Экологическая игра для старшеклассников Экологический хоккей.


ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА "ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ХОККЕЙ"
Оборудование: Игровое поле (лист ватмана), кубик с цифрами, шайбы с номерами (кружки с вопросами). Два листа бумаги. Карандаши.
Правила игры:
В игре участвуют две команды. В каждой команде 6 человек: три нападающих, два защитника и вратарь (капитан).
Соревнование проходит за игровым столом.
«Вбрасывание шайбы». Подбрасывается кубик с цифрами на гранях.
Жюри – судейская коллегия. В неё входят: полевые арбитры, которые производят «вбрасывание шайб» и оглашают вопросы, и судья-информатор, оглашающий счёт пропущенных и забитых шайб.
На поставленный вопрос первыми отвечают нападающие – они должны найти правильный ответ за минуту. В случае неверного ответа шайба переправляется защитникам: им время для ответа – 30 сек. И, наконец, если и защитники не справятся с вопросом, и в игру вступает вратарь (самый эрудированный и подготовленный игрок), который должен дать ответ сразу.
Болельщики имеют право вступать в игру – подсказывать своей команде, но только с разрешения полевого судьи. В противоположном случае команда штрафуется голом в свои ворота.
Конкурс-блиц «Жеребьёвка»
Участвуют только капитаны. Их задача – набрать наибольшее количество баллов из пяти возможных, что даст команде право вступить в игру первыми.
Вопросы:
1.Экология - это наука, изучающая: а) влияние загрязнений на окружающую среду б) влияние загрязнений на здоровье человека в) влияние деятельности человека на окружающую среду г) взаимоотношения организмов с окружающей их средой обитания (в том числе многообразие взаимосвязей их с другими организмами и сообществами).
2.Среди нижеперечисленных выберите продуцента: а) Амурский тигр б) горал в) краснозобая казарка г) рябчик русский
3. Среди нижеперечисленных выберите консумента: а) малая поганка б) фиалка трёхцветная в) мятлик луговой г) гравилат речной
4. У какого из животных человек уничтожил предков: а) свиньи б) собаки в) гуся г) коровы
5.К энтомофагам можно отнести: а) волков б) бабочек в) лосей г) горихвосток
1-й период
1.Как называется украинская атомная электростанция, на которой в 1986 году произошел взрыв, вызвавший радиоактивное заражение обширной территории вокруг неё? /Чернобыльская/.
2. Кого в лесной пищевой цепи должно быть больше, гусениц или синиц? /Гусениц/.
3. "Я знал людей, умевших читать и писать, но которые были гораздо глупее старого опытного бобра", - признался однажды Соколиный Глаз. Писатели да и зоологи называют этих зверей "инженерами". Как называется жилище бобра? /Жилище бобра называется хатка, но может быть и нора/.
4.С 1985 года специальная комиссия Европейского Сообщества вручает некоторым европейским пляжам голубой флаг. Чем такие пляжи отличаются от обычных? /Это самые комфортабельные и экологически чистые пляжи/.
5.Как по-другому, из-за присущей им окраски, иногда называют цианобактерии? /Сине-зелёные водоросли/.
6.Кроме голосов своих собратьев ухо птиц прекрасно воспринимает другие звуки, особенно биологически важные для них. Как вы думаете, на какие звуки лучше всего "настроено" ухо совы? /Ухо совы лучше всего "настроено" на писк мышевидных грызунов/.
Первый перерыв. Игра "Птица змейка".
1.Команды составляют за 2-3 минуты цепочку из птиц. Последняя буква первой птицы является первой буквой второй птицы и т.д. Аистрясогузкаргус.
2-й период «Видеобаталия»
Ведущий показывает командам изображения растений или насекомых. Задача команд – правильно назвать растения или насекомых, опередив при этом соперников.
1. Как называется эта бабочка? (Бабочка голубянка икар ).
2. Как называется это растение? (Ярутка полевая).
3. Как называется это растение? (Вьюнок полевой).
4. Как называется эта бабочка ?(Медведица сельская).
5.
Как называется это растение? (Лапчатка гусиная).
6.
Как называется это насекомое? (Пчела медоносная).
Второй перерыв. Номер художественной самодеятельности стихи о природе.
3-й период
1. Известный советский учёный, академик С.С.Шварц говорил: "Любой вид животных или растений биологически уникален. Его вымирание - принципиально невосстановимая утрата". Назовите пять видов животных исчезнувших с лица Земли. /Странствующий голубь, стеллерова корова, дронт, тарпан, зебра квагга, тарпан и т.д./.
2.Весной, когда отцветут в степи лиловые прострелы, появляются крупные золотисто-желтые цветы. Если цветов этих много, кажется, что степь горит в лучах весеннего солнца. Растение названо по имени финикийского и сирийского бога умирающей и вечно возрождающейся природы - Адона. Как называется это растение? /Горицвет, адонис весенний, стародубка, черногорка, заячий мак, купавник и т.д./.
3. "Они переносят возбудителей смертельной сонной болезни (людей) и наганы (рогатого скота). Ни одна другая муха не была так хорошо исследована, как эта... Их около 30 видов, и у каждой свои определённые требования к среде...". О какой мухе пишет в своём труде учёный Питер Ричель? /О мухе цеце/.
4. Если схватить сенокосца за ногу, то она остаётся в руках, некоторое время продолжая сокращаться. Как называется это явление? /Аутотомия/.
5.  Любка двулистная - редкое растение из семейства орхидных. Белые цветки любки начинают издавать сильный запах только с наступлением вечера. Почему? /Её опыляют бабочки, летающие в ночное время/.
6. Семена чистотела муравьи расселяют, а кислицы нет. Почему? / Мясистый белый придаток, имеющийся на поверхности семени чистотела, содержит масла, которые являются лакомой пищей для муравьёв. Семена кислицы таких придатков не имеют/.
Третий перерыв. "Песни о цветах".
Команды называют песни, в названиях или текстах которых упоминаются цветы /"Миллион алых роз", "Желтые тюльпаны", "Лаванда", "Ромашки спрятались", " "Незабудка, незабудка" и т.д. Выигрывает команда, назвавшая наибольшее количество песен.
Дополнительный буллит-раунд
Он проводится в случае ничейного счёта с целью выявления победителя. Это блицконкурс: команда получает балл на свой счёт, если первой правильно отвечает на вопрос.
Вопросы:
1.Почему рак-отшельник так называется? /Живёт в раковине/.
2.Как называется наука, изучающая периодические явления в жизни животных и растений? /Фенология/.
3. Какие животные, спасаясь от врага, используют принцип дымовой завесы? / В минуту опасности головоногие моллюски — каракатица, кальмар, осьминог — выбрызгивают из чернильного мешка окрашенную жидкость, которая, растворяясь в воде, маскирует моллюска/.
4. Какие птицы не высиживают яиц? / Не высиживают птенцов кукушки, австралийские сорные куры, некоторые шалашники и вдовушки/.
5. У каких из наших охотничье-промысловых птиц воспитывают птенцов самец и самка? / Оба родителя принимают участие в воспитании птенцов у рябчиков, белых и серых куропаток/.
6. Какая птица может измерять температуру клювом? / Температуру клювом измеряют в своем гнезде-инкубаторе австралийские сорные куры/.
Судейская коллегия подводит итоги встречи и награждает команду-победительницу.
ЛИТЕРАТУРА:
Акимушкин И.И. «Мир животных: Насекомые. Пауки. Домашние животные» М., Мысль 1995.
Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов о насекомых». Ярославль «Академия развития» 1998.
Арефьев В.А., Арефьева А.В. «Биология для школьников» М., Изд. ВНИРО 1998.
Баландин Б.Б. "3000 каверзных вопросов и ответов для вундеркиндов и их родителей". РИПОЛ КЛАССИК Москва 2006.
Бианки В.В. «Лесная газета». «Книги «Искателя» М., 2003.
Биология. Большой энциклопедический словарь. «Большая Российская Энциклопедия» М., 1998.
Биология. Энциклопедия для детей. М., «Аванта +» 1996.
Газета «Биология».
Дмитриев Ю. Д. и др. «Книга природы». М., Дет. лит. 1990.
Махлин М.Д. «Насекомые». «А.В. К. – Тимошка». С-П; 2003.
Молис С.А. «Книга для чтения по зоологии» М., «Просвещение» 1981.
Моррис Рик «Тайны живой природы». М., «РОСМЭН» 1997.
Насекомые. Полная энциклопедия. М., «Эксмо» 2006.
Плавильщиков Н.Н. «Юному энтомологу» М., 1961.
Пауль Доусвелл "Неизвестное об известном. Животные". Москва "РОСМЭН" 1996.
Рогожкин А.Г. «Энциклопедический словарь юного натуралиста» М., «Педагогика» 1981.
Теремов А.В., Рохлов В.С. «Занимательная зоология» М., «АСТ-ПРЕСС» 1999.