План-конспект урока по русскому языку на тему: Корень.Однокоренные слова


Конспект урока
по русскому языку
2 класс
УМК «Школа России»
Выполнила: учитель начальных классов
МОАУ «Гимназия № 6» Сулиманова Р. С.
Оренбург, 2016
Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
Цели: познакомить с понятиями корень, однокоренные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты:
1. Учащиеся научатся находить в словах корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи.
2. Аргументировано отвечать, доказывать своё мнение.
3. Анализировать, делать выводы, сравнивать.
Задачи урока через планируемые результаты.
Личностные:
создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Предметные
формировать умение находить однокоренные слова, выделять корень слова;
Метапредметные:
Регулятивные УУД
формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные УУД
учить соблюдению правил работы в группах, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Познавательные УУД
развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения.
Ход урока
Организационный момент (СЛАЙД 1)
- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поздороваемся, улыбнемся друг другу, и будем работать дружно и весело.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
Тихо девочки за парту сели,Тихо мальчики за парту сели,На меня все посмотрели.
- А теперь проверим свою посадку. Что необходимо помнить? (От нашей правильной посадки зависит красивое письмо в тетрадях.)
Руки? – НА МЕСТЕ
Ноги? – НА МЕСТЕ
Локти? – У КРАЯ
Спина? – ПРЯМАЯ.
Оформление работы в тетради.
II. Актуализация знаний
- Ребята, у нас сегодня в гостях хомячок Хомка. Он принес задание на минутку чистописания. (СЛАЙД 2)
- Какую букву мы сегодня повторим?
Хх хлеб хлебница хлебороб
- Х – это очень важная буква. С нее начинается важное слово, которое обозначает очень важный продукт питания – хлеб. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб. Тот, кто выращивает хлеб, никогда не бросит где попало недоеденный кусок. Подсчитано: если каждый человек за один день выбросит один кусочек хлеба, то в городе около 200 (двухсот) буханок хлеба окажутся выброшенными.
- Пропишите букву х, слова с буквой х.
- Чем похожи все написанные слова? (есть общая часть)
- Как называются такие слова? (родственные)
III.Постановка учебной задачи
1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.
- Какие части растения вы знаете?
Учитель загадывает загадку: (СЛАЙД 3)
Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту
Я не вверх, а вниз расту. (Корень)
- О каких значениях корня говорится в тексте загадки? (СЛАЙД 4)
Сколько значений у слова корень? Какой вывод можно сделать? Слово корень - многозначное:
1) подземная часть растения;
2) внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя;
3) часть слова.
- Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба и т.п. корень?
- Это важная, необходимая часть.
- А какое значение этого слова подходит для нашего урока?
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
- Давайте назовем тему урока: «Корень. Однокоренные слова». (СЛАЙД 5)
- Что бы вы хотели узнать на этом уроке?
Обозначим проблемные вопросы: (СЛАЙД 6)
1) Что такое корень?
2) Роль корня в слове.
3) Как выделить в слове корень?
4) Однокоренные слова
5) Признаки однокоренных слов
IV.Открытие нового знания
Работа на доске. (СЛАЙД 7)
- (На доске появляется “дерево”, на нем - однокоренные слова.)
Сказка садовника:
Много лет назад появилось на свете слово «лес». Нашли его люди и думают, что же с ним делать. А слово говорит: «Посадите меня, я разрастусь в большое красивое дерево». Люди так и сделали. Стало это слово расти, сначала один росток пустило, потом другой, третий.… Много родственников появилось, все они похожи. Вот какое выросло дерево. Посмотрели люди, сравнили и увидели, что есть у слов одна общая часть и решили назвать её корнем. И правильно сделали: от нее как от корня дерева образуются (растут) новые слова родственники. Корень как сердце в слове.
Итак, посмотрите на слова, которые записаны на карточках. (Лесок, лесник, лесная, перелесок, лесовичок, лестница). Прикрепите к дереву только те слова, которые являются родственными.
Как в сказке называются эти слова? (родственниками) Близки ли по значению эти слова? Что общего у этих слов (общая часть – лес-) Как называется эта часть? (корнем). Поэтому у родственных слов есть другое название – однокоренные.
Итак, сформулируйте вывод о том, какие слова называются однокоренными.
- Прочитайте вывод в учебнике, с. 61.
III. Физкультминутка (СЛАЙД 8)
V. Применение нового знания
Выполним упражнение в учебнике 85 на с. 61 (СЛАЙД 9)
- Прочитаем вторую строку. Запишем однокоренные слова в тетрадь. Выделим корень.
- А сейчас мы с вами проведем небольшой опыт, упр 86.
- Закройте линейкой общую часть слова (корень) и прочитайте то, что осталось.
- Можно ли назвать то, что вы прочитали – словами?
Вывод: (СЛАЙД 10) В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него “растут” другие слова.
- Так какими же двумя признаками должны обладать однокоренные слова? (СЛАЙД 11)
1. Иметь общую часть (корень)
2. Иметь общее лексическое значение.
VI. Закрепление изученного материала
Работа в парах (СЛАЙД 12)

Игра «Засели домики»
- Одновременно в 3 домика приехали «родственники». Правильно ли «заселились» родственники в домики, нет ли среди них «чужих»? Поработайте в парах и правильно «заселите» родственников в домики.
Вода, лиса, морской, водичка, лист, лисонька, моряк, море, водный, водитель, лисичка, лисий, мороз.
Проверка. (СЛАЙД 13)
- Какие однокоренные слова вы поселили в 1-ый домик? Почему слово «лист» не подходит? (У него другое значение, поэтому оно не является родственным).
- Какие слова «заселили» во 2-ой домик? Какое слово «лишнее»? Почему?
-Какие слова будут жить в 3-ем домике? Какое «лишнее»? Докажите.
Пропедевтическая работа: - Понаблюдайте, как пишутся корни в однокоренных словах.
VII. Итог урока. (СЛАЙД 14)
Упражнение на внимание
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
А был садик - словом.
Это слово,
Слово – корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада,
Вот еще посадка рядом,
А вот садовый цветок,
Садовник пересадил в горшок.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
- Какие однокоренные слова вы услышали?
VIII. Рефлексия (СЛАЙД 15)
IX. Домашнее задание: с. 61 прав., с. 62 упр 88. (СЛАЙД 16)