие термины используются и в быту: работа, энергия, электричество, тело.
Что мы понимаем под словом тело?
У: Тело человека, животного.
П: Что же такое физическое тело?
Учащиеся работают с учебником и находят определение: Физическое тело – это любой предмет, имеющий форму и объем.
П: То из чего состоит тело называют веществом.
Работа с раздаточным материалом
(три цилиндра одинаковой формы и объема, но из различных веществ, три прямоугольных параллелепипеда из древесины разного объема)
П: Что общего у данных тел?
У: Эти тела имеют одинаковую форму (цилиндра) и объем, но сделаны из разного вещества: железа, дерева, латуни.
Прямоугольные параллелепипеды (одинаковая форма) изготовлены из одного вещества, но имеют разную форму.
Работа с рис.2 (страница 5) учебника
П: Назовите изображенные тела и вещества.
Итак с какими терминами мы познакомились и учились их применять?
Схема на доске дополняется:
Физика – одна из наук о природе.
изучает явления – механические, тепловые, звуковые, электрические, магнитные, световые.
использует методы – наблюдение и опыты.

использует термины - тело и вещество.
III Рефлексивно-оценочный этап (14 мин)
П: Что же вы узнали нового на уроке?
У: Учебную задачу мы выполнили полностью. Узнали что такое физика, что изучает физика, как изучает?
П: Проверим все ли разобрались с новыми терминами. Напишем диктант.
Разделите страницу на 2 столбика: тело, вещество.

Тело Вещество
Кусок льда лед
Учащиеся записывают слова в соответствующие столбики. Пример: лед, кусок льда.
П: Древесина, деревянная миска, пуговица, олово, сталь, стальная деталь, стакан, бензин, бутылка, стол, цветок, сахар, золото, вода, шарик.
Взаимопроверка написанного диктанта
Учащиеся меняются тетрадями и проверяют по ответам, спроецированным на доске с помощью мультимедийной приставки.
Взаимооценка работы учащихся на уроке.
Кто выполнил задание без ошибок? С 1-2 ошибками? С 3 и более?
Что же делать тем, кто допустил ошибки?
У: Выучить дома и потренироваться.
П: Домашнее задание: § 1, 2, 3. Выучить выделенные в тексте правила. Ответить на вопросы после каждого параграфа.