Конспект урока по литературному чтению : С. А. ЕСЕНИН «БЕРЕЗА», «ПОЕТ ЗИМА – АУКАЕТ».


С. А. ЕСЕНИН «Береза», «Поет зима – аукает»
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С. Есенина, показать красоту поэзии С. Есенина; прививать любовь к поэзии; учить видеть сравнения, метафоры в стихотворениях.
Ход урока
Организационный момент.
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – а они учат вас!II. Проверка домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы, целей.
– Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством удивительного поэта, который безгранично любил свою родину – Россию. Сергей Есенин.
Учитель показывает портрет поэта.
– Каким вы представляете себе Сергея Есенина?
Рассказ учителя.
Сергей Есенин родился и вырос в селе Константиново под Рязанью, на берегу Оки. Читать научился в 5 лет. Закончил 4 класса в сельском училище, затем церковно-учительскую школу. Первое стихотворение написал «Берёза». Для детей Есенин практически не писал, хотя и составил специальный сборник стихотворений «Зарянка».
Он очень любил природу и воспевал ее в своих стихотворениях.
2. Работа над стихотворением «Береза».
1) Учитель читает стихотворение (лучше на фоне музыки).
– Что представили, слушая стихотворение?
– Как вы понимаете слова кисти, кайма, бахрома? (Словарная работа.)
– С каким настроением нужно читать стихотворение?
– Прочитайте друг другу (в парах).
Физкультминутка
Словарная работа:
мохнатый
баюкает
стозвономсиротливые
2) Слушание чтения нескольких учащихся.
3. Работа над стихотворением «Поет зима – аукает».
1) Самостоятельное чтение стихотворения.
– Какую зиму изображает С. Есенин?
– Какое настроение у вас вызывает стихотворение? Почему?
2) Работа над выразительным чтением.
IV. Итог урока.
Домашнее задание: выучить наизусть одно из стихотворений, ответить на вопросы (с. 197).