Конспект урока по предмету Правила безопасности дорожного движения Шок и его проявления. Первая медицинская помощь

Тема: «Шок и его проявления. Первая медицинская помощь»
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Образовательная – изучить понятие шок, как он проявляется, первую помощь
Развивающая – способствовать развитию речи, мышления, логики, памяти, кругозора.
Воспитательная – воспитывать нравственные качества, патриотизм, любовь к профессии.
Методы обучения: объяснительно-иллюстрационные (рассказ, беседа)
Методические приёмы:
- логические;
- технические;
- организационные.
Межпредметные связи: ПДД

Ход урока:
1. Оргмомент (приветствие, проверка присутствующих, готовность рабочих мест)
2. Вводное слово преподавателя
3. Актуализация опорных знаний (устный опрос)
4. Изучение нового материала

Шок – это критическое, между жизнью и смертью, состояние организма, характеризующееся глубокими расстройствами и угнетением всех жизненных функций (дыхание, кровообращение, обмен веществ и др.).
Причины: тяжёлые травмы, обширные ожоги, большие кровопотери, охлаждения.

В зависимости от причин, вызывающих развитие шокового состояния, различают:
1. Шок, обусловленный воздействием внешних причин:
А) травматический – возникает в результате механической травмы (раны, переломы, сдавливание тканей);
Б) ожоговый – связанный с ожоговой травмой (термический, химический);
В) Холодовой – при воздействии низкой температуры;
Г) электрический - следствие электротравмы.
2. Шок вызванный воздействием внутренних причин:
А) геморрагический – возникает в результате острой и массивной кровопотери;
Б) кардиогенный – при инфаркте миокарда;
В) септический – следствие гнойной инфекции в организме.

Различают две фазы шока.
Эректильная (период возбуждения) – наступает сразу после травмы и характеризуется двигательным и речевым возбуждением, жалобами на боль. Пострадавший недооценивает тяжесть своего состояния, у него повышена болевая чувствительность, голос глухой, взгляд беспокойный, лицо бледное, давление повышенное. Фаза длится несколько минут.
Торпидная (фаза угнетения) – характеризуется слабостью, резким падением давления, дыхание частое, пульс нитевидный, зрачки расширены, возможна рвота.
Первая помощь:
Пострадавшего нужно освободить от действия травмирующего фактора.
Остановка кровотечения – прижатием артерии, наложение жгута или давящей повязки. При тяжёлой кровопотери нужно приподнять ноги на 20-30 см, чтобы голова была ниже туловища.
Дать пострадавшему обезболивающие препараты (анальгин, Пенталгин, аспирин), тонизирующие средства (корвалол)
Согреть пострадавшего, укрыть одеялом, дать обильное тёплое питьё.
При переломах – наложить шину
При нарушениях дыхания и сердечной деятельности – сделать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Итог урока
6. Закрепление пройденного материала
Вопросы:
1.Что такое шок?
2. Каковы причины шока?
3. Какие фазы шока вы знаете?
4. Первая помощь при шоке?
7. Домашнее задание выучить конспект . В.Н. Николенко «Первая доврачебная медицинская помощь», стр. 59-62.

15