Методические рекомендации по подготовке портфолио сту-дента по учебной дисциплине ОП.16 Введение в специальность для студентов и преподавателей специальности 13.02.11


Областное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Курский электромеханический техникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПОДГОТОВКЕ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТОВ
по учебной дисциплине
ОП.16 Введение в специальность
для студентов специальности
13.02.11 Техническое обслуживание и эксплуатация электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Разработчик: Т.Н. Масленникова,
преподаватель
2015

РАССМОТРЕНЫ
на заседании предметной
(цикловой) комиссии
Преподавателей профессионального цикла по направлению подготовки «Электро- и теплоэнергетика»
Протокол №___ от______20____г.
Председатель ПЦК
______________Т.Н. Масленникова
ОДОБРЕНЫ
методическим советом техникума
Председатель методического совета ________ Г.Н.Галахова
«____» __________ 20____г. СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
___________ П.А. Стифеева«____» __________ 20____ г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПОДГОТОВКЕ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТОВ
по учебной дисциплине
ОП.16 Введение в специальность
для студентов специальности
13.02.11 Техническое обслуживание и эксплуатация электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Разработчик: _________ Т.Н. Масленникова, преподаватель первой квалификационной категории
Рецензенты:
1. Гнедышева Татьяна Александровна,
заведующая электроэнергетическим отделением, преподаватель высшей квалификационной категории ОБПОУ «Курский электромеханический техникум»
2. Великанов Сергей Владимирович, заместитель директора по учебно-производственной работе ОБПОУ «Курский автотехнический колледж»

ОГЛАВЛЕНИЕ
TOC \o "1-3" \h \z \u ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………… PAGEREF _Toc446164243 \h 4Глава 1. СОДЕРЖАНИЕ ПОРТФОЛИО PAGEREF _Toc446164244 \h 51.1 Структура портфолио PAGEREF _Toc446164245 \h 51.2 Оформление портфолио PAGEREF _Toc446164246 \h 51.3 Защита портфолио PAGEREF _Toc446164247 \h 6Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТА PAGEREF _Toc446164248 \h 72.1 Перечень тем рефератов PAGEREF _Toc446164249 \h 72.2 Выбор темы реферата PAGEREF _Toc446164250 \h 82.3 Постановка цели и формулирование задач PAGEREF _Toc446164251 \h 92.4 Работа над планом реферата PAGEREF _Toc446164252 \h 10Глава 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ПОРТФОЛИО PAGEREF _Toc446164253 \h 123.1 Требования к содержанию и оформлению реферата PAGEREF _Toc446164254 \h 123.1.1 Особенности языкового стиля реферата PAGEREF _Toc446164255 \h 183.2 Требования к содержанию и оформлению эссе PAGEREF _Toc446164256 \h 203.3 Требования к оформлению фотоальбома PAGEREF _Toc446164257 \h 213.4 Требования к содержанию и оформлению мультимедийной презентации PAGEREF _Toc446164258 \h 213.5 Требование к презентации и защите портфолио PAGEREF _Toc446164259 \h 23Глава 4. Критерии оценки портфолио PAGEREF _Toc446164260 \h 25СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ PAGEREF _Toc446164261 \h 29Приложение 1. Образец оформления титульного листа портфолио PAGEREF _Toc446162459 \h 30Приложение 2. Образец оформления титульного листа реферата PAGEREF _Toc446162460 \h 31Приложение 3. Образец оформления титульного листа фотоальбома PAGEREF _Toc446162461 \h 32Приложение 4. Пример написания эссе PAGEREF _Toc446162462 \h 33Приложение 5. Пример оформления резюме PAGEREF _Toc446162463 \h 34Приложение 6. Образец оформления отзыва о портфолио PAGEREF _Toc446162464 \h 35Приложение 7. Языковые клеше для защиты реферата ....................................... PAGEREF _Toc446162465 \h 36

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАМетодическая разработка является элементом учебно-методического сопровождения деятельности студентов специальности 13.02.11 Техническое обслуживание и эксплуатация электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) по учебной дисциплине ОП.16 Введение в специальность в рамках программы подготовки специалистов среднего звена.
Методические указания являются частью реализации проектной технологии при подготовке специалистов технического профиля.
Работа по формированию портфолио является результатом выполнения творческого монопроекта и предусматривает применение знаний и умений из других образовательных областей для решения той или иной задачи.
В результате подготовки и защиты портфолио у обучающихся будет сформировано представление:
о роли технической эксплуатации и обслуживания электрооборудования в современной электротехнической промышленности;
о сфере профессиональной деятельности электромехаников; о взаимосвязи общеобразовательных и специальных дисциплин;
об организации учебного процесса в техникуме;
получены общие знания:
об истории развития энергетики и электротехнической промышленности;
о производстве, распределении и потреблении электрической энергии;
об основных видах обслуживаемого электрического и электромеханического оборудования;
о способах и приемах технического обслуживания;
об охране труда и окружающей среды.
Глава 1. СОДЕРЖАНИЕ ПОРТФОЛИО
Основными принципами составления портфолио по учебной дисциплине ОП.16 Введение в специальность являются: системность; полнота и конкретность представленных сведений; объективность информации; презентабельность.
1.1 Структура портфолиоВ портфолио должны входить следующие структурные элементы:
титульный лист;
резюме + фото автора (образец написания резюме содержится в Приложении 5);
эссе на тему «Мое понимание будущей специальности» (пример написания эссе содержится в Приложении 4);
конспект лекций;
реферат по выбранной теме (языковые клеше для защиты реферата представлены в Приложении 7);цитаты известных физиков, философов, писателей об электричестве энергетике, электротехнической промышленности;
фотоальбом (может содержать фотографии, сделанные на экскурсиях, занятиях и т.д.);
эссе на тему «Как изменилось мое представление о будущей профессии после изучения курса «Введение в специальность»;
отзыв однокурсника (однокурсницы) о портфолио (образец представлен в Приложении 6).
1.2 Оформление портфолиоПортфолио студента по учебной дисциплине ОП.16 Введение в специальность оформляется в папке–накопителе с файлами (скоросшивателе).
Титульный лист оформляется по указанному в Приложении 1 образцу.
Обучающийся имеет право (по своему усмотрению) включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т.п., отражающие его индивидуальность.
В портфолио могут быть помещены иллюстрирующие деятельность фотоматериалы (не более 10–12 фотографий).
Папка и собранные в ней материалы должны иметь эстетический вид.
Общий объем портфолио должен быть не более 20 страниц формата А–4. Шрифт Times New Roman, размер шрифта - 14 пт, интервал – полуторный, поля по 2 см (со всех сторон), форматирование текста по: по ширине листа. Не допускается использовать пробелы и символы табуляции для форматирования текста. Текст набирается без переносов.
1.3 Защита портфолиоЗащита портфолио проводится в несколько этапов:
Презентация потртфолио.
Ответы на вопросы по существу представленных документов.
Обсуждение результатов защиты с другими студентами группы.
Доведение до студента выводов и рекомендаций преподавателя и других студентов группы.
Презентация портфолио – это форма аттестационного испытания, в ходе которого студент представляет преподавателю и другим студентам группы результатов своей деятельности по учебной дисциплине. Для презентации портфолио студенту отводится 5 – 7 минут. Презентация – это не сокращенное изложение разделов портфолио. Основная цель презентации – в короткое время представить основные результаты проделанной работы за определенный период времени.
Качество презентации при защите портфолио оценивается по следующим показателям: соответствие содержание презентации содержанию портфолио; выделение основных результатов деятельности студента; качество изложения материала.
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТАНаписание реферата является одной из важных форм самостоятельной учебной деятельности. В «Толковом словаре русского языка» дается следующее определение: «реферат – краткое изложение содержания книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением». В нашем понимании реферат – это самостоятельное произведение, свидетельствующее о знании литературы по предложенной теме, ее основной проблематики, отражающее точку зрения автора на данную проблему, умение осмысливать явления жизни на основе теоретических знаний.
В процессе работы над рефератом можно выделить 4 этапа:
вводный – выбор темы, работа над планом и введением;
основной – работа над содержанием и заключением реферата;
заключительный – оформление реферата;
защита реферата (на экзамене, студенческой конференции и т.д.)
2.1 Перечень тем рефератов1. Развитие энергетической техники
2. Атомные станции, общий обзор
3. Чернобыльская атомная электростанция
4. Современные виды получения электроэнергии
5. Значение энергетики в техническом прогрессе
6.Магнитогидродинамическое электрооборудование современной электроэнергетики
7. Промышленное развитие Курской АЭС
8. Биосфера и технический прогресс
9. Тепловые конденсационные электростанции
10. Термоэлектрические генераторы
11. Приливные электрические станции
12. Энергетические системы и их элементы
13. Достижения в области энергетики в начале ХХI века
14. Солнечные электростанции
15. Термоэлектростанции16. Роль технической эксплуатации и обслуживания электрооборудования в современной электротехнической промышленности
17. Электрические генераторы
18. Аккумуляторы
19. Процессы производства электрической энергии на ТЭС, ГЭС
20. Процессы производства электрической энергии на АЭС, СЭС, ПЭС
21. Газотурбинные установки
22. Электрохимические генераторы
23. Аккумулирующие электростанции
24. Виды энергетических ресурсов и их запасы
25. Экология и охрана окружающей среды
26. Влияние энергетики на окружающую среду
2.2 Выбор темы рефератаРабота над рефератом начинается с выбора темы. Заинтересованность в проблеме определяет качество проводимого исследования и соответственно успешность его защиты. Выбирая круг вопросов своей работы, не стоит спешить воспользоваться списком тем, предложенным преподавателем. Надо попытаться сформулировать проблему своего исследования самостоятельно.
При определении темы реферата нужно учитывать и его информационную обеспеченность. С этой целью можно обратиться к библиотечным каталогам или проконсультироваться с преподавателем и библиотекарем.
Если возникнет необходимость ознакомиться не только с литературой, имеющейся в библиотеке, но и вообще с научными публикациями по определенному вопросу, можно воспользоваться библиографическими указателями.     
Полезно также знать, что ежегодно в последнем номере научного журнала публикуется указатель статей, помещенных в этом журнале за год. Отобрав последние номера журнала за несколько лет, можно разыскать по указателям, а затем найти в соответствующих номерах все статьи по той или иной теме, опубликованные в журнале за эти годы.
2.3 Постановка цели и формулирование задачВыбрав тему реферата и изучив литературу, необходимо сформулировать цель работы.
Цель – это осознаваемый образ предвосхищаемого результата. Целеполагание характерно только для человеческой деятельности. Возможно, формулировка цели в ходе работы будет меняться, но изначально следует ее обозначить, чтобы ориентироваться на нее в процессе подготовки реферата.
Существует два варианта формулирования цели:
Формулирование цели при помощи глаголов: изучить, проанализировать, систематизировать, осветить, изложить, создать, рассмотреть, обобщить и т.д.Формулирование цели с помощью вопросов.
Цель разбивается на задачи – ступеньки в достижении цели. Задача – то, что требует исполнения, разрешения.
Цели и задачи реферата должны быть сформулированы во ВВЕДЕНИИ. Это те вопросы, на которые автор дает ответы в своей работе. Реферат, как и любой текст, создается с определенной целью.
Цели, которые могут ставиться в реферате:
– критически осмыслить, рассмотреть основные современные теории, связанные с проблемой;
– изложить результаты научных исследований, посвященных проблеме ...
– подробно охарактеризовать своеобразие (специфику) использования языковых средств в…
– выявить особенности употребления …...
– рассмотреть вопрос (содержание теории) …... 
– описать (осветить) состояние изучения проблемы ...…
– обосновать (доказать) следующую точку зрения (концепцию, теорию, идею)…
– осуществить критический анализ отдельных положений современной теории о …...
– сопоставить разные точки зрения на …...
– дать оценку, анализ (чего?) …...
– обобщить (что?) …...
– представить точки зрения разных ученых на (что?) ... …
Очень важно, чтобы кроме выделения целей реферата, были четко сформулированы и задачи, которые требуется решить для их выполнения (например, целью может быть показ разных точек зрения на ту или иную личность, а в качестве задач может выступать описание личных качеств с позиций ряда авторов, освещение общественной деятельности и т.д.). Обычно одна задача ставится на один параграф реферата.
 
2.4 Работа над планом рефератаОпределяясь с целью дальнейшей работы, параллельно надо думать над составлением плана: необходимо четко соотносить цель и план работы.
Работу над планом реферата необходимо начать еще на этапе изучения литературы. План – это точный и краткий перечень положений в том порядке, как они будут расположены в реферате, этапы раскрытия темы. Черновой набросок плана будет в ходе работы дополняться и изменяться. Существует два основных типа плана: простой и сложный (развернутый). В простом плане содержание реферата делится на параграфы, а в сложном на главы и параграфы. Большую роль играет то, как предполагается расставить акценты, как сформулирована тема и цель работы. При описании, например, исторического события можно остановиться на стандартной схеме: причины, события, этапы и ход события,  итоги и значения исторического события.
При работе над планом реферата необходимо помнить, что формулировка пунктов плана не должна повторять формулировку темы (часть не может равняться целому).

Глава 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ПОРТФОЛИОСодержание реферата должно соответствовать теме, полно ее раскрывать. Все рассуждения нужно аргументировать. Реферат показывает личное отношение автора к излагаемому. Следует стремиться к тому, чтобы изложение было ясным, простым, точным и при этом выразительным. При изложении материала необходимо соблюдать общепринятые правила:
не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа (такие утверждения лучше выражать в безличной форме);
при упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией;
каждая глава (параграф) начинается с новой строки;
при изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек из литературы, необходимо указывать источники, т.е. приводить ссылки.
3.1 Требования к содержанию и оформлению реферата Реферат (от лат. rеfеrо - докладываю, сообщаю) — краткое изложение научной проблемы, результатов научного исследования, содержащихся в одном или нескольких произведениях идей и т. п.
Реферат является научной работой, поскольку содержит в себе элементы научного исследования. В связи с этим к нему должны предъявляться требования по оформлению, как к научной работе. Эти требования регламентируются государственными стандартами, в частности:
ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».
ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления».
ГОСТ 7.82—2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов».
Текст реферата должен быть оформлен в соответствии с требованиями ГОСТ, основные положения которого здесь и воспроизводятся.
Общий объём работы – 15–30 страниц печатного текста (с учётом титульного листа, содержания и списка литературы) на бумаге формата А4, на одной стороне листа. Титульный лист оформляется по указанному в Приложении 2 образцу.
В тексте должны композиционно выделяться структурные части работы, отражающие суть исследования: введение, основная часть и заключение, а также заголовки и подзаголовки.
Целью реферативной работы является приобретение навыков работы с литературой, обобщения литературных источников и практического материала по теме, способности грамотно излагать вопросы темы, делать выводы.
Реферат должен содержать:
титульный лист,
оглавление,
введение,
основную часть (разделы, части),
заключение (выводы о проделанной работе),
пронумерованный список использованной литературы (не менее 2-х источников) с указанием автора, названия, места издания, издательства, года издания,
приложения.
В начале реферата должное быть оглавление, в котором указываются номера страниц по отдельным главам.
Во введении следует отразить место рассматриваемого вопроса в естественнонаучной проблематике, его теоретическое и прикладное значение. Обосновать выбор данной темы, ее актуальность, коротко рассказать о том, почему именно она заинтересовала.
Основная часть должна излагаться в соответствии с планом, четко и последовательно, желательно своими словами. В тексте должны быть ссылки на использованную литературу. При дословном воспроизведении материала каждая цитата должна иметь ссылку на соответствующую позицию в списке использованной литературы с указанием номеров страниц, например /12, с.56/ или "В работе [11] рассмотрены...." Каждая глава текста должна начинаться с нового листа, независимо от того, где окончилась предыдущая.I глава. Вступительная часть. Это короткая глава должна содержать несколько вступительных абзацев, непосредственно вводящих в тему реферата.
II глава. Основная научная часть реферата. Здесь в логической последовательности излагается материал по теме реферата. Эту главу целесообразно разбить на подпункты -  2.1., 2.2. (с указанием в оглавлении соответствующих страниц).
Все сноски и подстрочные примечания располагаются на той же странице, к которой они относятся.
Оформление цитат. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.
Оформление перечислений. Текст всех элементов перечисления должен быть грамматически подчинен основной вводной фразе, которая предшествует перечислению.
Оформление ссылок на рисунки. Для наглядности изложения желательно сопровождать текст рисунками. В последнем случае на рисунки в тексте должны быть соответствующие ссылки. Все иллюстрации в реферате должны быть пронумерованы. Нумерация должна быть сквозной, то есть через всю работу. Если иллюстрация в работе единственная, то она не нумеруется.
В тексте на иллюстрации делаются ссылки, содержащие порядковые номера, под которыми иллюстрации помещены в реферате. Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка, например "№", например: "рис.3", "табл.4", "с.34", "гл.2". "см. рисунок 5" или " график....приведен на рисунке 2". Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать в тексте полностью, без сокращений, например "из рисунка видно, что...", "таблица показывает, что..." и т.д. Фотографии, рисунки, карты, схемы можно оформить в виде приложения к работе.
Оформление таблиц. Все таблицы, если их несколько, нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись "Таблица..." с указанием порядкового номера таблицы (например "Таблица 4") без значка № перед цифрой и точки после нее. Если в тексте реферата только одна таблица, то номер ей не присваивается и слово "таблица" не пишут. Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы без точки на конце.
Выводы (заключительная часть) должны содержать краткое обобщение рассмотренного материала, выделение наиболее достоверных и обоснованных положений и утверждений, а также наиболее проблемных, разработанных на уровне гипотез, важность рассмотренной проблемы с точки зрения практического приложения, мировоззрения, этики и т.п.
В этой части автор подводит итог работы, делает краткий анализ и формулирует выводы.
Примерный объем реферата составляет 15-20 страниц машинописного текста.
В конце работы прилагается список используемой литературы. Литературные источники следует располагать в следующем порядке:
энциклопедии, справочники;
книги по теме реферата (фамилии и инициалы автора, название книги без кавычек, место издания, название издательства, год издания, номер (номера) страницы);
газетно-журнальные статьи (название статьи, название журнала, год издания, номер издания, номер страницы).
Формат. Реферат должен быть выполнен на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм). Интервал межстрочный – полуторный. Цвет шрифта - черный. Гарнитура шрифта основного текста – «Times New Roman» или аналогичная. Кегль (размер) от 12 до 14 пунктов. Размеры полей страницы (не менее): правое – 30 мм, верхнее, и нижнее, левое – 20 мм. Формат абзаца: полное выравнивание («по ширине»). Отступ красной строки одинаковый по всему тексту 1,25.
Страницы должны быть пронумерованы с учётом титульного листа, который не обозначается цифрой. В работах используются цитаты, статистические материалы. Эти данные оформляются в виде сносок (ссылок и примечаний). Примеры оформления сносок приводятся ниже. Расстояние между названием главы (подраздела) и текстом должно быть равно 2,5 интервалам. Однако расстояние между подзаголовком и последующим текстом должно быть 2 интервала, а интервал между строками самого текста — 1,5. Размер шрифта для названия главы — 16 (полужирный), подзаголовка — 14 (полужирный), текста работы — 14. Точка в конце заголовка, располагаемого посередине листа, не ставится. Заголовки не подчёркиваются. Абзацы начинаются с новой строки и печатаются с отступом в 1,25 сантиметра. Оглавление (содержание) должно быть помещено в начале работы.
Заголовки. Заголовки разделов и подразделов следует печатать на отдельной строке с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая, например: ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Выравнивание по центру или по левому краю. Отбивка: перед заголовком — 12 пунктов, после — 6 пунктов. Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно двум междустрочным интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Расстояния между строками заголовка принимают таким же, как и в тексте. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается.
Нумерация. Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту (титульный лист и оглавление включают в общую нумерацию). На титульном листе номер не проставляют. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.
Библиография. Библиографические ссылки в тексте реферата оформляются в виде номера источника в квадратных скобках. Библиографическое описание (в списке источников) состоит из следующих элементов:
основного заглавия;
обозначения материала, заключенного в квадратные скобки;
сведений, относящихся к заглавию, отделенных двоеточием;
сведений об ответственности, отделенных наклонной чертой;
при ссылке на статью из сборника или периодического издания — сведений о документе, в котором помещена составная часть, отделенных двумя наклонными чертами с пробелами до и после них;
места издания, отделенного точкой и тире;
имени издателя, отделенного двоеточием;
даты издания, отделенной запятой.
Примеры (список элементов библиографической записи сокращен)
Книга, имеющая не более трех авторов:
Максимов, Н. В. Архитектура ЭВМ и вычислительных систем [Текст]: учеб. для вузов / Н. В. Максимов, Т. Л. Партыка, И. И. Попов. — М.: Инфра, 2005.
Книга с четырьмя и более авторами, сборник и т. п.:
Мировая художественная культура [Текст]: в 2-х т. / Б. А. Эренгросс [и др.]. — М.: Высшая школа, 2005. — Т. 2.
Статья из сборника:
Цивилизация Запада в 20 веке [Текст] / Н. В. Шишова [и др.] // История и культурология: учеб. пособие для студентов. — М, 2000. — Гл. 13. — С. 347-366.
Статья из журнала:
Мартышин, О. В. Нравственные основы теории государства и права [Текст] / О. В. Мартышин // Государство и право. — 2005. — № 7. — С. 5-12.
Электронное издание:
Сидыганов, Владимир Устинович. Модель Москвы [Электронныи ресурс]: электронная карта Москвы и Подмосковья / Сидыганов В. У., Толмачев С. Ю., Цыганков Ю. Э. — Версия 2.0. — М.: Formoza, 1998.
Интернет-ресурс:
Бычкова, Л. С. Конструктивизм / Л. С. Бычкова // Культурология 20 век. — (http//www.philosophy.ru/edu/ref/enc/k.html).
3.1.1 Особенности языкового стиля рефератаДля написания реферата используется научный стиль речи.В научном стиле легко ощутимый интеллектуальный фон речи создают следующие конструкции:
Предметом дальнейшего рассмотрения является…
Остановимся прежде на анализе последней.
Эта деятельность может быть определена как…
С другой стороны, следует подчеркнуть, что…
Это утверждение одновременно предполагает и то, что…
При этом … должно (может) рассматриваться как …
Рассматриваемая форма…
Ясно, что…
Из вышеприведенного анализа… со всей очевидностью следует…
Довод не снимает его вопроса, а только переводит его решение…
Логика рассуждения приводит к следующему…
Как хорошо известно…
Следует отметить…
Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что …
Группы глаголов, употребляемые при реферировании.
1. Глаголы, употребляемые для перечисления основных вопросов в любой статье:
Автор рассматривает, анализирует, раскрывает, разбирает, излагает (что); останавливается (на чем), говорит (о чем). Группа слов, используемых для перечисления тем (вопросов, проблем): во-первых, во-вторых, в-третьих, в-четвертых, в-пятых, далее, затем, после этого, кроме того, наконец, в заключение, в последней части работы и т.д.2. Глаголы, используемые для обозначения исследовательского или экспериментального материала в статье:
Автор исследует, разрабатывает, доказывает, выясняет, утверждает... что. Автор определяет, дает определение, характеризует, формулирует, классифицирует, констатирует, перечисляет признаки, черты, свойства... 3. Глаголы, используемые для перечисления вопросов, попутно рассматриваемых автором:
(Кроме того) автор касается (чего); затрагивает, замечает (что); упоминает (о чем). 4. Глаголы, используемые преимущественно в информационных статьях при характеристике авторами события, положения и т.п.:
Автор описывает, рисует, освещает что; показывает картины жизни кого, чего; изображает положение где; сообщает последние новости, о последних новостях.
5. Глаголы, фиксирующие аргументацию автора (цифры, примеры, цитаты, высказывания, иллюстрации, всевозможные данные, результаты эксперимента и т.д.): Автор приводит что (примеры, таблицы); ссылается, опирается ... на что; базируется на чем; аргументирует, иллюстрирует, подтверждает, доказывает ... что чем; сравнивает, сопоставляет, соотносит ... что с чем; противопоставляет ... что чему. 6. Глаголы, передающие мысли, особо выделяемые автором:
Автор выделяет, отмечает, подчеркивает, указывает... на что, (специально) останавливается ... на чем; (неоднократно, несколько раз, еще раз) возвращается ... к чему. Автор обращает внимание... на что; уделяет внимание чему сосредоточивает, концентрирует, заостряет, акцентирует... внимание ...на чем.7. Глаголы, используемые для обобщений, выводов, подведения итогов:
Автор делает вывод, приходит к выводу, подводит итоги, подытоживает, обобщает, суммирует ... что. Можно сделать вывод...
8. Глаголы, употребляющиеся при реферировании статей полемического, критического характера:
– передающие позитивное отношение автора:Одобрять, защищать, отстаивать ... что, кого; соглашаться с чем, с кем; стоять на стороне ... чего, кого; разделять (чье) ч пение; доказывать ... что, кому; убеждать ... в чем, кого.– передающие негативное отношение автора:Полемизировать, спорить с кем (по какому вопросу, поводу),отвергать, опровергать; не соглашаться ...с кем, с чем; подвергать... что чему (критике, сомнению, пересмотру), критиковать, сомневаться, пересматривать; отрицать; обвинять... кого в чем (в научной недобросовестности, в искажении фактов), обличать, разоблачать, бичевать.
 
3.2 Требования к содержанию и оформлению эссеЭссе – это разновидность прозаического сочинения, которая подразумевает раскрытие авторского взгляда на рассматриваемое явление в относительно лаконичной форме.
При написании эссе на тему «Мое понимание будущей специальности» необходимо соблюдать следующий порядок изложения:
– актуальность проблемы (нужно объяснить, почему данная проблематика настолько важна сейчас; мнение должно аргументиироваться четко);
– тезис (нужно четко сформулировать тезис, который вы хотите или одобрить, или же опровергнуть; объяснить суть данного тезиса; личное отношение к нему);
– вывод.
Требования к оформлению эссе совпадают с требованиями к оформлению реферата, указанными в пункте 3.1.
Пример написания эссе представлении в Приложении 4.
3.3 Требования к оформлению фотоальбомаДля фиксации фоторезультатов деятельности в процессе изучения дисциплины ОП.16 Введение в специальность формирует фотоотчет, который является необходимым документом при защите портфолио и сдачи зачёта.
Титульный лист фотоотчета оформляется в соответствии с образцом Приложения 3.
На листе формата А4 с одной стороны крепится или распечатывается на принтере не более двух фотографий. Подписываются фотографии печатным текстом следующего содержания: число, тема занятия, место проведения занятия. Формат надписи соответствует правилам оформления текста реферата, указанным в пункте 3.1.
Очень важны аккуратность и чёткость в изображении и надписях.
3.4 Требования к содержанию и оформлению мультимедийной презентацииМультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.
Общие требования к презентации:
презентация не должна быть меньше 10 слайдов;
1 слайд – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; фамилия, имя, отчество автора; группа и специальность.
2 слайд – цели и задачи;
2 слайд – план–содержание;
последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы.
Таблица 1 – Требования к содержанию и оформлению элементов презентации
Элемент оформления Требования по оформлению
Оформление слайдов
Стиль Соблюдать единого стиля оформления.
Фон Фон должен соответствовать теме презентации.
Использование цвета Слайд не должен содержать более трех цветов.
Фон и текст должны быть оформлены контрастными цветами.
Анимационные эффекты При оформлении слайда использовать возможности анимации.
Анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания слайдов.
Представление информации
Содержание информации Слайд должен содержать минимум информации.
Информация должна быть изложена профессиональным языком.
Содержание текста должно точно отражать этапы выполненной работы.
Текст должен быть расположен на слайде так, чтобы его удобно было читать.
В содержании текста должны быть ответы на проблемные вопросы.
Текст должен соответствовать теме презентации.
Расположение информации на странице Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
Наиболее важная информация должна располагаться в центре.
Надпись должна располагаться под картинкой.
Шрифты Для заголовка – не менее 24.
Для информации не менее – 18.
Лучше использовать один тип шрифта.
Важную информацию лучше выделять жирным шрифтом, курсивом, подчеркиванием.
На слайде не должно быть много текста, оформленного прописными буквами.
Выделения информации На слайде не должно быть много выделенного текста (заголовки, важная информация)
Объем информации Слайд не должен содержать большого количества информации.
Лучше ключевые пункты располагать по одному на слайде.
Виды слайдов Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с таблицами, с текстом, с диаграммами
3.5 Требование к презентации и защите портфолиоЗащита портфолио проводится в несколько этапов:
Презентация потртфолио.
Ответы на вопросы по существу представленных документов.
Обсуждение результатов защиты с другими студентами группы.
Доведение до студента выводов и рекомендаций преподавателя и других студентов группы.
Презентация портфолио – это форма аттестационного испытания, в ходе которого студент представляет преподавателю и другим студентам группы результаты своей деятельности по учебной дисциплине. Для презентации портфолио студенту отводится 5 – 7 минут. Презентация – это не сокращенное изложение разделов портфолио. Основная цель презентации – в короткое время представить основные результаты проделанной работы за определенный период времени. Качество презентации при защите портфолио оценивается по следующим показателям:
– соответствие содержание презентации содержанию портфолио;
– выделение основных результатов деятельности студентов;
– качество изложения материала.

Глава 4. Критерии оценки портфолиоПроцесс оценки портфолио по учебной дисциплине ОП.16 Введение в специальность состоит из нескольких этапов:
оценка оформления портфолио;
оценка реферата;
оценка презентации по теме реферата;
оценка портфолио студента.
Таблица 2 – Содержание и критерии оценки портфолио
Основные показатели оценки результата Критерии оценки результата Оценка
Представление портфолио на защиту Соблюдение сроков представления для анализа преподавателем 1 балл
Оценка оформления портфолио
Оформление титульного листа портфолио Полнота и правильность заполнения титульного листа 1 балл
Соответствие формулировок нормам русского языка 1 балл
Эстетичность оформления
1 балл
Оформление разделов портфолио Соответствие портфолио:
- количеству разделов согласно требованиям 1 балл
- наполняемости разделов согласно заданным критериям 1 балл
- требованиям, предъявляемых к оформлению (размер шрифта, интервал и т.д.)
1 балл
Оценка реферата
Новизна текста: актуальность темы 1 балл
новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы 1 балл
умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал 1 балл
наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений 1 балл
стилевое единство текста, единство жанровых черт 1 балл
Степень раскрытия сущности вопроса:

соответствие плана теме реферата 1 балл
соответствие содержания теме и плану реферата 1 балл
полнота и глубина знаний по теме 1 балл
обоснованность способов и методов работы с материалом 1 балл
умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме) 1 балл
Обоснованность выбора источников: оценка использованной литературы привлечение наиболее известных работ по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.). 1 балл
Соблюдение требований к оформлению: правильность оформления ссылок на используемую литературу, список литературы 1 балл
грамотность и культура изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией 1 балл
соблюдение требований к объёму реферата. 1 балл
Оценка презентации по теме реферата
Оформление
слайдов соблюдение единого стиля оформления 1 балл
соответствие фона теме презентации 1 балл
слайд не содержит более трех цветов 1 балл
фон и текст оформлены контрастными цветами 1 балл
при оформлении слайда использованы возможности анимации 1 балл
анимационные эффекты не отвлекают внимание от содержания слайдов 1 балл
Представление информации соблюдены требования к презентации по содержанию информации 1 балл
соблюдены требования по расположению информации на странице 1 балл
соблюдены требования к шрифтам 1 балл
на слайде немного выделенного текста (заголовки, важная информация) 1 балл
слайд не содержит большого количества информации 1 балл
ключевые пункты расположены по одному на слайде 1 балл
использованы слайды различного вида 1 балл
Оценка портфолио студента
Оформление презентации по
защите
портфолио Соответствие презентации заданной тематике 1 балл
Содержательность 1 балл
Рациональность объема слайдового текста 1 балл
Умеренность иллюстративного материала 1 балл
Защита
портфолио Соблюдение регламента выступления 1 балл
Ясность и аргументированность изложения презентуемых материалов 1 балл
Точность использования профессиональной терминологии 1 балл
Соответствие монолога (выступления) нормам русского языка 1 балл
Адекватность (конструктивность) реагирования на замечания и предложения преподавателя 1 балл
Максимальное количество баллов за правильное выполнение задания – 1 балл
Оценка «отлично» – 35–43 баллов
Оценка «хорошо» – 26–34 баллов
Оценка «удовлетворительно» – 17–25 балла
Оценка «неудовлетворительно» – менее 17 баллов
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫРоссийская Федерация. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012.– Ростов н/Д: Легтон, 2013.– 208 с.
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. №464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования». – [Электронный ресурс]Режим доступа: http://www.gr.ruМетодические рекомендации по составлению методических разработок педагогическим работниками ОБПОУ «КЭМТ».
Требования к эссе: оформление и написание. Какие существуют требования к написанию эссе? – [Электронный ресурс]Режим доступа: http://fb.ru/article/212152/trebovaniya-k-esse-oformlenie-i-napisanie-kakie-suschestvuyut-trebovaniya-k-napisaniyu-esse

Приложение 1Образец оформления титульного листа портфолио
Областное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Курский электромеханический техникум»
ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА
по учебной дисциплине
ОП.16 Введение в специальность
__________________________________________
специальность
13.02.11 Техническое обслуживание и эксплуатация электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Выполнил: студент группы ______
И.О. Фамилия
Проверил: преподаватель
И.О. Фамилия
20__

Приложение 2Образец оформления титульного листа реферата
Областное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Курский электромеханический техникум»
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ: «__________________________________________». (НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТА)
по учебной дисциплине ОП.16 Введение в специальность

специальность
13.02.11 Техническое обслуживание и эксплуатация электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Выполнил: студент группы ______
И.О. Фамилия
Проверил: преподаватель
И.О. Фамилия
20__
Приложение 3Образец оформления титульного листа фотоальбома
Областное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Курский электромеханический техникум»
фотоотчет
по учебной дисциплине
ОП.16 Введение в специальность
__________________________________________
специальность
13.02.11 Техническое обслуживание и эксплуатация электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Выполнил: студент группы ______
И.О. Фамилия
Проверил: преподаватель
И.О. Фамилия
20__
Приложение 4Пример написания эссе
Пример написания эссе на тему «Я и моя карьера»
В жизни каждого человека наступает момент принятия важных решений, которые определяют его дальнейший путь. Вопрос выбора профессии, несомненно, является таковым. Несмотря на то, что многие выпускники находят себя в областях не связанных с профессиональной направленностью, я хочу работать по своей специальности – «Автомобильные дороги и аэродромы».
Это направление я выбрал неспроста – мои родители тоже когда-то сделали такой шаг. И хотя мама уже давно не работает по специальности, папа по сей день остается верен своему делу. Так что можно смело утверждать, что у нас семья потомственных дорожников. Именно поэтому для меня так важно с огромной ответственностью подходить к своему делу, не ударить в грязь лицом.
Сегодня, как и сотни лет назад, значительная часть грузо- и пассажироперевозок по стране осуществляется по автомагистралям, и именно поэтому главной проблемой в развитии инфраструктуры Российской Федерации является наличие качественных и функциональных автомагистралей. Известны случаи полного или частичного разрушения полотна автомобильной дороги почти сразу же после строительства, связанного с непрофессионализмом дорожников. И для решения этой проблемы необходимы специалисты, умеющие грамотно руководить процессом строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог.
В современных условиях, компаниям, занятым в сфере строительства и претендующим на ведущие позиции на рынке, необходимо использовать не только накопленный опыт, но и внедрять достижения современной науки в рабочий процесс. Использование открытий в области спутниковых систем и в области нанотехнологий, позволят российским компаниям выйти на мировой уровень. Но не только от внедрения ноу-хау зависит успех компаний, а также его неотъемлемой частью является атмосфера внутри коллектива. Слаженная работа и понимание важности процессов являются одним из основных моментов успеха в любом деле.
В заключение отмечу, что во время учебного процесса мною были не только освоены основные принципы проектирования дорог, технология их строительства, но и понят физический смысл каждого процесса создания проекта автомобильной дороги. На мой взгляд, не просто знание, а именно понимание процесса отличает обычного инженера от профессионала, который способен видеть не только проблему в перспективе, но и пути ее решения.

Приложение 5Пример оформления резюме
Петров Андрей Викторович
Дата и место рождения: 18 декабря 1988 года, г. Хабаровск
Контактная информация: Адрес: 680054, г. Хабаровск, ул. Трехгорная XX, кв. XX  Телефоны: хх-хх-хх (дом.), х-ххх-ххх-хх-хх (моб.). E-mail: ххххххххх@mail.ruСфера профессиональных интересов:
Проектирование электрооборудования.
Ремонт электрического и электромеханического оборудования.
Монтаж электрического и электромеханического оборудования.
Обмен опытом с в области технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования.
Образование
2005 - 2016 гг. – МБОУ СОШ №5 г. Курска.
Средний балл диплома – 5.0
С 2016 г.  – студент ОБПОУ «КЭМТ».
1995-2005  Экономическая гимназия – школа №22 г. Хабаровска.
Дополнительное образование
2010-2016 – Курсы разговорного китайского языка, получил диплом переводчика-референта.
2015-2016 – Курсы подготовки водителей.
Достижения
2011 г. – Олимпиада по физике, II место.
2012 г. – Олимпиада по математике, III место.
 Личные качества
Очень сильные аналитические способности,  пунктуальность, ответственность, добросовестность, самостоятельность, высокая работоспособность, умение в кратчайшие сроки изучить проблему любой сложности, дисциплинированность, исполнительность, склонность к повышению образования, умение работать одинаково продуктивно как в группе так и индивидуально.

Приложение 6Образец оформления отзыва о портфолио
ОТЗЫВ
о портфолио студента группы_________ ______________________________
номер группы Ф.И.О. студента
по дисциплине ОП.16 Введение в специальность
Портфолио соответствует/не соответствует требованиям содержания и/или оформления.
Портфолио содержит/не содержит все разделы в соответствии с требованиям по структуре.
Тема реферативной работы раскрыта полностью/частично или не раскрыта совсем.
Портфолио выполнено аккуратно/не аккуратно, имеет/не имеет эстетический вид.
Наиболее понравились разделы …
Среди недостатков портфолио можно отметить …
Дата «___» _______ 20__г.
Студент группы _________ _________________________ __________
номер группы Ф.И.О. студента подпись

Приложение 7Языковые клеше для защиты рефератаТемаРеферат посвящен такому актуальному вопросу, как... …
Реферат посвящен характеристике проблемы... …
Реферат посвящен решению вопроса... …
Реферат посвящен анализу литературы... …
Темой реферата является... …
В реферате рассматривается (что?), говорится (о чем?), дается оценка, анализ (чего?), обобщается (что?).ПроблемаВ центре внимания автора находятся... …
На первый план автором выдвигаются... …
Главные усилия автора направлены на... …
В своей работе автор ставит, затрагивает, освещает (следующие проблемы)... …останавливается на следующих проблемах и т.д.
Актуальность темы (проблемы), которой посвящен рефератДанная тема (проблема) представляет особую актуальность, так как... …
Данная тема (проблема) чрезвычайно актуальна в последние годы (десятилетия)... 
Данная тема (проблема) привлекает внимание многих ученых (критиков, педагогов и т.д.).
В современной науке особенную остроту приобретает тема (какая?).
Характеристика первоисточников, используемых автором рефератаАвтор привлекает к анализу следующие материалы... …
Материалом исследования послужили... …
В основе реферата лежат материалы исследований... …
Описание основных подходов к решению проблемы.
В настоящее время в науке нет единого мнения по поводу данной проблемы.
Можно выделить несколько подходов к ее решению.
Существует несколько основных точек зрения на проблему. Первый подход раскрывается в работах (чьих?), второй подход прослеживается в трудах (кого?), третий подход лежит в основе работ (чьих?).
В исследовании данной проблемы можно выделить несколько направлений (точек зрения).
Изложение сущности различных точек зрения.
Первая точка зрения принадлежит (кому?) и заключается (в чем?). Вторая точка зрения представлена в работах (чьих?) и сводится (к чему?). Сущность третьего подхода раскрывается в работах (чьих?) и состоит (в чем?).
Выражение отношения к различным точкам зрения.
Согласие.Мы разделяем точку зрения автора... …
Нельзя не согласиться с мнением автора о том... …
Несогласие, критика.
Трудно согласиться (с чем?)…...
Хочется опровергнуть взгляды автора... …
Следует отметить недостатки в позиции, аргументации автора
Нельзя принять утверждения (кого о чем?), потому что... …
Дискуссионной (спорной) представляется точка зрения автора (на что?).
Автор упускает из виду...…, не подтверждает выводы фактами, необоснованно утверждает (что?).
Выбор той или иной точки зрения. Выводы
Анализ литературы позволил нам выявить наиболее обоснованную точку зрения (какую?)
Мы считаем, что наиболее убедительной является точка зрения (кого?)
Из всего сказанного следует, что наиболее доказательным является мнение (чье?)
В итоге можно прийти к выводу, заключению о том, что самой оригинальной (интересной, любопытной) является идея, концепция, выдвинутая (кем?)Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что... …
На основе этих данных мы принимаем точку зрения (какую?)
Можно сделать заключение, что... …
Конструкции, связывающие все композиционные части схемы-модели реферата.
– Переход от перечисления к анализу основных вопросов статьи.В этой (данной, предлагаемой, настоящей, рассматриваемой, реферируемой, названной...) статье (работе...) автор (ученый, исследователь...; зарубежный, известный, выдающийся, знаменитый...) ставит (поднимает, выдвигает, рассматривает...) ряд (несколько...) важных (следующих, определенных, основных, существенных, главных, интересных, волнующих, спорных...) вопросов (проблем...)– Переход от перечисления к анализу некоторых вопросов.Варианты переходных конструкций: Одним из самых существенных (важных, актуальных...) вопросов, по нашему мнению (на наш взгляд, как нам кажется, как нам представляется, с нашей точки зрения), является вопрос о...Среди перечисленных вопросов наиболее интересным, с нашей точки зрения, является вопрос о... Мы хотим (хотелось бы, можно, следует, целесообразно) остановиться на... – Переход от анализа отдельных вопросов к общему выводу. В заключение можно сказать, что... На основании анализа содержания статьи можно сделать следующие выводы... Таким образом, можно сказать, что... Итак, мы видим, что... При реферировании научной статьи обычно используется модель: автор + глагол настоящего времени несовершенного вида.