Конспект урока по литературе по теме Легенды древнего Казахстана . «Или и Каратал», « Легенда об Айши-Биби»


Дата :Тема: Легенды древнего Казахстана . «Или и Каратал», « Легенда об Айши-Биби»
Цели:формировать представление о легендах Древнего Казахстана, их построениях, языке, героях; создание эмоционального настроя на изучение произведений устного народного творчества; совершенствовать навыки чтения и пересказа, обогащать словарный запас учащихся.
Развивать внимание, мышление, речь, воображения,
Воспитывать познавательный интерес, эстетический вкус, уважения к истокам культуры своего народа.
Ход урока
I.Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Пересказ « Шестой подвиг Геракла»
Беседа об подвигах Геракла
III .Подготовка к восприятию.Сегодня на уроке мы познакомимся с легендами Древнего Казахстана.
«Свободное письмо» - учащиеся пишут всё то, что знают о жанре устного народного творчества.
Рассказ учителя что такое легенда
Легенда – это произведение устного народного творчества, рассказ о событии, происходившем а незапамятные времена. События в легендах нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла. Иногда событие, о котором рассказывает легенда, привязано к конкретной местности, горе, перевалу, реке, озеру. Эти легенды объясняют их названия. Значительную группу легенд составляют любовные истории, завершившиеся трагедией, разлукой возлюбленных. Особое место занимают легенды о казахских батырах, раскрывающие героизм наших предков, отважно сражавшихся с безжалостными врагами.
Целевая установка перед чтением
- по каким признакам это произведение можно отнести к легендам?
IV. Работа над произведением.
Первичное чтение ( самостоятельно)
Проверка восприятия
- почему это произведение относится к легендам?
- кто главные герои произведения?
Повторное чтение
Анализ произведения
- Почему Балхаш не сдержал слова? Опиши как ты его себе представляешь.
Чтение отрывка о бегстве Или и Каратала.
- найди слова, которые характеризуют поведение волшебника . Почему беглецы не пожелали вернуться?
- объясни последние строчки легенды « Много веков бурлят и волнуются она, напрасно пытаясь слиться воедино».
V. Физминутка- Мы поработали, теперь давайте разомнем наши спинки.(Уч-ся встают и выполняют упражнения на разминку спины, ног, шеи)
VII. Работа над произведением. Легенда об Айши - Биби1)Первичное чтение ( самостоятельно)
2)Проверка восприятия
- почему это произведение относится к легендам?
- кто главные герои произведения?
Повторное чтение
Анализ произведения
- объясни, почему батыр Карахан не надеялся получить благословение отца девушки?
- расскажи о характере батыра по его поступкам
Сравнительный анализ произведений .- чем они похожи?- чем отличаются?
VIII . Итог урока.
- Итак, с какими произведениями мы познакомились?
-Кто герои?
IX. Рефлексия
- Понравились вам произведения?
- У вас на парте лежат два листика красных и желтых. Поднимите красный, если на уроке вам было понятно, и работа была интересной. И – желтый, если не все понятно, и вам было скучно.
X .Домашнее задание
Стр 11- 13 , читать, пересказ. Последний вопрос письменно.