Технологическая карта по литературному чтению С.А.Есенин «Белая береза»


Учитель: Бесогонова Юлия Юрьевна
Тип урока: Изучение нового
Класс: 3
Технологическая карта урока литературного чтения
Тема урока
С.А.Есенин «Белая береза»
Цель
Познакомить учащихся с творчеством С. Есенина и его стихотворением «Берёза»
Задачи
Образовательные: Познакомить детей с творчеством С. Есенина и его стихотворением «Берёза»
Развивающие: Способствовать развитию воображения, связной речи, художественного литературного вкуса, навыков формулирования выводов, умения анализировать, находить в тексте стихотворения уже известные художественные приемы.
Воспитательные: Воспитывать чувство прекрасного, интерес к слову.
Планируемые результаты Предметные: Формировать первичные исследовательские умения при работе с художественным текстом.
Формируемые УУД
- Личностные
- Регулятивные
- Коммуникативные
- Познавательные
Основные понятия Межпредметные связи Русский язык, история, живопись, музыка
Оборудование
Компьютер, проектор, экран, презентация, учебник Лазаревой 3 класс 1 часть, Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999
Задачи этапа урока
(вида работ) Деятельность
учителя
Задания для учащихся Деятельность
учеников Планируемые результаты Время
Предметные УУД I. Организационный момент. Задачи:
Мотивировать учащихся к учебной деятельности. Здравствуйте ребята! Присаживайтесь
Сегодня на уроке вы будете слушателями, художниками, исследователями. Слушают учителя,.Тихонько садятся за парты. II. Введение в тему. Постановка целей. Задачи
Организовать формулирование темы урока учащимися.
Организовать постановку цели урока учащимися. Сейчас я прочитаю вам стихотворение Николая Брауна, а вы попробуйте услышать в нём фамилию русского поэта:
В этом имени слово «есень».
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем
От русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Сень берёзы
И синь – рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней
Грусти, юности, чистоты:
Только скажут – Сергей Есенин,
Всей России встают черты.
        О творчестве какого поэта пойдёт сегодня речь? Сергей Есенин.
Мы сегодня познакомимся с его стихотворением «Берёза». 
Рассказ об авторе.
        Посмотрите на портрет поэта. Всмотритесь в это лицо. Попробуйте, глядя на портрет поэта, представить, каким был человеком Сергей Александрович Есенин? 
Он молодой и красивый, у него очень умные и добрые глаза. Он задумчивый и мечтательный.
        Недаром имя у него – Есенин. Есенин – весенний гений, так хорошо рифмуется. В нём действительно есть что-то весеннее. Он – гордость русского народа. Его стихи – живой родник. Посмотрите, какое одухотворенное лицо, глаза, устремленные вдаль. Губы слегка приоткрыты, словно он что-то шепчет. А может в этот момент и рождаются строки стихотворений.
        С. А. Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября (3 октября) 1895 года. Родители его были бедные крестьяне. Когда мальчику было 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Целые дни летом мальчик проводил на воле. Он любил бескрайние поля и луга своего родного села, радовался и белой берёзке, и душистой черёмухе, любил цветы, животных…
        В осенние и зимние вечера, забравшись на печь, любил он слушать бабушкины сказки, её грустные степные песни. Хотелось самому сочинять, и свои первые стихи он сочинил в 9 лет.
        Первое же напечатанное стихотворение Есенина «Берёза» появилось, когда ему было 19 лет в журнале «Мирок». В этом же журнале были напечатаны и его другие стихи. Но «писать для детей – надо особый дар иметь», - говорил Есенин и редко писал для них.
        С Есенин – исконно русский, глубоко национальный поэт. Он воспевал в своих стихах природу и не зря его называли певцом русской природы. Сергей Есенин прожил очень мало, всего 30 лет. Но и за это время он достиг многого и мы, русские люди, горды тем, что российская деревня дала миру гениального художника слова.
Его книги вы можете найти в библиотеке. А я буду рада, если вы заинтересуетесь творчеством этого поэта и почитаете что-то самостоятельно.
Подготовка к восприятию.
        Давайте и мы сейчас перенесемся в мир природы. Посмотрите на картины природы. Что изображено на иллюстрациях? (Зимние деревья.)
Назовите их. (Дуб, тополь, береза)
        Какое из этих деревьев стало символом России, самое любимое дерево русского народа. (Берёза)
        Многие поэты и писатели обращались к её образу, называя её русской красавицей. О ней сложено много песен, былин, сказок. Её видят как хитрую помощницу, как заколдованную девицу, как прообраз Золотой рыбки. Она – символ женственности и плодородия у многих народов.
 Много прекрасных слов сказано о берёзе. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного. А в поэзии берёза сравнивается с образом русской девушки. Россия всегда ассоциировалась с берёзой. Это истинно русское дерево. Её часто называют нежными женственными словами: матушка, красавица и т. д. На «зелёные святки: в России девушки проводили обряд «заламывания» берёзы: на дереве скручивали ветви, заплетали их в косы, обвешивали бусами и платками для помощи в скором выходе замуж. Отсюда, возможно, и слова русской народной песне «я пойду, пойду погуляю, белую берёзу заламаю».
Ребята, кто помнит, что такое эпитет?
Эпитет–слово греческого происхождения, обозначает образное определение.
Словесно-речевая игра «Плетём венок».
Ребята, сейчас мы с вами тоже сплетём венок из эпитетов, подходящих к образу берёзки.
Дети по очереди зачитывают эпитеты на карточках и учитель приклеивает их на доску в виде венка вокруг иллюстрации берёзы (застенчивая, стройная, нежная, кудрявая, белая, красивая…) Несколько эпитетов дети называют самостоятельно, чтобы наполнить венок цветами. За каждый эпитет клеится цветок.
   Посмотрите, какой венок мы сплели из эпитетов. Они вам пригодятся для анализа стихотворения.
Физминутка.
Белки прыгают по веткам.Прыг да скок, прыг да скок!Забираются нередкоВысоко, высоко!
Внимательно слушают учителя
Размышляют
Отвечают на вопросы учителя
Играют С помощью учителя формулируют тему урока.
С помощью учителя ставят цель урока
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
(Коммуникативные УУД)
Учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
(Личностные УУД) III. Изучение нового материала. Задача:
Формировать умение ориентироваться в деятельности Андерсена Работа со стихотворением.
 Первичное знакомство с текстом.
Закройте глаза, послушайте стихотворение и постарайтесь увидеть берёзку. А затем скажете мне, какой вы её увидели. Дети слушают стихотворение
Представляют себе образы
Вторичное чтение. Чтение учениками.         Чтение стихотворения учителем.
Какой же предстала перед вами берёзка?В какое время года описано деревце?
        Самостоятельная  работа со стихотворением.
Давайте прочитаем стихотворение по строфе. Подчеркните непонятные слова и выражения.
Как вы понимаете слова: кайма, бахрома?
Кайма – отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.
Бахрома – тесьма для обшивки чего-нибудь, с рядом свободно свисающих нитей, а так же ряд свисающих нитей, кистей.
Слушают
Анализируют
Отвечают на вопросы
Запоминают Формулировать собственное мнение и позицию
(Коммуникативные УУД)
3. Беседа после прочтения. Анализ. Задача:
Беседа:
Анализ произведения.
Какие краски использовал автор, чтобы описать берёзку? Белая, серебристая.
Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете.
Особенно интересно в стихотворении описание инея, найдите это описание.
Какой художественный прием использует автор? Сравнение.
Как говорит о кистях берёзы?
О чем ещё мы так говорим? Цветы.
Как называется такой прием? Сравнение.
Найдите ещё в тексте сравнения. Зачитайте.
Какое время дня рисует поэт? Утро.
Почему вы так решили? Заря.
Солнечное это утро, или пасмурное? Горят в золотом огне.
Прочитайте, как занимается заря зимой.
Какой литературный приём использует автор в создании образа берёзы? Олицетворение.
Докажите это строчками из стихотворения.
Где ещё используется этот прием?
Какое чувство, настроение создал поэт? Волшебное, спокойное, радостное ожидание чуда.
Когда у вас возникает похожее настроение? Перед новым годом.
Возможно, что автор тоже описывает утро после нового года.
Подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, неторопливый или медленный?
Рисование.
Известные художники изображали берёзу в разные времена года. Несколько репродукций.
Посмотрите, какой она может быть разной.
Сегодня я предлагаю вам немного побыть художниками.
Сейчас нарисуйте березку, а дома ее оживите красками.
Работа в микрогруппах.
А теперь проверим, какие мы исследователи. Даны карточки, на которых указаны строчки из произведения не по порядку.
Задание: Укажите по порядку строчки произведения. Прочитайте выразительно.
Отвечают на вопросы
Рисуют
Выполняют задание в микрогруппах Использовать речь для регуляции своего действия
(Коммуникативные УУД)
4. Подведение итогов. Задача: С творчеством какого поэта мы сегодня начали знакомство?
Какова тема стихотворения, прочитанного нами.
Мог ли написать такие строки человек, который редко бывает наедине с природой?
Я надеюсь, что вас не оставило равнодушными творчество С Есенина, и вы обязательно почитаете его стихи.
Рефлексия.
Детям предлагается плакат с нарисованной берёзкой и три коробочки с нарисованными листочками трёх цветов. Кому на уроке понравилось быть слушателями – прикрепляют желтые листочки, художниками – зеленые, исследователями – оранжевые.
Посмотрите, какая у нас получилась берёза. Среди нас есть и внимательные слушатели, талантливые художники и любознательные исследователи.
Домашним заданием вам будет оживить березку. Вспоминают
Отвечают на вопросы
Выполняют интересную рефлексию
Записывают домашнее задание Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).