Конспект урока по литературному чтению на тему С.А. Есенин Поёт зима-аукает


Чтение.
Тема С. Есенин «Поет зима, аукает…»
Цели: познакомить со стихотворением «Поет зима, аукает…»
Ход урока
Орг.моментРечевая разминка
В зимний холод всякий молод.Всякий молод в зимний холод.
Актуализация знаний
Проверка д.з Работа по новой теме.
Разгадайте ребус и узнайте о чем будем говорить?
А Б В Г
1 Р З Ц А
2 И К Ф С
3 В У М В
 1Б, 2А, 3В, 1Г
О чем будем говорить?
Откройте учебник . как называетс стихотворение? КТО написал?
Стихотворение «Поет зима – аукает»
Чтение учителем стихотворения.
- Понравилось ли вам стихотворение?
Какие слова были непонятны?
Словарная работа.
Стозвоном – образ сильного мощного звона в сто колоколов.
Сиротливые – тоскливо одинокие, унылые.
Сосняк – молодой сосновый лес.
Ставни – створки для прикрытия окна снаружи.
Метелица – сильный ветер со снегом.
Вьюга – снежная буря.
- Какие картины вы увидели?
- Прочитайте первые три строки. Как вы их понимаете?
- Какое слово придумал поэт? Объясните его. (Стозвон: звон 100 сосен, сосны высокие, их верхушки задевают друг друга)
- С кем автор сравнивает зиму? (с человеком)
- Какие слова доказывают такое сравнение? (поет, аукает)
Такой поэтический прием, когда предметы неживой природы изображаются как живые существа называется олицетворением.
- Прочитайте следующие три строки.
- Как понимаете выражение «с тоской глубокою плывут облака? (тихо, медленно)
- Что значит «седые облака»? (белые)
Такой оборот речи, когда слова и выражения употребляются в переносном значении, называется метафора.- Прочитайте строчки о метелице и воробышках.
- Какой звук повторяется в первых трех строчках?
(Послушайте ещё раз:«А по двору метелица
ковром шелковым стелется,
но больно холодна…»
Звук «л» повторяется и как бы усиливает ощущение холода; и ковёр шёлковый, сравнение это не случайно: шёлк – прохладная, холодящая ткань…)- Какие чувства вызывают у автора воробьи?
Представьте себе этих мёрзнущих воробушков?
Какое сравнение нашёл поэт? (Он жалеет этих маленьких пташек, как и сиротливых деток.)
- Почему они прижались у окна? (от окна идет тепло, и они надеются, что человек покормит их)
- Как вы прочитаете эти строки?
- Прочитайте стихотворение выразительно.
Итог урока