Интегрированный урок по музыке на тему Рисование с натуры осеннего листа клёна (3 класс)


Тема:Рисование с натуры осеннего листа клёна.
Цели: научить рисовать лист клена с натуры.
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи урока:
А)обучающая - восприятие и передача пропорций, оттенков основных и дополнительных цветов в окраске осеннего листа; формирование навыков рисования с натуры; обучение аккуратности в работе с красками.
Б)развивающая - развитие графических умений и навыков;
В)воспитывающая - воспитание у детей любви и бережного отношения к родной природе; воспитание сознательного отношения к процессу изображения, к труду; воспитание аккуратности, стремления довести работу до конца.
Оборудование:
Для учителя: презентация «Кленовый лист»; лист клёна; компьютер, проектор, экран; образцы работ; лист бумаги, карандаш, кисть, гуашь, баночка.
Для учащегося:альбомный лист; карандаш, ластик; кисть, краски, палитра; баночка с водой, салфетка; раздаточный материал (лист клёна на столах).
План урока:
Орг. момент – 1 минуты
Вводная беседа – 6 минут.
Объяснение нового материала – 7 минут.
Самостоятельная работа учащихся – 25 минут.
Подведение итогов работы- 3 минут.
Выставка работ – 2 минуты
Домашнее задание – 1 минуты.
Использование классной доски:
Рисование снатуры листьев сложной формы
1
2
4
3

1 – картина художника;
2 – место для педагогического рисунка.
3 – место, где будет прикреплен лист акварельной бумаги, на котором продемонстрируется учителем последовательность выполнения работы;
4 – выставка детских работ.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята, вы слышали, как осенние листья, кружась в воздухе, тихо падают на землю?Сядьте так же тихо, как листочки.
Проверь, дружок,Ты готов начать урок?Всё ль на месте,Всё ль в порядке,Все ли правильно сидят?Все ль внимательно глядят?
II. Вводная беседа.
- Послушайте стихотворение и подумайте, какое время года описывается?
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса.Люблю я пышное природы увяданье, 
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
– Кто автор стихотворения? (А. С. Пушкин)
– О каком времени года идет речь? (Осень)
– Правильно, ребята. Это стихотворение А. С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!»
– Как описывает А.С. Пушкин осеннюю красоту?
– Какие мы еще знаем стихи, песни, рассказы об осени?
– А как прекрасна пора, которую называют очень красиво - "золотая осень". Именно её запечатлел в своей картине русский художник Исаак Ильич Левитан.Перед вами репродукция картины И. И Левитана « Золотая осень».
–Какие цвета использовал художник при рисовании осени?( Автор использует яркие, теплые краски).
–Речка, луга, небольшой берёзовый лесок, темнеющие дали, озимые поля - всё здесь утопает в золотых красках осени. Синее с белыми облачками небо на горизонте, сходиться с линией леса. Русский живописец, представляет нам характерную осень России, золотую, теплую и спокойную. Он любуется красотой русской природы.
–Антонио Вивальди известный итальянский композитор написал музыкальные произведения, в котором рассказал о красоте природы и назвал произведение «Времена года».
–А теперь послушайте музыкальное произведение А. Вивальди из циклаВремена года. Осень.
–Какая музыка по характеру и настроению? (Праздничная, весёлая, светлая).
–Какой инструмент играет главную мелодию? (Скрипка).
–Правильно, ребята! Скрипка была любимым инструментом А. Вивальди. Голос скрипки похож на человеческий, поэтому именно этим инструментом можно передать свое настроение и свои впечатления.
–Сходны ли по настроению "Осень" Вивальди и картина "Золотая осень" И.И. Левитана? (Оба произведения передают красоту осенней природы.)
–Осень - одно из самых прекрасных состояний природы, отраженное писателями, поэтами, композиторами и художниками в своих произведениях. А основную прелесть осени придают именно разноцветные листья, среди которых кленовый лист – один из самых красивых и, в то же время самых сложных.
III. Объяснение нового материала.
- Посмотрите на свои столы. Догадайтесь, что мы будем сегодня рисовать.
- Чем мы будем рисовать?
- Да, на сегодняшнем уроке мы с вами нарисуем лист клёна с натуры. Работать будем 1 урок: сначала нарисуем лист карандашом, а потом раскрасим красками.
- Я сказала, что лист клёна мы будем рисовать с натуры. А что, значит, рисовать с натуры? (Предмет должен быть перед глазами.) слайд 7
- Как назовем тогда лист клена? (Натура.)
- Покажите все натуру (смотрю, чтобы все показали мне лист клена).
- Листва – дети дерева, и у них все, как у деревьев. Назовите части листа.
-Что это? (Показываем листовую пластинку, если не ответят, говорю сама.)
- Что это? (Черешок; он, как ствол.)
- Что видно на листовой пластинке? (Прожилки; они как ветки.)
Итак, лист состоит из листовой пластинки, черешка и прожилок.
 Посмотрите внимательно, сколько основных жилок у листа клена?
Верно, количество основных жилок у листа клена обычно пять.
 Как эти жилки соединены между собой?
Хорошо,  вы  правильно  определили  соединение  прожилок  между собой – это середина нижней части многоугольника.
 А как располагаются основные жилки кленового листа?
Верно, все жилки как бы выходят из точки их соединения.
 Какой цвет преобладает в листьях клена?
Верно,  в  листьях  клена присутствует  желтый  цвет и в желтом цвете присутствует оранжевый.
А теперь посмотрите, что больше – высота или ширина листа?
- Значит, как надо положить бумагу? Покажите.
- Какие цвета могут быть на кленовом листе?
Физкультминутка.
«Мы листики осенние»
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)
Объяснение с показом на доске и на экране (слайд – 10) последовательности работы над линейным рисунком и цветом.
– Лист бумаги кладем вертикально. Сначала тонкой линией проводим через центр листа центральную осевую жилку и черенок листика. Затем на ней отмечаю длину листика без черенка, потом намечаю ширину.
– От данной точки в стороны рисуем 5 прожилок.  Соединяем все эти точки, строим «домик» для листочка. На конце каждой из пяти линий рисуем корону в три зубца. Соединяем «короны» закругленными линиями, вытираем лишние линии, рисуем черешок, кленовый лист готов.
– Для того чтобы наши листочки стали настоящими кленовыми листьями, нам необходимо их раскрасить. Для этого нам нужна краска какого цвета? Правильно, желтого, потому что клен в течение долгого времени сохраняет именно желтую окраску листьев, за что его называют «золотым».
– Какие ещё цвета мы будем использовать?
– Залью лист светло-желтым цветом. Для этого лист бумаги лучше положить на слегка наклоненную поверхность. Тогда краска будет плавно стекать, и на бумаге не будут образовываться неровности.
– Затем, не давая листу высохнуть, добавляем зеленый и красные цвета. После того как высохнет, тонкой кистью прорисовываем прожилки листа и черешок.
Вот, наш лист готов!
Выполним лист клена:
1. Расположим лист вертикально и определим общие размеры листа. Наметим основные пропорции. После определения обобщенной формы прорисую ось симметрии – главную прожилку. Она пройдет через середину нижней горизонтальной линии.
2. Теперь намечаю остальные главные жилки. Помните, что все жилки как бы похожи на салют – выходят из одной точки. Передайте красивый изгиб этих жилок и их взаимное расположение. Эти жилки в дальнейшей работе над рисунком надо понимать как естественные оси построения.
3. Представьте, будто на вершину каждой из основных жилок вы одеваете корону. Плавно соедините эти «короны» между собой.
4. Прорисуйте индивидуальные отличия вашего листика. Отметьте другие, более мелкие жилки. Отдельные кончики сделайте более «колючими» – это придаст вашему рисунку дополнительную выразительность
5. Наш рисунок готов, осталось только раскрасить. Открываем краски, берем кисточку и зальем лист светло-желтым цветом. До высыхания красочного слоя будем работать над дополнительными оттенками этого листика. Для того чтобы сделать его более ярким, проложим в отдельных местах дополнительные цветовые оттенки. После добавления цветовых оттенков, раскрасим черешок. Последняя стадия работы над листом клена – передача с помощью «холодных» и «теплых» оттенков не только цветовой окраски листа, но и его жилок. Для этого работаем со сложными цветами – коричневым цветом с добавлением синего, красного и темно-зеленого. Рисунок закончен.
А теперь, прежде чем начать рисовать, давайте вспомним основные этапы (учитель показывает инструкционную карту, дети перечисляют этапы работы).
Повторение порядка работы:
Что мы делаем в самом начале?
Определяем общие размеры листа;
Что делаем после того, как определили размеры листа?
Рисуем главные жилки, плавно соединяем их между собой;
А что делаем на третьем этапе?
Рисуем ямки, прорисовываем мелкие зубцы последовательно и вытираем лишние линии.
И на последнем этапе мы…
Раскрашиваем рисунок.
Как мы будем раскрашивать? (зальем лист светло-желтым цветом, добавим цветовые оттенки, раскрасим черешок, нарисуем жилки)
IV. Самостоятельная работа учащихся.
Выполните самостоятельно рисунок листья клена. Постарайтесь передать индивидуальное сходство того листья, который лежит на вашем столе.
V. Подведение итогов урока.
 Выставка работ учащихся.
Ученики, закончившие свои работы, выходят к доске со своими рисунками. Дети совместно с учителем анализируют рисунки  (посмотрим, что у нас получилось, кто справился с техникой выполнения, а кто-то может, сделал какие-то ошибки).
Молодцы, ребята! Как красиво у вас получилось!
Ребята, что интересного сегодня вы узнали на уроке?
С репродукцией какого художника вы сегодня познакомились?
Кто запомнил название картины Исаака Левитана?
Чему вы научились?
Как нужно правильно рисовать клиновый лист?
Молодцы, ребята! Сегодня мы научились рисовать лист клёна с натуры, систематизировали первоначальные представления о деревьях и листьях, научились анализировать и правильно передавать форму, строение предмета. А теперь убираем за собой рабочее место. Всем спасибо. Урок окончен.
VI. Домашнее задание.
– Сегодня класс работал хорошо.
– С работой справились…..Они все получают «5».
– Урок окончен. Всем спасибо.
– Кто не закончил, дорисовывайте дома.
Вывод.
Мы научились рисовать лист клёна с натуры,систематизировали первоначальные представления о деревьях и листьях,научились  анализировать и правильно передавать форму, строение предмета.
Список использованной литературы:
1.Неменский, Б. М., Неменская, Л. А., Коротеева, Е. И. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева. - М. : Просвещение, 2010. – 106 с.
2. Горяева, Н.А.,Неменская, Л.А. Питерских, А.С. Искусство вокруг нас / Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских. - М. : Просвещение, 2011. – 127 с.
3. Коротеева, Е. И., Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов начальной школы / Е. И. Коротеева. - М.: Просвещение, 2009.– 76 с.