План-конспект урока на тему Корень-вегетативный орган растения

План-конспект урока
Тема: Корень - вегетативный орган растения

Учебно-воспитательные цели: сформировать понятие о корне, как о вегетативном органе растения, о развитии корня, об особенностях внешнего и внутреннего строения, продолжить формирование навыка грамотного выполнения и оформления лабораторных работ.


Тип урока: комбинированный урок, с элементами игры.

Оборудование: учебники, оборудование для выполнения лабораторной работы, мультимедийная презентация «Корень, его строение и функции».

Ход урока

1.Организационный момент.
Создание коллабораторной среды.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы повторим материал о семени и его роля для растения и познакомимся с уникальным подземным органом растения - корнем? Отработаем навыки работы в парах, группах., навыки выполнения лабораторных работ.

2.Фронтальный опрос.
Выберите верные утверждения.
1.Семена большинства растений состоят в основном из воды и минеральных веществ (-)
2.Семена большинства растений состоят в основном из органических веществ. (+)
3.Семена пшеницы, риса, кукурузы богатыми жирами (-)
4.Семена гороха, фасоли, бобов содержат большое количество белка (+)
5..Подсолнечник, лен, клещевина являются масличными кульутрами (+)
6.Клейковина - это особый вид растительного крахмала (-)
7.Клейковина – это растительный белок (+)
8.Семена с поврежденными семядолями или эндоспермом прорастают быстрее (-)
9.Наличие запасных питательных веществ являются важнейшим условием проростания семян (+)
10.При посадке выбирают более крупные семена так как из них вырастают более мощные проростки (+).

Учитель. Ребята! К нам в школу доставили письмо. Но пока оно путешествовало- подмокло и некоторые слова потерялись. Давайте вместе попробуем восстановить пропущенные слова.

Физминутка
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наколняет,
Раз наклон и два наклон.
Зашумел листвою клен.
Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг!
Мы плечами чик-чик!
Раз – сюда, два – туда!
Повернись вокруг себя
Раз – присели,
Два - привстали
Руки кверху все подняли
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!


3.Вставьте пропущенно слово: (работа в парах с последующей взаимооценкой между рядомсидящими парами).
Семя - ,,,,,,,,,,,,,,орган растения. .............служит для размножения и распространени я растений. Отверстие, через которое в семя проникает вода и воздух называется .............. След от места прикрепления семени к стенке плода называется............. Корень будущего растения развивается из ..............................., а стебель из ...................На верхушке зародышевого стебелька можно разглядеть............. Иногда на ней можно разглядеть зачаточные................ Почечка представлена ...............тканью. В семенах некоторых растений присутствует особая запасающая ткань..............


4.Изучение нового материала.
Выступление талантливого ученика с презентацией по теме «Корень и корневая система».
Молодец!
Итак! Каким органом является корень? (Корень – вегетативный орган растения).
Какова основная функция корня? (Корень укрепляет растение в почве, при помощи него растение получает воду и минеральные вещества, т.е. корень обеспечивает почвенное питание растения).
Вспомните, какой орган первым появляется из семени. (Маленький зародышевый корешок растет, постепенно удлиняется и утолщается, превращаясь в сильный корень, способный удержать целое растение. Представьте себе, насколько мощной должна быть корневая система у таких растений, как сосна или дуб, чтобы удержать ствоол со всеми ветками и листьями! Для этого чтобы представить себе, какие нагрузки испытывает корень, попробуйте в сильный ветер раскрыть зонт и удержать его в руках.
А кто из вас пробовал вырвать с корнем одуванчик, лопух или полынь? Насколько сложной это сделать? Почему?
На протяжении всей жизни у растения образуются новые корни и растут старые.
Совокупность всех корнней растения называется корневой системой.
Как вы думаете, одинакова ли корневая система у разных растений?
Корневая система бывает 2-х типов.
Стержневая корневая система – имеет четко выраженный главный корень, от которого в стороны отходят боковые корни. (характерна для деревьев, кустарников, хлопчатника, фасоли, тыквы, подсолнечника).
В мочковатой корневой системе – главный корень отсутствует или не выделяется среди других. (характерна для пшеницы, кукурузы, ячменя, проса, риса, лука, чеснока).
Чаще всего двудольные растения имеют стержневую корневую систему, а однодольные – мочковатую.

5.Лабораторная работа №6.
Изучение внешнего строения корней у проростков гороха, фасоли и пшеницы.
Цель: познакомиться с внешним строением корней у проростков.
Оборудование: проростки растений гороха, фасоли, пшеницы.

Ход работы

1.Внимательно рассмотрите внешнее строение корней у проростков гороха, фасоли, пшеницы.
2.Определите типы корней, нарисуйте их и подпишите название.
3.Сравните корневые системы фасоли и пшеницы.
4.Сделайте вывод о сходствах и различиях корневых систем фасоли и пшеницы.

Выступление консультантов с критериальным оцениванием работы в своей группе.

Оценивание смайликами или звездочками.
Критерии оценивания
№ группы


1
2
3

Выполнение лабораторной работы всеми членами команды




Последовательность действий




Умение делать выводы.






6.Задание.
Составить синквей по теме «Корень».

7.Суммативное оценивание.

8.Рефлексия.
С какой темой вы познакомились на уроке?
Вам было интересно на уроке?
Что вы узнали нового о корне?
Как вы считает, вам пригодится знания о корне?

9. Домашнее задание параграф 7 .