План — конспект по биологии Органы растений. Корень (6 класс)


Тема урока: «Органы растений. Корень»
Цели:
образовательная –  раскрыть понятие «орган», выяснить особенности строения  и значение корня в жизни растения, познакомиться с видами корней и их функциями;
развивающая – развивать умения сравнивать объекты, выявлять взаимосвязь между строением и функциями, работать с рисунками учебника, гербариями, применять теоретические знания для решения практических задач;
воспитательная – воспитывать познавательный интерес к предмету, бережное отношение к растениям.
Оборудование: гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, интерактивная доска
Тип урока: урок изучения нового материала.
План изучения нового материала:
Органы цветкового растения
Корень и его функции.
Виды корней.
Типы корневых систем.
Видоизменения корней, их значение в жизни растений.
Зоны корня.
Ход урока:
1. Органы цветкового растения. 
Определимся с понятием «орган». В чем отличие хламидомонады от стрелолиста? (хламидомонада состоит из 1 клетки, а у стрелолиста есть корень, лист, стебель)
Чем у человека являются голова, руки, ноги, глаза? (органами тела).
А чем у растений являются корни, листья, стебли и цветы? (органами растений)
Что, по Вашему мнению, называют органом? ( Орган – это часть тела организма)
Сегодня мы познакомимся с одним из органов растений, а с каким вы сейчас сами определите.

С какими органами растений можно связать эти две картинки?
Для чего нужен якорь кораблю? (для удержания корабля на одном месте)
Для чего используют водный насос? (для забора и перекачки воды)
В чем связь этих предметов с корнем растений? (корень удерживает растение в почве, всасывает и проводит воду по стеблю)
Какова цель нашего урока? (Познакомится с корнем растения, его строением, функциями и разнообразием корней)
Почему растение не может жить без корня?Прежде всего, внимательно послушайте стихотворение:
Мы в букет собрали маки жаркие,Много незабудок голубых.А потом цветов нам стало жалко,Снова в землю посадили их.Только ничего не получается:От любого ветерка качаются!Почему осыпались и вянут?Без корней расти и жить не станут!Как ни тонок, неприметенПод землею корешок,Но не может жить на светеБез него любой цветок!(В. Жак)
1.В учебнике на с. 42 найдите описание строения корня, выполните задание в рабочей тетради №…
2.Ответьте на вопросы, записанные на доске (в рабочей тетради №)
Какие зоны выделяют в корне?
На основании чего они выделены?
Почему зоны носят такие названия?
3.Соотнесите зоны корня с их названием см. слайд 3

3. Виды корней.
А) Все ли корни растения одинаковы? Найдите на рисунке на стр. 38 Б)какие виды корней выделяют? Чем они отличаются?
Работа с гербариями растений:
Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений.
Растения со сходными корневыми системами объедините в группы. На основании чего Вы выделили группы?
В учебнике на стр. 39 найдите названия выделенных вами типов корневых систем. Почему их так назвали?
Заполните таблицу:
Тип корневой системы Особенности строения (рисунок с подписями) Названия растений
     
   
Чем растению выгодна стержневая корневая система? В чем преимущества мочковатой корневой системы
4. Разнообразие корней
Рассмотрите на рисунке (с. 39) различные видоизменения корней. Предположите, зачем нужны растению такие корни?

Рефлексия Кроссворд

2. Корень и его функции.
Сформулируйте определение корня, исходя из составленной нами схемы.
Корень -  это вегетативный орган растения.
Ребята высказывают предположения о функциях корня и пытаются доказать свои утверждения. Если они затрудняются, учитель задает наводящие вопросы. Параллельно ведутся записи в тетради.
Функции корня:
Закрепление растения в почве.
Поглощение из почвы неорганических веществ.
Дыхание.
Запасание веществ.
Взаимодействие с другими организмами.
Участие в размножении.
Образование некоторых веществ.
Домашнее задание:  изучить раздел 6 на с. 38 и 42, рассмотреть рисунки, устно ответить на вопросы 1-4 на с. 45. Составить план ответа на вопрос: как люди применяют знания о строении, развитии и жизни корней при выращивании культурных растений?