Конспект урока по литературному чтению на тему: С. Дрожжин «Снег летает и сверкает…» К. Бальмонт «Снежинка». С. Есенин «Пороша», «Поёт зима, аукает…».


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Учитель: Башкирова Ольга Григорьевна
Класс : 3
Предмет: Литературное чтение
Тема урока: С. Дрожжин «Снег летает и сверкает...» К. Бальмонт «Снежинка». С. Есенин «Пороша», «Поёт зима, аукает...».
Тип урока: Урок изучения нового материала Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: формирование целостного представления и восприятия окружающего мира, восприятие знаний по теме «Снег летает и сверкает...» через произведения поэтов, художников и композиторов.
Формирование УУД:
Личностные действия: нравственно-этическая ориентация, самоопределение.
Регулятивные действия: планирование, саморегуляция, совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме; обмен мнениями с одноклассниками по поводу картин и читаемых произведений.
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли.
Планируемые предметные результаты:
- читать текст выразительно, передавая эмоциональное состояние автора; - отвечать на вопросы по содержанию литературного текста; - выразительно декламировать литературные произведения;
- учиться определять отношение автора к явлениям природы; - выполнять рисование (словесное или художественное).
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Организационный момент
(1 мин) Громко прозвенел звонок – начинается урок.
Наши ушки на макушке, глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем, ни минутки не теряем. Настраиваются на активную работу на уроке.
Подготовка к восприятию
(1 мин) На протяжении нескольких уроков мы знакомились с произведениями русских поэтов и писателей, а сегодня, мы узнаем, как представлено это прекрасное время года, не только в поэзии, но и в живописи, и в музыке. Какое это время года?
Каждому человеку зима открывает свои секреты по-особому. Всякий находит в зиме что-то, близкое его душе. И если мы прочитаем о том, как видят и чувствуют это время года писатели, поэты, рассмотрим картины русских художников, услышим музыку русских композиторов, то у каждого из нас впечатления о зиме станут богаче и выразительней. Зима.
Постановка учебной задачи
(1 мин) Сегодня мы с вами вспомним всё, что знаем о зиме и попытаемся посмотреть на это замечательное время года глазами разных поэтов, художников и композиторов. Актуализация знаний
(4 мин)
– Как называется тема, которую мы изучаем? Чьи строки стали названием темы? – Подумайте, как продекламировать это стихотворение. - А что, значит, продекламировать? - Каким голосом, с какой скоростью нужно читать, чтобы передать настроение поэта. - Кто прочитает наизусть стихотворение Спиридона Дмитриевича Дрожжина "Снег летает и сверкает..." -Слушайте внимательно проанализируйте и оцените, как прочитано стихотворение.
Ребята, скажите, как автор относится к зиме? Слова из стихотворения Спиридона Дмитриевича Дрожжина "Снег летает и сверкает..."
Прочитать выразительно, как артист.
Читают наизусть стихотворение " Снег летает и сверкает..."
Анализируют и оценивают.
С любовью.
Самостоятельная работа по учебнику стр.32-33 и в рабочей тетради № 1 стр.75-76.
(10 мин) Ребята, откройте учебник на стр.32. Прочитайте молча стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта "Снежинка". Затем в рабочей тетради № 1 на стр.75-76 выполните в паре задания. После подготовьтесь выразительно читать стихотворение. Подумайте, как продекламировать это стихотворение? Где расставить акценты? А может кто-то захочет продекламировать стихотворение вдвоем. - помните критерии: -Слушайте внимательно проанализируйте и оцените как прочитано стихотворение. Удалось вам побыть артистами, передать чувства поэта, написавшего это стихотворение? Молча читают стихотворение.
Выполняют задания в тетради в паре.
Выразительно читают стихотворение.
Выразительность, правильность, одновременность, громкость.
ФИЗ-МИНУТКА
(2 мин)
А теперь давайте отдохнем и представим зимнюю картину:
“Мы снежинки, на тучках мы сидим.Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели (машут руками).И на землю тихо сели (приседают).Ветер снова набежал
И снежинки все поднял (поднимаются).Закружились (кружатся),
Полетели (машут руками)И на землю тихо сели (садятся по местам). Ребята, вот также и художники, глядя на красивую природу, что чувствовали, то и рисовали. - А как называется картина где изображена природа? Это пейзаж.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Зимушка - зима" Создание системы знаний и повторение.
(3 мин) Посмотрите, пожалуйста, на картины художника Исаака Ильича Левитана "Лес зимой", "Деревня, зима", "Деревня зимой". Левитан любил природу и умел ее показать так, что мы ощущаем ее поэтическую красоту. Он был самым большим и самым мудрым мастером русского пейзажа. Природа живет в полотнах художника, но она живет и в стихах поэтов, в музыкальных произведениях композиторов. Смотрят презентацию
Интеграция предметов. Создание системы знаний и повторение.
(6 мин) Люди выражают свои чувства по - разному. Одни пишут стихи, другие рисуют картины, третьи сочиняют музыку. Музыка, которая сейчас прозвучит, написана великим русским композитором Петром Ильичом Чайковским. Послушайте как композитор выразил свое отношение к зиме и передал свои чувства в музыкальном произведении из альбома "Времена года", которое называется "Декабрь". - А сейчас вы внимательно слушая пьесу "Декабрь", всё что чувствуете, изобразите простым карандашом в своих рисунках на листке бумаги. Зима. Декабрь
Выполняют рисунок простым карандашом на листочке бумаги под звучащую музыку.
Подготовка к восприятию.
(1 мин) Вернемся к литературным произведениям. Откройте учебник на стр.34. – Как называется следующее произведение? Что можно сказать о нём до чтения? – Кто знает, что такое пороша? – Сергей Александрович Есенин признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью к родине». Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к родине, к природе. Постарайтесь увидеть и услышать то, о чём написал поэт. Стихотворение Сергея Александровича Есенина "Пороша".
Пороша – слой только что выпавшего снега.
Знакомство с текстом. (2 мин) Стихотворение Есенина «Пороша» слушают видеоролик. По окончании чтения поясняется значение слова Дети, что такое "шаль"? Шаль – большой широкий платок.
Обсуждение прочитанного, перечитывание и работа с текстом
(5 мин)
- Каким настроением наполнено стихотворение?
– Чьими глазами мы видим зимнюю природу, читая стихотворение «Пороша»?
– В каких местах мы побывали вместе с лирическим героем?
– Луг и лес названы в стихотворении, а о поле упоминаний нет. По каким строкам вы догадались, что путник выехал из лесу в поле? Молча читают стихотворение.
Глазами человека, который едет на коне.
На лугу, в лесу и в поле.
Конь скачет, ему просторно. Дорога стала шире, и её далеко видно: «бесконечная дорога убегает лентой вдаль».
Построение проекта выхода из затруднения (3 м) Подумайте, как продекламировать это стихотворение. Где расставить акценты? Слушайте внимательно, проанализируйте и оцените как прочитано стихотворение. Выразительно читают стихотворение. Сами себя анализируют.
8. Домашнее задание 
Ребята, дома выполните задания в тетради № 1 на стр.77 и подготовитесь выразительно читать по учебнику на стр. 34. Желающие могут выучить стихотворение наизусть. Рефлексия деятельности.      Вспомните фамилии поэтов, художников, композиторов, о чьих произведениях шла сегодня речь. Соотнесите Автор произведение Поэт фио стихотворение Художник фио картина Композитор фио муз. произведение Итог Учитель: - Поэт и писатель, художник и композитор каждый по-своему создает картину мира. Творцы помогают нам её представить, вообразить. Мы учимся у них видеть и слышать окружающий мир, учимся понимать и чувствовать. Как мы чувствовали сегодня стихи русских поэтов Спиридона Дмитриевича Дрожжина, Константина Дмитриевича Бальмонта, Сергея Александровича Есенина; рассматривали картины Исаака Ильича Левитана и слушали музыку Петра Ильича Чайковского.