Урок литературного чтения Сказание о Золотом человеке


Конспект урока литературного чтения в 4-м классе
Тема: Сказание о Золотом человеке
Цели:
обобщить и систематизировать знания учащихся о произведениях УНТ, их особенностях;
познакомить с содержанием казахской легенды и провести работу по её содержанию;
развивать речь, умение анализировать и делать выводы;
продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения;
рассматривать легенду как систему отношений;
формировать интерес детей к чтению
Ход урока.
I. ОРГ. МОМЕНТ.
II. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГОМного жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прекрас.
Сказы, эпосы, легенды,
Учат миру, доброте,
Сильным быть всегда и смелым,
Крепко Родину любить.
– О каких жанрах устного народного творчества говорится в стихотворении?
- Чем же отличаются произведения устного народного творчества от других произведений?
«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». (А.Пушкин)
-Прочитайте слова, написанные на доске.
- Как вы их понимаете?
- Чему учат произведения устного народного творчества? (Добру, любви, справедливости, трудолюбию, какие положительные черты нужно воспитывать в себе, быть патриотом)
Давайте вспомним, какие произведения УНТ мы с вами уже прочитали
- Таргын, невиданная сила, защитник ( «Ер Таргын » - казахский героический эпос).
- Богатырь, бить врагов, Соловей-разбойник, Родине служит («Илья Муромец и Соловей-разбойник» былинный сказ)
- Богатырь, Пучай-река, страшный змей, освобождает («Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» былинный сказ)
- Илья, Святогор, сила богатырская, побраталися («Илья Муромец и Святогор» былина)
IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.
- Золотой человек ( «Сказание о Золотом человеке» казахская легенда) – как вы понимаете это выражение?
Это произведение с которым мы сегодня познакомимся на уроке. Предположите те, кто не знает это произведение, о чём оно будет? Что вы знаете о Золотом человеке?
V. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.
1. Алтын адам (Золотой человек) – национальный символ Казахстана – историческая справка (презентация)
- Сегодня вы познакомитесь с произведением УНТ Сказание о Золотом человеке. Что такое сказание? Стр 53
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
2. Направленное Чтение произведения
- стр 53 «сливки на той земле не прокисали, молоко из бурдюков не расплёскивалось.»
- Как понимаете это выражение? Какой народ жил на древних землях Жетысу? Кто знает как переводится Жетысу? (Там, где сливается семь рек) Почему народ был могущественным и богатым?
- стр 53 «длинная прядка золотых волос на темечке»
- В какой день родился десятый сын Каскалдака? (солнечным, ласковым днём, т.е. всё в окружающем мире дышит спокойствием и любовью) Чем отметила судьба рождение ребёнка? Как думаете, каким будет ребёнок, почему?
- стр 54 «Искусного мастера народ всегда почитает»
- Что это значит? Как вы понимаете это выражение?
- стр 54 «мелодии древних кюев» - Что такое свирель? Слышали ли вы, как звучит этот инструмент? Послушайте
( презентация)
- Что вы представили, когда звучала музыка? Какие чувства вызвала эта музыка у вас?
- стр 55 « Просторная степь слушала своего сына»
О каких качествах характера Сунея говорит его любовь к музыке, его игра на свирели? ( Суней имел поэтическую душу, он умел слышать и передавать музыку родной степи)
- Какие детали подтверждают мастерство игры Сунея на свирели? ( Замирали сайгаки и куланы, умолкали птицы. Просторная степь слушала своего сына.)- стр 55 Чтение 2 части
- Каким вы увидели Сунея в этой части? Что подтверждает, что Суней был не только храбрым воином, но и осторожным, внимательным мудрым человеком? ( Он разгадал хитрости врагов; решение оставить заложниками детей врагов, чтобы предотвратить войну)
- стр 56 Чтение 3 части
- Как погиб Суней? Как оплакивала природа гибель Сунея? Почему природа так восприняла смерть батыра? ( Суней – патриот своей Родины, земля плачет от потери своего защитника)
- Почему же народ не наказал красавицу, убившую Сунея?
- Прокомментируйте слова аксакала: «Того, кто ударит тебя камнем, одари хлебом»
- Выскажите своё мнение, прав ли аксакал?
Итог. – Понравилось сказание? - Почему Золотой человек стал одним из символов нашей Республики?
4. Отзыв о герое, заслушать несколько.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
- Что понравилось на уроке? – Какой урок извлекли для себя? – Какое настроение после урока?
VII.. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. РЕФЛЕКСИЯ.
1. Домашнее задание : составить синквейн(пятистишье) к названию сказания
Спасибо за урок!