Сказание о золотом человеке

Jостанай облысы ‰кімдігі білім басKармасыныS «Жетім балалар мен ата- анасыныS KамKорынсыз KалCан балаларCа арналCан № 2 Jостанай т_зету мектеп- интернаты» коммуналдыK мемлекеттік мекемесі

КГУ «Костанайская коррекционная школа- интернат № 2 для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Управления образования акимата Костанайской области








(театрализованное представление)


Воспитатель:
Кудукупова К.Н.

















г. Костанай 2010г.

Зал празднично украшен: центральная часть зала – юрта,дастархан, боковая чисть зала – джайлау.
Слышится шум ветра, пение птиц На траве сидят ата и дети.
Ребенок: €же, расскажи что-нибудь интересное.
€же: Я расскажу тебе сказку. На далеком севере жила одна женщина, и было у нее два сына и одна дочь. Ее звали Айога.
Ребенок: Да это же мультик, его недавно потелеку показывали. Я смотрела расскажи другую.
€же: Тогда послушайте сказку: «Почему у ласточки хвост рожками?»
Дети: Дедушка, ты опять забыл, ты нам вчера ее рассказывал!
€же: Ну, тогда я не знаю. Вас, шалунишек, ничем не удивишь. Что же вам рассказать?
Ребенок: Расскажи нам про золотого человека.
€же: Какого золотого человека?
Ребенок: А того, что в Иссыкском кургане нашли.
€же: (задумалась): Ну, слушайте.
(Звучит запись: шум ветра, пение птиц, журчание ручьязвучит тихо домбра)
€же: Утро нового дня славили громкими песнями и веселыми трелями птицы на склонах гор(Ата замолкает – звучит домбра)
В ауле родился человек!



Молодой джигит – вестник, взлетел на коня и помчался из аула в аул собирать суюнши. Его счастливый голос раздавался в окрестных горах и растекался по округе.
(Музыка – домбра М. Омаров)

Джигит на лошади: Эй, радуйтесь, люди! В мир пришел новый человек!
(Джигит убегает за сцену)
Запись: И горы отзывались6 (эхо): - «В мир пришел новый человек, пришел новый человек, человек, век...
€же: Эхо летело далеко, далеко Звонкий голос вестника веселил сердца людей.
(Звучит музыка – домбра, Мералиев)
Джигит продолжает скакать. Выходит батыр.
Батыр: Джигит мой, голос у тебя светлый и чистый. Слышишь эхо?
Эхо(запись): Радуйтесь, люди? В мир пришел новый человек!
Джигит: Да, коке(вежливое обращение к старшему). Это мой голос.
Батыр: Какое счастье быть отцом десяти сыновей! Словно десять пальцев рук! Рождение ребенка нужно отпраздновать. Устроим великий той! И пригласим на шильдехану(рождение ребенка) всех родичей. Войдем в юрту.
(В юрте байбише укачивает ребенка в колыбели)
Батыр: О, байбише, поздравляю тебя с младенцем! Пусть крепкой будет его пуповина.
(Мать поднимает младенца и показывает его отцу, затем джигиту)
Батыр:Язык мой пусть превратится в камень, если пожелаю зла(три раза).
Джигит: (три раза).
Батыр: (берет ребенка на руки, смотрит) Верить ли мне глазам своим?



Байбише: Да, батыр, я подарила тебе сына с золотым айдаром! Устраивай той!
Батыр: На свет появился ребенок с золотым айдаром! Его нарекли Сунем! Сунем, младшим братом Конея!
Сцена: Той. Гости садятся за дастархан. Играет домбра.
1 гость: Будьте счастливы!
Пусть народ будет счастливым!
2 гость: Пусть небо будет чистым1
3 гость: Пусть малыш будет крепким!
4 гость: Да будет малыш другом своих родителей!
5 гость: Пусть вырастит крепким джигитом!
6 гость: Да будет в стране мир!
7 гость: Пусть под шаныраком
Никогда не гаснет
Очаг мироздания
В согласии живут казах и узбек
Пусть солнце согреет сияньем.
(звучит домбра)
8 гость: Детям своим передали в наследство,
Чтоб уважали людское наследство.
Мир и единство народу нужны.
Люди на свете любые важны.
(Звучит музыка)
Дети:, €же,расскажи еще про золотого человека.
€же: Шло время, мальчик рос. Мальчика с золотым Айдаром знали как певца, кюйши и жырши (сказитель). Он был ловким и легким наездником. Было у Сунея еще одно произвеще. Народ всегда метил достойных. А этого мальчика – умного и талантливого, прозвали Алтынбала – «Золотой мальчик»
Звучит музыка. Танец джигитов.
€же: Я должен вам сказать, что в те благородные, далекие времена такие понятия как Отчизна, родной очаг, родичи, пращуры и потомки – даже маленькие дети хорошо понимали. Молодые джигиты знали и любили свою Родину, ее традиции.
Ребенок: А что такое Родина?
€же: Родина – родной очаг, окрестности аула, где ты играешь среди трав, среди камней.


Ребенок: Да, Родина от отчего крыльца
Протянется до дальнего причала.
А, понял я!
У Родины нет края, нет конца,
И мой родимый край ее начало!
Ребенок: Родина, милая, Атамекен.
Беркутом вольным взмывает в просторы.
Крыльями сильными Степь обняла
Чащи, озера, скалистые горы.
€же: Все здесь достойно любви и похвал
Были бы только здоровы все люди,
Вместе с тобою, Родной Отан!

Музыка. Кзахский танец


Дети: И это тоже Родина моя!
€же: И танец этот тоже Родина моя!
Дети: Дедушка, а Родина наша большая?
€же: А вот послушайте.
Песня «Гимн детства».
Дети: А хорошо бы увидеть «Золотого человека» хоть на минутку.
€же: Все может быть, все может быть. Если очень – очень захотеть.
Запись: фанфары. Мальчик в золотом наряде обходит торжественно зал, становится в центре.
Аудиозапись: Посол мира, счастья, богатства, благополучия приветствует вас.
«Золотой человек» говорит пожелания. « «.
«Золотой человек»:
Край родной, как письмо, что оставили предки,
И вникая в неровные строчки следов,
То листаешь страницы минувших годов,
То грядущих свершений наносишь пометки.
Ребенок: Бегут года,
Течет за веком век,
Меж гор крутых,
В долине плодородной
Куда сбегают семь прозрачных рек,
Живет народ – счастливый и свободный!
Музыкальное оформление.
«Золотой человек»:
Солнце Родины любимой
Озаряет все вокруг.
И взлетает белокрылый
Голубь мира с наших рук
.
















13Сказание о золотом человеке