Внеклассное мероприятие Игра Поле чудес по теме: Русские народные сказки


Внеклассное мероприятие
Игра "Поле чудес" по теме: "Русские народные сказки"
Участники – учащиеся начальных классов, посещающие группу продленного дня.
Цель: привитие интереса и любви к русскому народному творчеству через русские народные сказки.
Задачи :автоматизация звуков в связной устной речи;
расширение и активизация словарного запаса;
развитие и совершенствование грамматического строя речи;
развитие связной устной речи через свободные высказывания детей;
коррекционные:
коррекция эмоционально-волевой сферы;
коррекция и развитие мелкой моторики;
телесная терапия;
коррекция познавательных процессов;
воспитательные:
воспитание интереса к чтению и к знаниям вообще;
воспитание чувства дружбы, товарищества, взаимовыручки;
воспитание чувства музыкального ритма.
Подготовительная работа: чтение русских народных сказок детьми, рисунки учащихся по теме, драматизация сказки "Репка", подборка книг из школьной библиотеки.
Оборудование: название игры "Поле чудес", плакат с правилами игры, алфавит из съёмных букв, плакаты с пословицами: "Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь", "Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается", "Мели, Емеля, твоя неделя", "Слово – серебро, молчание – золото", "Язык мой – враг мой"; призы, стенд "Волшебный карандаш" с рисунками учащихся, выставка детских книг "С книгой поведёшься – ума наберёшься".Ход мероприятия
(Звучит "Песня о сказке" В.Шаинского.)
1-ый ведущий (воспитатель) в костюме скомороха.
Вы послушайте мой сказ!
От Ивановых проказ,
И от сивка, и от бурка,
И от вещего каурка.
Козы на море ушли;
Горы лесом поросли!
Конь с златой узды срывался,
Прямо к солнцу поднимался,
Лес стоячий под ногой.
Сбоку облак громовой,
Ходит облак и сверкает,
Гром по небу рассыпает.
Это присказка, пожди,
Сказка будет впереди! (Музыка затихает)
I. Знакомство с правилами игры.
2-ой ведущий (учитель) - Ребята! Сегодня мы с вами будем участвовать в игре "Поле чудес", а тема нашей игры "Русские народные сказки". Прежде, чем начать игру, познакомимся с правилами игры.
(Дети по очереди вслух читают правила игры.)
Играй честно.
Обидно, когда проигрываешь, но не злись.
Не злорадствуй, когда другие проигрывают.
Если выиграл, радуйся, но не зазнавайся.
Научи других тому, что умеешь сам.
Будь стойким, не унывай при неудачах.
Учись у других.
Будь настойчивым, если что-то не получается, терпеливо добивайся успеха.
- Будем помнить о правилах и соблюдать их.
II. 1-ый отборочный тур.
3-ий ведущий (воспитатель) - Ребята! А сейчас мы проведём отборочный тур. Он будет проходить таким образом: я вам буду загадывать загадки о персонажах русских народных сказок, а вы должны их отгадать. Кто первым отгадает, тот и станет участником игры.
Уговаривала братца старшая сестрица:
"Ты из лужицы не пей мутную водицу".
Не послушался мальчонка -
Превратился он в козлёнка. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна. (Скатерть-самобранка)
Их три и три у них коня,
Они врагам страшней огня. (Три богатыря)
(Первая тройка игроков выходит к барабану.)
III. Первый тур.
2-ой ведущий (учитель) - Напоминаю вам условия игры. Каждый участник по очереди вращает барабан и называет одну букву. Если этой буквы в слове нет, то в игру вступает следующий участник. Если вы правильно назвали букву, то можете назвать еще одну. Вы можете назвать слово полностью, но если ошибётесь - выходите из игры. Если вам выпадет сектор «Приз», вы можете взять приз, но дальше игра пойдёт без вашего участия. Послушайте задание первого тура. Назовите волшебный предмет, который помогал выполнять желания героев сказок.
(Буквы-карточки, названные участниками игры, убираются из алфавита.)
к о л е ч к о
- В каких русских народных сказках колечко помогало выполнять желания героев?
Награждение победителя.
IV. Конкурсы для учащихся.
1) "Отгадай и назови" 1-ый ведущий (воспитатель) - Ребята! Сейчас мы проведём конкурс. Я покажу вам иллюстрацию к русской народной сказке, а вы должны отгадать эту сказку и назвать её персонажей. (Ведущий показывает иллюстрацию детям, называется сказка и её персонажи, иллюстрация вывешивается на доску. Лучшие конкурсанты награждаются призами.)2) Подведение итогов конкурса "Волшебный карандаш". 3-ий ведущий (воспитатель) - А вот эти рисунки по сказкам нарисовали вы, ребята. Вам нужно защитить свой рисунок: рассказать, какие строчки из сказки подходят к данному рисунку. (Подводятся итоги конкурса на лучший рисунок и его защиту, проходит награждение ребят.)
3) "Кто внимательный". 2-ой ведущий (учитель) вывешивает плакат "Сказочная путаница". – А эту картину нарисовал художник, но он плохо знал русские народные сказки и всё перепутал. Посмотрите внимательно и скажите, что здесь не так. (Обращается внимание на умение учащихся использовать в речи сложные предложения. Засчитывается ответ из правильно составленных предложений. Дети поощряются.)V. 2-ой отборочный тур.
3-ий ведущий (воспитатель) - А сейчас, ребята, пройдёт отбор игроков для 2-ого тура нашей игры. Слушайте внимательно загадки и отгадывайте их.
Нравом зол, цветом сер,
Шестерых козлят он съел. (Волк)
Из муки он был печён,
На окошке был стужён.
Убежал от бабки с дедом,
А лисе он стал обедом. (Колобок)
К лесу передом стоит
И кривой трубой дымит.
Там Яга - лесная бабка -
На печи зевает сладко. (Избушка на курьих ножках)
VI. Второй тур.
2-ой ведущий (учитель) - Итак, определены игроки второго тура. Послушайте задание. Что являлось транспортным средством сказочной героини, представительницы пожилого возраста?
с т у па
- Для кого ступа являлась транспортным средством?
- В каких русских народных сказках встречается Баба - яга?
Награждение победителя.
VII. Музыкально-релаксационная игра "Гусли-самогуды"
1-ый ведущий (воспитатель) читает текст. Дети стоят свободно.
В сказочном дворце,
На высоком крыльце,
Звучит грозный указ.
Добрым молодцам наказ:
"Кто сумеет станцевать
так, как гусли нам велят,
тот и будет помогать
нашим царством управлять.
Гусли, гусли-самогудыРаспевают песни всюду.
Раз готовы вы, друзья,
Танцевать нам всем пора. (Звучит ритмичная музыка. Ведущий читает текст. Дети стоят, "танцуют" мышцы плеч и рук.)Вот и музыка звучит.
А народ всё ждёт, стоит.
Ой, пустились плечи в пляс.
Веселей, ещё хоть раз!
Пальцы, локти скачут вместе,
А народ стоит на месте.
Пляска стала затухать,
Тише музыка играть. (Меняется ритм музыка, "танцуют" мышцы ног)
Ноги стали просыпаться,
Просыпаться, подниматься!
Пятки, пальцы и колени
Заплясали как хотели.
Как им весело плясать!
Только стали уставать. (Меняется ритм музыки, "танцуют" мышцы живота.)
Рад живот поупражняться,
Научился напрягаться.
Вдох и выдох, покрутись.
Лежебока, эй, проснись! (Меняется ритм музыки, "танцуют" мышцы плеч.)
Вот поднялись наши плечи.
Выше, выше, резче, резче.
Стали плечи затихать,
Затихать и засыпать. (Звучит спокойная музыка, затем вновь меняется ритм, "танцуют мышцы лица.)
Щёки, носик в пляс пошли.
Брови нежно подними,
Губы вытянулись в трубку,
Потанцуй ещё минутку. (Ведущий выбирает ребёнка, который старался. Был внимательным. Ребёнок заказывает любые движения для всего тела.)Вновь народ стоит и ждёт.
Что нам музыка споёт?
Ты, помощник, выходи,
Общий танец закажи. (Звучит ритмичная музыка, дети, не сходя с места, плавно двигаются под неё.)
А теперь, все отдыхаем.
Отдыхаем и мечтаем
О волшебных берегах,
О невиданных краях. ("Гусли-самогуды" замолкают.)
VIII. 3-ий отборочный тур.
3-ий ведущий (воспитатель) - И, наконец, начинается отбор третьей тройки игроков. Слушайте загадки.
Кто-то за кого-то
Ухватился крепко:
Ох, никак не вытянуть!
- Ох, засела крепко.
Но ещё помощники
Скоро набегут,
Победит упрямицу
Дружный общий труд!
Кто засел так крепко
И держался цепко? (Репка)
На неведомых дорожках
Дом её на курьих ножках. (Баба-Яга)
У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)
IХ. Третий тур.
2-ой ведущий (учитель) - Послушайте задание для третьей тройки. Назовите героя русской народной сказки, который превращается из простачка в красно-молодца и становится очень уважаемым человеком..
Е м е л я
В какой сказке Емеля стал очень уважаемым человеком?
Кто ему в этом помог?
Награждение победителя.
Х. Игровая пауза. Игра "Чья команда быстрей".
1-ый ведущий (воспитатель) выбирает 6 человек, из которых составляет 2 команды. Каждой команде выдаётся чашечка с небольшим количеством фасоли и гороха. Участники по сигналу ведущего должны по очереди отделить фасоль от гороха. Та команда, которая быстрее справится с заданием - победитель.
Награждение команды-победителя.
ХI. Финальная игра.
2-ой ведущий (учитель) приглашает к барабану финалистов трёх игр.
- Послушайте внимательно задание. Русские народные сказки обычно начинаются словами: "Жили-были старик со старухой..", "В тридесятом царстве, в тридесятом государстве…", "В некотором царстве, в некотором государстве …", то есть, сообщается, где происходит действие и называются персонажи сказки. Так вот, задание: как называется одним словом начало сказки.
з а ч и н
Награждение победителя финальной игры.
ХII. Обзор выставки книг
3-ий ведущий (воспитатель) – Посмотрите, сколько чудесных книг есть в библиотечке нашей группы и в нашей школьной библиотеке. Ведущий знакомит учащихся с выставкой. Читайте, любите книги, они вас многому научат.
ХIII. Работа над пословицами.
2-ой ведущий (учитель) – Ребята, а почему говорится "С книгой поведёшься – ума наберёшься"?
Прочитайте пословицу и объясните её значение.
"Мели, Емеля, твоя неделя". Говори сколько хочешь, никто не принимает твои речи всерьёз. Говорится с пренебрежением или насмешкой тому, чьим словам и рассказам не верят, не считают их заслуживающими внимания.
"Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается". Говорится в ответ, когда торопят с выполнением какой-нибудь работы, а тот, кто исполняет её, считает, что он делает всё от него зависящее и быстрее сделать нельзя.
"Слово не воробей, вылетит – не поймаешь". Сказанные, произнесённые слова не возьмёшь обратно. Говорится в качестве предупреждения против необдуманных высказываний, а также когда сожалеют о том, что было произнесено.
"Слово – серебро, молчание – золото". Лучше промолчать, чем сказать и потом жалеть о том, что сказал; лучше промолчать, чем сказать необдуманно. Говорится как совет тщательно обдумывать каждое своё высказывание.
"Язык мой – враг мой". Излишняя словоохотливость, несдержанность в выражениях вредят человеку. Говорится, когда признают, что сами себе вредят неосторожными высказываниями, привычкой говорить лишнее, не подумав.
(Поощряются развёрнутые, грамматически верно оформленные ответы детей.)
ХIV. Драматизация сказки "Репка".
-А сейчас, ребята, вашему вниманию предлагается русская народная сказка "Репка" в исполнении учащихся 2-3 классов.
ХV. Итог.
1-ый ведущий (воспитатель). - Сегодня мы совершили путешествие в страну русских народных сказок. Вы показали хорошие знания. Сказки останутся на долгие времена ваши верными друзьями.