Конспект образовательной деятельности Тема: «Этот удивительный воздух» Возрастная группа: старшая.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Берёзка»
Конспект
образовательной деятельности
Тема: «Этот удивительный воздух»
Возрастная группа: старшая.
Цель: Обобщить знания детей о свойствах воздуха.
Задачи: Расширять представления детей о понятии воздух, о способах его обнаружения. Формировать представление о роли воздуха. Систематизировать знания детей о свойствах воздуха. Развивать способность детей делать умозаключения, анализировать, сравнивать. Побуждать желание детей узнать больше о воздухе, вызвать интерес в проведении опытов. Дать представление об источниках загрязнения воздуха. Формировать желание заботиться о его чистоте.
Словарная работа: Фильтр.
Предварительная работа: Наблюдение за воздухом во время прогулок. Знакомство с некоторыми свойствами воздуха в экспериментальной деятельности. Наблюдение на прогулке за выходом из заводских труб, частных домов, из выхлопных труб автомобилей, при сжигании мусора, проведение опытов с воздухом дома с родителями.
Оборудование: Весы (аптечные), воздушные шары, стеклянная кастрюля с водой, стакан, кусочек сахара, три свечи, банки (0,5; 1л), мыльные пузыри, альбомный лист, цветной мыльный раствор, фломастеры, палочки для рисования, блюдце, салфетки, чашка с водой.Ход мероприятия:
Дети входят в группу.
В руках у детей фигурки человечков (девочка, мальчик)
Воспитатель: Представьте, что мы в лаборатории. Кто работает в лаборатории?
Дети: Ученые.
Воспитатель: Представьте себе, что вы тоже «ученые». Подумайте, что вы будете делать в лаборатории?
Дети: Прикрепляют фигурку на фланелеграф и говорят, что они будут делать.
(проводить опыты, делать выводы, наблюдать, думать, рассуждать, слушать ответы товарищей и т. д.)
Воспитатель: Представьте, что мы в лаборатории. Как, вы, думаете, чем мы будем заниматься в лаборатории?
Дети: В лаборатории будем проводить опыты, узнаем что-то новое.
Воспитатель: А вот, что мы будем исследовать сегодня, попробуйте догадаться, послушав загадку:
Он прозрачный - невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Дети: Воздух.
Воспитатель: Кто мне покажет воздух? Я его не вижу. А вы его видите? Ты видишь, а ты видишь?
Ответы детей.
Вывод: воздух невидимый.
Воспитатель: давайте возьмем воздух в руки. Как это сделать?
Дети: Он везде, он невидим, и взять его в руки нельзя.
Воспитатель: Зачем нужен воздух?
Дети: Чтобы дышать.
Воспитатель: Как вы это делаете? Закройте плотно рот, а нос зажать пальцами.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Без воздуха можно задохнуться.
Воспитатель: Кому еще нужен воздух?
Дети: Всем кто живет на планете.
Дети проходят к столам. Работа по карточкам.
Д/и « Кому нужен воздух?»
Задание: Возьмите фломастер, на карточках обведите кружком объекты живой природы.
Проверка задания: дети обмениваются карточками.
Воспитатель: Мы не смогли поймать руками воздух, а как вы думаете, воздух имеет вес?
На обе чаши весов положили сдутые шары. Затем один из шаров надули и положили на весы. Чаша с надутым шариком перевешивает.
Дети делают вывод: воздух имеет вес.
Воспитатель: Как вы думаете, если шар с воздухом мы положим на воду, что произойдет с шаром?
Дети: Шар будет плавать.
Воспитатель: Я предлагаю провести еще опыт со стеклянными пузырьками. Возьмите два пузырька. Как вы думаете, что в пузырьках?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Один из пузырьков закройте пробкой и оба пузырька опустите в баночку с водой. Что произошло?
Дети: Из открытого пузырька вышел воздух, а в закрытом пузырьке воздух остался, и он плавает на поверхности воды.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Воздух легче воды.
Воспитатель: Где можно использовать это свойство?
Дети: В резиновых лодках, спасательных кругах, кораблях.
Воспитатель: Я предлагаю вам послушать одну историю.
Петя с Сережей пили чай.
- Можешь ли ты опустить кусочек сахара на дно кастрюли наполненной водой так, чтобы он остался сухим? Спросил Петя. Сережа задумался.
-Ты задал очень трудную задачу. По-моему, ее нельзя решить.
Воспитатель: Как вы думаете можно решить эту задачу?
Воспитатель: На небольшую крышечку кладу кусочек сахара и опускаю крышку на поверхность воды. Крышка плавает. Беру стакан и накрываю им крышку с сахаром. Медленно опускаю стакан до дна кастрюли. Так же медленно поднимаю стакан. Смотрим, сахар остался сухой.
Воспитатель: Почему перевернутый стакан не наполнился водой, и сахар не намочился?
Дети делают вывод: воздух выталкивает воду из стакана
Воспитатель: А сейчас я зажгу свечи. Одну свечку накроем стаканом, другую – банкой, а третью оставим открытой.
Свеча, накрытая стаканом, потухает первой, затем свеча, накрытая банкой, а открытая свеча продолжает гореть.
Вывод: Для горения нужен воздух.
Воспитатель: Вы хотели бы поиграть? Берите пузырьки с мыльным раствором и будем пускать мыльные пузыри.
Воспитатель: Как вы думаете, что нам помогло играть с мыльными пузырями?
Дети: Воздух.
Практическая работа.
Воспитатель: Я предлагаю вам с помощью воздуха и мыльных пузырей порисовать. На что похожи рисунки?
Дети: на праздничный фейерверк, воздушные шары, цветочную поляну. Воспитатель: Ребята посмотрите, а у меня рисунок получился не радостный. Как вы думаете, что произошло с воздухом?
Дети: Воздух загрязнился.
Воспитатель: Когда воздух загрязняется?
Дети: Когда топятся печи, дымят заводы и выхлопные трубы машин, когда сжигают мусор.
Воспитатель: Посмотрите ребята, как это происходит.
Воспитатель поджигает свечу и над пламенем держит блюдце, затем показывает образовавшуюся копоть на блюдце.
Воспитатель: такая же грязь вместе с дымом попадает в воздух, а потом и в наши легкие. Грязный воздух это плохо. Что нужно сделать, чтобы воздух, которым мы дышим, был чистым?
Дети: Надо сажать деревья, не сжигать мусор, устанавливать фильтры.
Словарная работа: Фильтр – это очистительное сооружение, которое должно устанавливаться на всех заводах.
Итог:
- Что мы узнали о воздухе?
- О каких опытах, вы бы хотели рассказать дома?
- Кому понравилось работать в нашей лаборатории подойдите к веселому солнышку, а кому не понравилось, подойдите к грустному солнышку.