Занятие мастерской Мыслю, знаю, действую


Занятие: Понимание на основе различения «Типы текстов».
Занятие в рамках осуществления внеурочной деятельности интеллектуального направления: мастерской «Мыслю, знаю, действую».
Задачи:
1. Содействовать более глубокому пониманию типов текста, на основе различения особенностей различных текстов.
2. Способствовать развитию коммуникативных умений через групповую работу.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность детей
1.Актуализация опорных знаний.
- предъявление
исходного уровня понимания данной темы, знания определений.
-Знаете ли вы, какие бывают типы текста?
11779255461000053276562230000-4318070802500-Давайте схематически представим каждый тип текста особыми символами:
8140706407150Повествование: Цепь событий-
3854451060450 С1 С2 С3
1176020-28003502814320666752833370-9525002519045-952500251904566675Наличие действующих героев:
247142026035000132842018415037592029845000Описание:
ВС
995045322579Доказательства
00Доказательства
785495103505006985026162000Рассуждение:
?
Учащиеся дают утвердительный ответ и формулируют определение каждого типа:
–Текст-повествование – это текст, в котором рассказывается о последовательности событий.
–Текст-описание – это текст, в котором описывается предмет или явление.
–Текст-рассуждение – текст, в котором говорится, почему происходят те или иные события, явления.
2.Постановка проблемы.
-выявление противоречия
-разделение на группы. -Прочитайте текст самостоятельно, Определите, к какому типу он относится.
Ты когда-нибудь слушал осень? Это не ошибка, ведь нам только кажется, что осень не умеет разговаривать.
Приди осенью в золотой лес. Первое, что ты услышишь, это шорох и шепот листьев под ногами. О чем они разговаривают? Может быть, о лете, когда солнце ласкало их, когда ветер шуршал ими? А может быть, о зиме, о том морозном утре, которое они однажды увидят?
Прислушайся. И ты услышишь звук падающего листа. Он прощается со своим домом – веткой, со своими братьями – листьями.
После повторного чтения, вслух, просим поднять руки тех детей, которые отнесли этот текст к повествованию. Это 1 группа. Тех, кто отнес текст к описанию, это-2 группа и т.д. Каждый ученик должен сам прочитать текст, про себя, и отнести его к какому-либо типу.
В соответствии с выбором детей, делимся на группы:
«Описание», «Повествование», «Рассуждение» и не определились.
3.Схематизация своего понимания. Каждая команда получает задание: перечитать текст, собрать доказательства своего мнения и зарисовать их на листе бумаги, используя условные обозначения, которые мы ввели в начале занятия.
Активная работа в каждой команде по поиску доказательств, схематизировать своё мнение, выбор представителей.
4. Дискуссия:
-доказательство
своей версии;
-отбрасывание ложных доказательств;
-выслушивание различных точек зрения.
На этом этапе урока каждой команде предоставляется возможность представить результаты своей работы и доказать свою версию.
В ходе дискуссии по защите версий идёт фиксирование тех характерных особенностей каждого типа текста, которые были выявлены детьми как доказательства.
Обратить внимание на проблемные места, на недостаточность доказательств. Группа «Повествование» в качестве доказательства сослалась на то, что в тексте имеются три части, которые следуют одна за другой. Они изобразили это следующим образом (расположили по вертикали):1,2,3
2) Группа «Описание» выделила следующие доказательства своей точки зрения:
а) автор использует художественные средства: сравнения, олицетворение;
б) автор хочет создать образные картины, чтобы читатель как бы услышал осень;
в) части текста можно поменять местами.
3) Группа «Рассуждение».
Автор в начале текста ставит вопрос: можно ли слушать осень? А затем дает доказательства того, что осень слушать можно: шорох, шелест и т.д.
5. Выдвижение вторичной версии.
Понимание точки зрения другой команды дало возможность выдвижения вторичной версии:
данный текст с элементами рассуждения и описания.
Так происходит понимание, что могут существовать смешанные типы текстов.
Дополняют свою схему две группы, а третья группа –исправляет свою схему.
6. Подведение итога. -Что нового узнали? Что понравилось? Дети делятся своими мнениями, отвечают на вопрос.
*Открытие смешанного типа текста стало событием для детей. Однако самым важным результатом урока явилось их продвижение в понимании основных типов текста, в умении выделять и называть их характерные признаки, перевод пассивных знаний в область умения использовать их в свободном диалоге.