Конспект урока по математике


Тема урока: Единицы длины. Миллиметр.
ели урока: повторить правила свойств умножения и сложения, сформировать представление о миллиметре, систематизировать соотношение между единицами длины, закрепить внетабличное умножение, повторить смысл деления, закрепить умение решать уравнения и задачи, развивать логическое мышление и вычислительные навыки.
Оборудование: рисунки Дюймовочки, зерновых культур, зёрна риса, ячмени, пшеницы, линейки, таблички с мерами длины, сводная таблица мер длины и их соотношение.
Ход урока.
1.Оргмомент.
2. Устная работа.
-Соедините равные единицы длины и обоснуйте свой ответ.

800 см
395 см

9м 5 см
200 см
8 м

3м9дм5см
905см
2 м


-Что записано на карточках?
13 см 20 м 2 дм 5 см 6 кв.м 5 куб.м 4 м 3 см …
( Единицы измерения величин.)
- Что такое величина?
(Величина- это то, что можно измерить и результат выразить числом.)
- Единицы каких величин записаны?
- единицы длины, единицы площади, объёма.
_- Работа с карточками.( цифры). Игра молчанка. Считаем и ответ поднимаем.
28:4+9= 3*4+7= 20-16:4= 24+16= 17-9:3=
9*6= 12:2-6= 45:5*3= 56+24= 36:6*9=
3. Изучение новой темы. Запись числа в тетрадях.
Вспомните м/ф, который показывали вчера по передаче «Спокойной ночи, малыши».
(зз попугая). Длину какого героя измеряли герои м/ф? (удава)
- О каких единицах длины шла речь?
(33 попугая, 2 слона, 6 мартышек)
- А в жизни мы тоже пользуемся такими единицами длины?
- Вспомните, с какими единицами измерения длины нам уже приходилось работать?
(см, дм, м)
- Попробуйте составить равенства. Работа в тетрадях.
1м =? дм 1 м=? см 1 дм =? см
- Как вы думаете удобно ли мелкие детали измерять и выражать в единицах длины, что нам знакомы? Например, вот эти полоски? (показываю цветные полоски длиной меньше 1 см).
- Работа в тетрадях. Начертите 2 отрезка- длиной 1 см и 1 дм.
- Найдите 1 клеточку. Чему равна её длина? Длина её больше 1 см или меньше 1 см?
(меньше)
- Длину меньше 1 см измеряют в миллиметрах (карточка).
- Миллиметр – это самая маленькая единица измерения длины на линейке. Найдите её. Сокращённо записывают так – 1 мм . Это слово пришло из французского языка и означает тысячная доля метра.
- Следователь, сколько будет в 1 м=? мм Кто сможет записать. На доске появляется запись 1 м= 1000мм
- Посчитайте на сколько равных частей разделили на линейке длину в 1 см? После подсчёта дети – на 10 частей.
- Какой вывод можно сделать? В 1 см= 10 мм. Кто сможет это записать?
- Как вы думаете сколько мм уместится в 1 дм? В 1 дм 10 мм
Кто сможет доказать, что это действительно так?
( В 1 см = 10 мм и в каждом 1дм=10 см . Следовательно в 1дм=10*10=100мм)
Давайте вывод запишем в тетрадях.
- Молодцы! С какой единицей длины мы научились работать?
- Что должны для себя запомнить?( 1дм=100мм, 1м=1000 мм)
- Вот такую таблицу мы можем составить с известными нам мерами длины.
1см = 10 мм 1 дм =10 см = 100 мм
1м ==10 дм =100 см = 1000 мм

4.Отгадайте загадку.
- Из цветка тюльпана вышла,
Зимовала в норке мыши,
Ласточка её спасла
В страну эльфов унесла? (Дюймовочка)- рисунок.
- Кто знает откуда взялось это имя? Кто скажет чему равен рост Дюймовочки.
- Дюйм – это голландское слово, ширина большого пальца взрослого человека.
1 дюйм = 25 мм. Значит чему равен рост девочки?
Начертите в тетради отрезок равный росту Дюймовочки.
Вспоминаем правила работы с линейкой.
- Какими единицами длины вам пришлось пользоваться? (см и мм)
- Как нужно записать рост девочки?
- ( 2см 5 мм или 25 мм) Почему? Т.к. в 1см=10 мм
5.Практическая работа.
Мы уже сказали , что длину мелких предметов измеряют в миллиметрах. У вас на столах лежат конвертики- посмотрите содержимое. Что в них? Узнали? (в конвертах у ребят-зёрна пшеницы, ячмени, риса)
- На каком уроке мы с ними знакомились? (на уроке окружающего мира).
- Что интересного мы о них знаем?
- Как вы думаете их длина больше 1 см или меньше 1 см? Попробуем измерить их длину.
Дети выполняют вычисления и записывают в тетрадях их результаты.
- Какой меркой пользовались ? Назовите результаты, которые вы получили.
6. Работа по учебникам стр.79.
№2- Найдите на рисунке окружности и круги и измерьте их радиусы.(что такое радиус?) Кто запишет на доске их результаты. Чей радиус больше? Чей меньше? На сколь меньше?
У какой фигуры вы не смогли сделать измерения? (6 фигура) Почему? (Это треугольник, а не окружность).
_ Обратите внимание! Для того, чтобы было удобно работать с линейкой на ней отмечены дополнительные деления. Кто из вас на них обратил внимание, что за деления? ( между 0 и 1 см есть дополнительная черта, которая отделяет 5 мм).
Молодцы!
- Попробуйте, теперь сказать- сколько частей содержится в каждой единице измерения?
1м 1 дм 1 см 1 мм
10 10 10Дециметр – это десятая часть 1 метр (дм)
Сантиметр – это сотая часть 1 мета (см)
Миллиметр – это тысячная часть 1 метр (мм)
Найдите у себя в учебниках таблицу на стр. 80- её нужно запомнить!
- Выполним № 4 ,5 стр.80- решают комментируя свои действия.
7. Работа в тетрадях.
- Найдите № 7 стр.80 - решим задачи.
- Прочитайте первую задачу.
А) записать только решение. 23*5= 115 (уроков).
Б)Решение с комментированием.
- какой вопрос стоит в задаче?
Сколько всего концертов дала хоровая студия?
- Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? ( нужно знать, сколько концертов студия дала в определённые дни).
-Что нам уже известно? (12 дней давала по 3 концерта, 2 дня по 1 концерту, а остальные дни по 2 концерта. Нужно узнать сколько дней давали по 2 концерта.)
-18-12-2 = 4 дня
- Сможем теперь ответить на вопрос задачи? (Да.)
- Объясните порядок вычислений.
- 1) 12*3= 36 (концертов) за 12 дней
2) 2*1=2 (концерта) за 2 дня
3) 4*2=8 (концертов) за 4 дня
4) 36+4+8= 46 (концертов)
_ Ответили на вопрос задачи? (Да)
- Запишите ответ.
8.Закрепление пройденного.
Решение с комментированием у доски. №6 стр.80
9.Логическая задача. №11стр.81.
10.Обобщение пройденного.
_Что нового вы узнали на уроке?
- Какие открытия сделали для себя?
- Что нужно было запомнить на уроке?
11. Оценивание ответов ребят на уроке.
12. Домашнее задание.
Выполнить действия №8 стр.81