Разработка урока по окружающему миру на темуРусь (2 класс)


Технологическая карта.
Тема « Как Русь начиналась»
тема Тема «Как Русь начиналась»
Цель темы Создать условия для формирования представления о жизни древних славян; их внешнем виде, о занятиях.
Основное содержание темы, термины и понятия Знакомство с предками-славянами.
Понятия: история, предки, славяне, вождь, племя.
Планируемый результат Предметные умения УУД
Сформировать представление о наших предках славянах. личностные:
Самоопределение, через поставленные задачи для себя; через формирование картины мира, в данном случае – профессии; через самооценку.
Умение использовать субъектный опыт.
Мотивация действий.
регулятивные: совместное определение темы урока и через тему выход на задачи. Удерживание задачи на протяжении всего урока. Целеполагание. Прогнозирование. Оценка, через выбор, кем являлись при работе в группе. Рефлексивные действия.
познавательные: совершенствование навыка чтения, умения отбирать нужную информацию в тексте и использовать при ответе, умения сравнивать и делать выводы на основе наблюдений, умение строить речевое высказывание в устной форме, умение выдвигать гипотезы, умение устанавливать аналогии.
коммуникативные: умение слушать друг друга, умение договариваться при работе в группе.
Организация пространства
Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
Литературное чтение (Умение устанавливать логические связи между объектами; умение осознанного чтения.)
Коллективная (обсуждаем вместе) .Групповая.
Индивидуальная.
Конспект урока. Проектор.
Таблички с названиями исторических понятий. Лента времени. Таблички с «волшебными ключами»(опорные слова-вопросы). Карточки с заданиями для групп и возможными ответами. Схема древнего города. Исторические словарики для каждого ученика. Разноцветные «человечки» для самооценки.
УМК «Начальная школа XXI века» .Учебник- окружающий мир,2класс, часть 1. Автор- Виноградова Н. Ф.
I этап. Мотивация к деятельности
Цель – мотивировать учащихся на изучение новой темы урока
- С понятием время мы сталкиваемся каждый день. Вряд ли кто-нибудь задумывается, что это такое?
И все же оно есть. Ведь все события в окружающем нас мире протекают во времени! Утром вы встаёте и идёте в школу. Вы знаете, в котором часу начинаются занятия, когда они заканчиваются, когда приходит время обедать, гулять или ложиться спать. Время всегда находится в движении.
–А что значит в движении?
Мы привыкли к делению времени на прошлое, настоящее и будущее.

Прошлое настоящее будущее

-Вася, Поставь человечка в то место на ленту времени, где ты сейчас находишься.
- А Маша, где ты? А Федя?
-Значит, где мы все с вами находимся? (сейчас в настоящем)
-А можете ли вы сказать, кем вы были в прошлом? Саша, можешь ли ты назвать ,кем был в прошлом? А Ника? А Марина? (ребенок, младенец…..)
-А в будущем? Саша? Марина? (учитель, банкир….)
-А можем ли мы узнать , что было в прошлом?
- Можем ли мы с вами знать, что будет в будущем?
Дети отвечают на вопросы( Время нельзя увидеть, услышать, потрогать.)
(оно было- прошлое, сейчас –настоящее, будет -будущее)
Самоопределение- ученик прикрепляет на то место на ленте времени, где он находится.
Формирование картины мира
(да. изучив прошлое, мы можем узнать о нём)
(Нет, можем только предположить)

II этап. Постановка темы и задач урока.
Мотивация
ЦелеполаганиеЦель –постановка детьми для себя задачи на урок.
-Можно ли сказать, что наша страна была такой, как в настоящее время? Обоснуйте.
-А люди? Что вы можете сказать о людях того времени? (Слайд)
-А в нашем классе есть такие ученики?
-Те люди, которые делали историю, называют предками. А есть ли прошлые истории? (есть)
-Тогда история это наука о чем? (наука о прошлом)
-Для чего нужна история? (знать о прошлом)
-Для чего тогда нужно изучать прошлое? (чтоб не делать ошибок, узнать традиции народа, какие чтим до сих пор(Пасха, Рождество), узнать как развивались и совершенствовались предметы, орудия труда)
-А куда бы вы науку Историю поместили на ленте времени? (прошлое)(1 уч-к)
-Значит , о чем сегодня будем говорить? (о прошлом)О прошлом какого государства?(России)
-А теперь посмотрите на тему урока? ( Как Русь начиналась)
-Есть ли в теме отчет времени? (начиналась- прошедшее время, Русь- устаревшее слово)
-Как можно по-другому сказать? (Россия)
-Что бы вы хотели узнать о наших предках? Чтобы правильно сформулировать вопросы, можно воспользоваться «волшебными ключами», опорными словами в форме вопросов:КТО?ГДЕ?ЧЕМ?КАК?
КТО были наши предки?
ГДЕ они жили?
ЧЕМ занимались наши предки?
КАК жили наши предки?
-Какую задачу поставим для себя? (ответить на поставленные вопросы)
-А на какие вопросы вы бы хотели найти ответ?
А как вы думаете, где они жили, ваши представления.
Каждый может выбрать для себя вопрос и сказать свое представление.
-А теперь какие задачи поставим для каждого?(сопоставить со своим представлением)
- Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в прошлое и постараемся узнать о нём как можно больше.
Обсуждаем вместе
Отвечают на вопросы учителя.
(светлокожие, светловолосые, русые)
Дети сопоставляют изображение славян со своими одноклассниками.
На ленту времени прикрепляют «предки», «история»
1 ученик помещает «историю»
Работа со словами, данными в теме урока
«волшебные ключи», опорными словами в форме вопросов:КТО?ГДЕ?ЧЕМ?КАК? (Формулировка вопросов учащимися)
ставят задачу перед собой.
Дети выдвигают гипотезы
III.Изучение нового материала.
физминутка-Чтобы найти ответы на поставленные вопросы, обратимся к учебнику на с.107. Прочитайте 1 и 2 абзац
- Какие новые понятия подтвердились? (Русь)
-Сможете ли вы из прочитанного ответить на вопрос: Кто были наши предки? (славяне)
-Как их еще можно назвать? (русичи, русские)
- В настоящее время мы себя так называем? (Нет. Русские)- Кто выбирал этот вопрос и его предположение подтвердилось? Поднимите руки. А остальные, значит, узнали новое.
- А куда бы вы понятие «славяне» поместили на ленте времени? (прошлое)
-На первый вопрос мы ответили.
-Чтобы ответить на следующий вопрос, посмотрите на слайд.
-На какой вопрос вы можете ответить? (КАК жили наши предки?) (Вместе, сообща, во главе был главный, которого все слушались)
-Правильно. Жили они племенами, а во главе был вождь. (слайд)
-Значит, как жили наши предки?
- А куда бы вы понятия «племя и вождь» поместили на ленте времени? (прошлое)
- Кто выбирал этот вопрос и его предположение подтвердилось? Поднимите руки. А остальные, значит, узнали новое.
-А сейчас мы живем племенами? (нет)
Что осталось у нас с прошлого? (живем вместе, рядом- села, деревни) Например, наше село Выльгорт.
У нас есть сейчас вождь? (да, его называют президент- В.В. Путин)
-Ни какой вопрос нам предстоит ответить теперь, ведь мы уже знаем ответ на 2 вопроса.
(ГДЕ они жили?)
-Кто выбрал этот вопрос? Выскажите свои предположения, а затем их проверим.
Посмотрите на слайд. Кто может ответить на вопрос?
(На высоком берегу рек, поселение укреплялось, его огорожали.)
-Почему укрепляли высокими заборами? (от врагов)
-А в настоящее время так? (нет. Нет загорождений)- А что осталось? (Сейчас солдаты охраняют границу РФ от врагов)(слайд)
- Какое слово возникло от слова огорожали? (город)
-А что было рядом с городом? (поселение)
-А наш Выльгорт город? (поселение рядом с городом Сыктывкар)
-Итак, где жили наши предки?
-Чьи предположения подтвердились, а чьи расширились?
-Какой вопрос у нас остался? (ЧЕМ занимались наши предки?)
-Сейчас проведем физминутку под названием «что делает человек»
(Дети получают карточки с заданием изобразить человека, который шьёт; лепит посуду; готовит пищу; доит корову; рубит дрова; пляшет; поёт песни; водит хороводы) По очереди выходят и показывают вид деятельности, остальные повторяют и угадывают).- А теперь выясним, чем же занимались наши предки? Для этого поработаем в группах.
А почему в группах? (чтобы экономить время)
Но сначала определим, кем каждый из вас будет в группе: участником шума или участником совместной деятельности.
-Какая задача сейчас перед нами? (найти информацию)
- Как будем находить информацию? (прочитать про себя, чтоб найти главное, чтоб ответить на вопрос.)
-Каждая группа отвечает.
-Почему вы смогли найти информацию?( мы были участниками совместной деятельности)
- Итак, чем занимались наши предки?Какой вывод можно сделать?
-Куда все новые слова можно поместить? (в исторический словарик)
- А сам словарик на ленту времени куда можно поместить? (тоже в прошлое)
На ленту времени прикрепляют «славяне»
По слайду отвечают на вопрос
На ленту времени прикрепляют «племя, вождь»
Сопоставляют свои предположения и факты
Смотрят изображение президента
По изображению отвечают на вопрос
Выполняют физминуткуСамоопределение
Поиск информации.
Свои ответы прикрепляют на доску
Рефлексия
Цель – уточнение представлений по теме урока, -Что нового узнали?
-Что интересного?
-У кого представления расширились?
-Что нынешнее поколение взяло из прошлого?(президент, граница, заборы в Выльгорте)
-Дома запишите новые слова в свои исторические словарики.
-А теперь оцените свою работу на уроке:
Если вы были весь урок 1-активны, 2- внимательно слушали учителя,3- всегда соблюдали правила школьника, то на наш древний город прикрепите зеленого человечка. Если какие-то критерии не выполняли, то желтого человечка. А если вы считаете, что вам нужно еще постараться, то красного человечка. Подведение итогов урока.
Самооценка