Математика 5 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, урок по теме УМНОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНОГО ЧИСЛА НА ОДНОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ РАЗРЯД В ОДНОМ РАЗРЯДЕ: 28 · 3, 68 · 2


Умножение двузначного числа на однозначное число с переходом через разрядв одном разряде: 28 · 3, 68 · 2
Педагогические задачи:
 образовательные: познакомить с алгоритмом умножения числа на однозначное число с переходом через разряд; создать условия для закрепления знания табличных случаев умножения и деления;
 коррекционно-развивающая: способствовать развитию вычислительных навыков, мышления, внимания, речи, памяти, ориентировки на плоскости листа;
 воспитательная: содействовать воспитанию культуры ведения записей в тетради.
Ожидаемые (планируемые) результаты:
Предметные: познакомятся с умножением двузначного числа на однозначное с переходом через разряд; научатся пользоваться алгоритмом при решении примеров и задач.
Познавательные: строят речевое высказывание в устной и письменной форме.
Регулятивные: научатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: научатся задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.
Личностные: осознают границы своего знания и незнания.
Оборудование: учебник; опора; карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
I. Организационный момент.(проверка готовности к уроку)
II. Актуализация чувственного опыта учащихся.
Математический диктант.
Один учащийся выполняет работу на доске с обратной стороны.
– Записать числа, которые состоят из 2 сот. 3 дес.; 5 дес.; 1 сот. 7 ед.; 7 сот.; 1 дес. 2 ед.; 3 сот. 4 дес.; 6 дес. 9 ед.; 4 сот. 2 дес. 8 ед.; 6 дес. (230, 50, 107, 700, 12, 340, 609, 428, 60.)
– На какие группы можно разбить данные числа? (На двузначные и трехзначные.)
– Какие числа называют двузначными? (Те, которые состоят из двух знаков (цифр), разрядных единиц.)
III. Изучение нового материала.
– (работа с учебником) Прочитайте тему урока.
– Какую задачу поставили перед собой? (Научиться умножать двузначные числа на однозначное с переходом через разряд.)
– Решите примеры.
20 · 332 · 217 · 5
Учащиеся решают примеры с объяснением, последний вызывает затруднения.
– Итак, ребята, мы с вами научились умножать двузначные числа на однозначное, но это относится к устным приемам умножения, то есть эти примеры мы записываем в строчку и решать начинаем с высшего разряда.
– Сегодня познакомимся с письменными приемами умножения двузначных чисел на однозначное.
– Рассмотрите решение примера.

По ходу объяснения учителя все записи повторяются вновь, предыдущие стираются.
17 · 5 = ...
– Этот пример надо решать в столбик. Записываем первый множитель, под ним – второй множитель так, чтобы единицы стояли под единицами.
17
5
– Подчеркиваем. Слева между множителями пишем знак умножения ().

– Начинаем умножение с единиц. Умножаем 7 ед. на 5, получаем 35 ед. 35 ед. – это 3 дес. 5 ед. Пять единиц пишем под единицами, а три десятка запоминаем и подписываем его над десятками.

– Затем умножаем десятки: 1 дес. · 5 = 5 дес. К пяти десяткам прибавляем еще три, получаем 8 дес., подписываем под десятками. Произведение равно 85.
IV. Коррекция и первичное закрепление знаний.
Работа по учебнику: выполнение задания 770 (1) на с. 165.
– Рассмотрите еще раз решение примера 16 · 3; объясните.
Выполнение задания 770 (2) (рассмотреть первые три примера) на с. 165
Дети комментируют решение примеров.
V. Физминутка (проводят учащиеся под считалку)
VI. Закрепление знаний (фронтальное).
1. Работа по учебнику: выполнение задания 776 на с. 166.
Задача. В 4 ящиках по 18 кг моркови. Продали 56 кг моркови. Сколько килограммов моркови осталось?
Было – 4 ящ. по 18 кг.
Продали – 56 кг.
Осталось – ? кг.

2) 72 – 56 = 16 (кг).
Ответ: 16 кг моркови осталось.
– Почему сразу не смогли ответить на главный вопрос задачи? (Не знали, сколько всего килограммов моркови было.)
– Как выполняли письменное умножение двузначного числа на однозначное? (Выслушиваются ответы детей, вывешивается опора.)

Выполнение задания 787 (самостоятельно) на с. 167.
Задача читается, записывается решение в столбик. Условие и ответ не записываем.
Задача. В 1 коробке 12 чайных ложек. Сколько чайных ложек в 6 таких коробках? в 8 таких коробках?
По ходу решения задаются уточняющие вопросы.

Дополнительные задания.
Задачи на развитие внимания, мышления.
Задача 1. Через горную реку перекинут подвесной мост. Максимальный груз, который выдерживает мост, – 100 кг. По мосту навстречу друг другу идут 2 мужчин. Вес первого – 75 кг, а вес второго – 80 кг. Что произойдет, если они будут продолжать идти по мосту? Дойдут ли они до середины моста?
Задача 2. По мосту бегут 2 мальчика. Вес первого – 40 кг, вес второго – 45 кг. Что произойдет, когда они встретятся? Безопасно ли это?
VII. Итог урока.
– Как звучала тема урока?
– Чем отличаются устные приемы умножения от письменных?
– Назовите алгоритм умножения двузначного числа на однозначное. (Устные приемы умножения выполняют в строчку, начиная умножать с высшего разряда, а письменное умножение выполняют в столбик, начиная умножать с низшей разрядной единицы – единиц.)