Конспект образовательной деятельности Тема: «Бумага и её свойства» Возрастная группа: старшая.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Берёзка»


Конспект
образовательной деятельности
Тема: «Бумага и её свойства»
Возрастная группа: старшая.
Программное содержание:
Уточнить представление детей о бумаге, дать знания о её свойствах, процессе изготовления и её применении. Упражнять в классификации предметов, изготовленных из разных материалов. Развивать связную речь посредством полных ответов на вопросы. Воспитывать у детей бережное отношение к книгам.
Словарная работа: картон, бумажная, рвётся, тонкая, плотная, гладкая, шероховатая, писчая.
Индивидуальная работа: учить отвечать полными ответами на вопросы, учить делать выводы.
Оборудование: образцы бумаги разного вида, материалы для дидактической игры «Что из чего сделано?», картинки для показа во время рассказа воспитателя, материалы для опытов.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришёл Старичок-Лесовичок. И пришёл он не случайно, ведь речь на занятии пойдёт о предмете, которым он очень дорожит. Хотите узнать что это?
Дети: Да.
Воспитатель: Хорошо. Сначала отгадайте загадку, которую вам загадает Старичок-Лесовичок:
Не куст, а с листочками,
Не рубаха, а сшита,
Не человек, а рассказывает?
(Книга)
Воспитатель: А как вы думаете, из чего сделана книга?
(Из бумаги)
Воспитатель: Старичок-Лесовичок шепнул мне на ушко, что его любимая книжка про Буратино. Мы с вами тоже читали эту книжку. Давайте вспомним, из чего сделан Буратино?
(Из полена, дерева)
Воспитатель: Почему дерево и бумагу называют родственниками?
Воспитатель: Потому, что бумагу делают из дерева. Как её делают, я расскажу позже, а сейчас мы с вами поговорим о бумаге и её свойствах. У вас на столах лежат образцы разной бумаги. Посмотрите на неё и скажите, какая бывает бумага?
(Тонкая, плотная, картон, гладкая, белая, цветная)
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь мы с вами с помощью опытов узнаем свойства бумаги.
ОПЫТ № 1
Воспитатель берёт яркую игрушку, сажает её на стол. Сначала воспитатель берёт стекло и через него дети рассматривают игрушку. Почему мы видим игрушку? Потому, что стекло прозрачное.
А теперь вместо стекла мы берём лист бумаги. Видно через бумагу игрушку? Нет. А почему? Потому, что бумага не прозрачная.
Это первое свойство бумаги, которое мы узнали. Ребята, какая бумага?
Вывод: Бумага не прозрачная.
ОПЫТ № 2.
- Сейчас мы проведём второй опыт. На столе стоят два стакана с водой. В один стакан я опущу металлический предмет (ложку), а в другой – бумажный (салфетку). Что произошло с ложкой? Ничего. А что случилось с бумажной салфеткой? Она промокла насквозь.
- Как вы думаете, ребята, если на улице пойдёт дождь, мы будем прятаться под бумажным зонтиком? Нет. А почему? Потому, что бумага промокает и пропускает воду.
- Это второе свойство бумаги. Ребята, какая бумага?
Вывод: Бумага промокает.
ОПЫТ № 3.
- У меня есть две ленточки. Одна бумажная, а вторая из ткани. Сейчас две девочки попытаются завязать эти ленточки кукле Маше. (Ленточка из ткани завязывается, а из бумаги рвётся).
- Это третье свойство бумаги. Ребята, какая бумага?
Вывод: Бумага легко рвётся.
Воспитатель: Итак, мы с вами провели три опыта и узнали о некоторых свойствах бумаги. Какие вы знаете свойства бумаги?
(Рвётся, не прочная, промокает, пропускает воду, не прозрачная)
- А сейчас Старичок-Лесовичок предлагает вам немного отдохнуть:
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик сесть опять.
Воспитатель: В начале занятия я обещала вам рассказать, как делают бумагу.
(сопровождается показом картинок)
В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Но им тоже нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Одни народы писали на сырых глиняных плитках, другие – на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. Некоторые писали на пальмовых листьях. Ещё писали на коже животных. Её очищали от шерсти и жира, растягивали, высушивали и писали. Такую кожу называли пергамент. А на Руси писали на берёзовой коре – бересте.
Впервые бумага была изобретена в древнем Китае две тысячи лет назад. Они делали бумагу так: в большой каменный сосуд клали кору деревьев, щепки, наливали воду и долго растирали, пока не получалась каша без комков. Потом эту кашу выливали на рамку с сеточкой из шёлковых ниток и трясли, пока каша не разольётся по всей сетке ровным тонким слоем. Вода стекала, и на сетке оставался тонкий лист бумаги. Его снимали, сушили.
В наше время бумагу делают приблизительно так же. Только всё это выполняет специальная машина для производства бумаги.
Воспитатель: А теперь давайте сыграем в игру «Что из чего сделано?» У вас на столах лежат конверты с картинками разных предметов. Положите их перед собой и внимательно рассмотрите. Сейчас я буду показывать какой-нибудь предмет, а вы подумайте, из чего он сделан, и на своих картинках найдите предмет, сделанный из того же материала.
Стакан – стеклянный;
Ложка – металлическая;
Салфетка – бумажная;
Дощечка – деревянная.
Подведение итогов:
- О чем мы сегодня с вами говорили?
- Какими свойствами обладает бумага?
(Рвётся, не прочная, промокает, пропускает воду, не прозрачная,)
Воспитатель отмечает работу детей, раздаёт им призы.
Старичок-Лесовичок угощает всех детей сладкими подарками
и прощается с детьми.