Эти старые, старые сказки. К 210-летию Х.К. Андерсена.
































Педагог - библиотекарь: Кривошеева Л.А.

Цели:
Знакомство с биографией Х. К. Андерсена и его творчеством.
Развитие у детей любознательности и интереса к чтению.
Воспитание у детей положительных человеческих качеств.
Формирование стремления к самореализации личности  через творчество.

Задачи:
Пробудить интерес к теме урока.
Развивать самостоятельность суждений учащихся.
Способствовать развитию речи.

Оборудование: ПК «Intel Celeron» , LED-Телевизор LG, портрет Х.К. Андерсена, выставка книг «Сказочник всех времён и народов»», выставка рисунков детей «С волшебной кисточкой по сказкам Х.К. Андерсена», иллюстрации с эпизодами из разных сказок, кроссворд.
В 2015 году исполнилось 210 лет со дня рождения Ханса Кристиана Андерсена. Королём сказок называют этого человека. Во всём мире знают и любят сказки Х.К. Андерсена. С 1967 года день рождения Х.К. Андерсена – 2 апреля празднуется ежегодно как международный день детской книги. В этот день раз в 2 года присуждается детским писателям и художникам главная награда – Международная премия имени великого сказочника, с вручением золотой медали.
(Показать медаль)
Золотая медаль с профилем великого сказочника вручается самым лучшим писателям и художникам детской литературы. Получить эту медаль также почётно, как стать Нобелевским лауреатом.
Жизнь всемирно известного писателя - сказочника удивительна, была она трудной, но интересной. Родился Ханс Кристиан Андерсен 2 апреля 1805 года в одном из самых старых городов Дании – Оденсе, в семье бедняков. Отец – башмачник. Мать – прачка. Красные от бесконечной стирки руки прачки и чёрные руки башмачника – таковы первые впечатления детства будущего сказочника. Заработка родителей не хватало. В доме часто не было хлеба, не говоря уже о новой одежде и обуви. Все годы детства маленький Ханс Кристиан проходил в деревянных башмаках и старой, но чистой, тщательно залатанной одежонке. Андерсену постоянно хотелось есть, и он мечтал когда-нибудь наесться досыта. Андерсен был единственным ребёнком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали. Он занимался только тем, что непрерывно мечтал и фантазировал. Первые сказки мальчик услышал от отца и старух из соседней богадельни. Весь день эти старухи пряли, сгорбившись, серую шерсть и бормотали свои нехитрые рассказы. Мальчик переделывал эти рассказы по своему, украшал их и уже как свои собственные рассказывал богаделкам. А те только охали и шептали между собой, что маленький Ханс слишком умён и потому не заживётся на свете. В то время никто не предполагал, что сын сапожника прославит когда-нибудь себя и всю Данию на весь мир.
Народные сказки, легенды, преданья, поверья пробудили фантазию мальчика и когда он вырос, то стал сам сочинять сказки. «Огниво», «Принцесса на горошине», «Маленький Клаус и Большой Клаус», «Дикие лебеди», «Русалочка», «Свинопас», «Оле-Лукойе», «Новое платье короля», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Цветы маленькой Иды», «Снежная королева», «Гадкий утёнок», «Соловей» и многие другие сказки.
Когда сказки Андерсена появились на книжных прилавках датской столицы, все были поражены. Никто, никогда ничего подобного не читал. Сказки всем очень понравились. Всего он написал 170 сказок и историй, которые принесли ему бессмертие.
Андерсену - и даже героям его сказок – поставлены прекрасные памятники, не только в Дании, но и в других странах мира. Молодой Андерсен посетил многие страны Европы, Азии и Африки. С ним дружили Виктор Гюго, Оноре де Бальзак, Александр Дюма, Чарльз Диккенс и другие замечательные люди того времени. Писатель никогда не отрекался от своего «низкого» происхождения, а наоборот гордился им. У него было много друзей среди простого народа. Он был поэтом бедняков, несмотря на то, что короли считали за честь пожать его сухощавую руку.
4 августа 1875 года Андерсена не стало. Если бы желание писателя сбылось, и он мог бы увидеть свои похороны 8 августа, то испытал бы, вероятно, удовлетворение. На похороны писателя пришли бедняки и знать, студенты и депутаты, иностранные послы и министры. За его гробом по улицам Копенгагена шёл сам датский король. Умер король сказок, но его чудесные сказки живут. Мы их знаем и любим.
- Что вы узнали интересного о жизни Андерсена?
- Что вас удивило?

Давайте сейчас с вами поиграем и вспомним сказки Ханса Кристиана Андерсена.
1 задание. Угадайте сказку по её началу.
- Давным-давно жил на свете король. Он так любил наряжаться, что тратил на наряды все свои деньги. Он устраивал парады, загородные прогулки, только для того, чтобы показаться в новом наряде. (Новое платье короля.)

- Шёл солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шёл домой с войны. На дороге встретилась ему старая ведьма – безобразная, противная: нижняя губа висела у неё до самой груди. (Огниво)

- Жил был принц. И пришло ему время жениться. Он хотел взять себе в жёны непременно принцессу, да ни какую-нибудь, а самую настоящую. (Принцесса на горошине.)

- Жила на свете одна женщина, и не было у неё детей. Её это печалило. Вот пошла она к старой колдунье и говорит: «Мне очень хочется ребёночка, может ты скажешь, где мне его взять?» (Дюймовочка)

- Жил был тролль, злющий презлющий, попросту дьявол. Как-то раз он был в хорошем расположении духа, он смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось донельзя. Всё же плохое, безобразное, напротив, выступало всё ярче, казалось еще хуже. (Снежная королева)

2 задание. Назовите из каких сказок Андерсена эти отрывки.

- Убейте меня! – сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти. Но что же он увидел в чистой, как зеркало, воде! (Гадкий утенок)

- Палач схватил Элизу за руку, но она поспешно набросила на лебедей одиннадцать рубашек, и перед ней встали одиннадцать красавцев принцев, только у самого младшего не хватало одной руки, вместо нее было лебединое крыло. (Дикие лебеди)

- И вдруг раздалось чудесное пение. Это пел живой соловей. Он сидел за окном на ветке, он прослышал про болезнь императора и прилетел утешить и ободрить его своей песней. (Соловей)

- Кораблик развернуло три-четыре раза, залило водой до краёв, и он стал тонуть. Солдатик оказался по шею в воде. Тут бумага окончательно расползлась, и солдатик пошел ко дну. (Стойкий оловянный солдатик)

задание. Узнай адресата.

1. Два зонтика (Оле-Лукойе)
2. Горошина (Принцесса)
3. Санки, снежинка (Снежная королева)
4. Скорлупа грецкого ореха, лепестки тюльпана (Дюймовочка)
5. Бумажный кораблик (Стойкий оловянный солдатик)
6. Крапива (Элиза)
7. Горшочек с бубенцами, роза, соловей (Свинопас)

4. задание. Узнайте сказку Андерсена по набору ключевых слов.

1. Снег, зима, стекло, розы, дружба. (Снежная королева)
2. Трава, крапива, жаба, рубашки, птицы, терпение. (Дикие лебеди)
3. Лебедь, утка, яйцо, мечта. (Гадкий утенок)
4. Тюфяк, кресло, карета, ливень. (Принцесса на горошине)
5. Море, принц, боль, голос, колдовской напиток. (Русалочка)
6. Нора, вода, Полева мышь, крылья, эльф. (Дюймовочка)
7. Дупло, принцесса, собаки, ведьма. (Огниво)

5 задание. Назовите героя сказки.
- В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, за плечами развевались прекрасные крылышки. (Эльф. Дюймовочка.)

- Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и всё-таки живая! Глаза её сверкали как звёзды, но в них не было не теплоты, ни красоты (Снежная королева.)
- Другие сёстры украшали свой садик разными разностями, которые доставались им с затонувших кораблей, а она любила только свои яркие, как солнце, цветы и прекрасного белого мраморного мальчика, упавшего на дно моря, с какого-то погибшего корабля. (Русалочка)

- В одних чулках он тихо-тихо поднимается по лестнице, потом осторожно притворит дверь, неслышно шагнет в комнату и слегка прыснет детям в глаза сладким молоком. (Оле-Лукойе)
задание. Внимательный читатель
- Кто охранял сундук с медью, серебром и золотом в сказке «Огниво» (Собаки)
- Кем на самом деле был человек пасший свиней в сказке «Свинопас» (Принц)
- Гадкий утенок из одноименной сказки превратился в
- павлина
- селезня
- лебедя
- Снежная королева сказала ему: «Если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господин, и я подарю тебе весь свет и пару коньков».
Какое слово должен был сложить Кай? (Вечность).

7. Задание. Кроссворд.
Отгадайте кроссворд. В выделенных клеточках
вы сможете прочитать фамилию известного
сказочника.


2



3

5
6

8

1


4


7


















































































Ответы: Кай; Свинопас; гадкий; Герда; горошина;
Русалочка; лебеди; огниво.

8 задание. Угадай из какой сказки эти иллюстрации.

А сейчас послушайте сказку Андерсена в исполнении Олега Табакова «Девочка со спичками»
Оказывается не для всех детей Новый год счастливый. Когда Андерсен писал эту сказку, то вспоминал собственное детство и детство многих его сверстников.

Вопросы для обсуждения сказки Х.К. Андерсена «Девочка со спичками».

Какие чувства вызвала у вас прослушанная сказка?
(Девочка со спичками – одна из самых грустных сказок Андерсена. Оказывается не для всех детей Новый год счастливый. Когда Андерсен писал эту сказку, то вспоминал собственное детство и детство многих своих сверстников.)

Кто главная героиня этой сказки?
(Маленькая, нищая, голодная девочка)

Что заставило девочку отправиться в канун Нового года в холодную темную пору, босую и с непокрытой головой на улицу? (Она должна была продать спички, выручить за них гроши, но за весь этот день она не продала ни одной спички, и ей не подали ни гроша, а она знала, что за это отец прибьет ее, а дома было также холодно, как и на улице.)

Что решает сделать девочка, спрятавшись в уголке за выступом дома?
(Руки ее совсем закоченели. Ах, если бы их согрел огонек маленькой спички! Если бы только она посмела вытащить спичку, чиркнуть ею о стену и погреть пальцы! Девочка робко вытянула одну спичку и ...чирк!)

Давайте вспомним, что видит маленькая нищенка, пока горит спичка?
(Девочке почудилось, будто она сидит перед большой железной печьюКак славно пылает в ней огонь, каким теплом от него веет! пламя погасло, печка исчезла, а в руке у девочки осталось обгорелая спичка.)

6. Что тогда делает девочка?
(Да, как и положено в сказках, девочка снова чиркает спичкой. Девочка увидела стол, покрытый белоснежной скатертью и уставленный фарфором, на столе стояло блюдо с жареным гусем, начиненным черносливом и яблоками! И всего чудеснее было то, что гусь спрыгнул вдруг со стола и вперевалку заковылял по полу. Он шел прямо к бедной девочке, но спичка погасла, и перед бедняжкой снова встала непроницаемая, холодная, сырая стена.)

Что произошло дальше?
(Да, вы правы, девочка снова зажгла спичку. Теперь она сидела перед роскошной рождественской елкой. Тысячи свечей горели на ее зеленых ветках, а разноцветные картинки смотрели на девочку. Малютка протянула к ним руки, но спичка погасла. Огоньки стали уходить все выше и выше и вскоре превратились в ясные звездочки. Одна из них покатилась по небу, оставив за собой длинный след.)
Сказочное троекратное повторение случилось, но чудеса закончились, как только догорали спички
И все же, чудо произошло. Как Х.К. Андерсен вознаградил девочку за её страдания?
(Девочка снова чиркает спичкой, и “когда все вокруг осветилось, увидела в этом сиянии свою старенькую бабушку, такую тихую и просветленную, такую добрую и ласковую. Бабушка при жизни никогда не была такой красивой, такой величавой. Она взяла девочку на руки, и, озарённые светом и радостью, обе они вознеслись высоко – высоко – туда, где нет ни голода, ни мороза, ни страха, – они вознеслись к Богу”.)

9. Почему именно бабушку видит малютка?
(Старая бабушка одна во всем мире любила ее.)

10. Как автор относится к своей героине?
(Сочувствует несчастной девочке. Описывая её, писатель использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: “замёрзшие пальчики“, “розовые щёчки”, “худенькие ручки”. Портретные характеристики полны жалости и нежности, сердце настоящего художников словно разрывается от боли.)

11. А как вы думаете, почему Андерсен не наделил девочку именем?
(В этом есть особый смысл, ведь такая судьба была уготована многим детям.)

12. Для чего, с какой целью Х.К.Андерсен написал эту сказку? Что он хотел нам сказать?
( Андерсен гуманист, добрый человек. Ему было тяжело наблюдать за жизнью маленьких обездоленных детей. Поэтому, своим небольшим произведением он хотел привлечь внимание к одной проблеме: “Читатель, ты сейчас бегло просматриваешь эти строки, а в то же самое время где-то на улицах Копенгагена или Петербурга замерзает измученное страданиями и холодом дитя”. Он призывает - “Будьте милосердны!” Помогите обездоленным, одиноким детям! Ведь ещё очень много детей нуждается в сострадании и помощи. Он стремился заронить искру любви в сердце каждого человека. Он призывает - открывайте свои сердца людям, которые нуждаются в вашей помощи. Будьте милосердны, добры, сострадательны)

А сейчас я предлагаю вам посмотреть [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], выпущенный в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] году [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по мотивам сказки [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Девочка со спичками». В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] году мультфильм был номинирован на премию «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» среди короткометражных мультфильмов.
Сказки Андерсена прочно вошли в нашу жизнь. Все знают, кого надо называть «принцессой на горошине», кого – «стойкий оловянный солдатик», а кого - «голым королём».
- Эх ты, принцесса на горошине! – снисходительно говорят об изнеженной, избалованной и капризной девочке.
- Настоящий стойкий оловянный солдатик! – называют мужественного и волевого человека.
- А ведь король-то голый! – нередко бросают в адрес человека, который одержим манией величия или выдаёт себя не за того, кто он есть на самом деле.
Итак, мы подошли к концу нашего необыкновенного путешествия по сказкам Х.К. Андерсена. Но это, я надеюсь, не последнее путешествие, оно будет продолжаться всегда, всю вашу жизнь. Обратите внимание на выставку книг «Сказочник всех времён и народов». Сказки Х.К. Андерсена ждут с вами новых встреч.
В школе для учащихся 1-4 классов объявлен конкурс рисунков по творчеству Х.К. Андерсена. Некоторые ребята уже нарисовали рисунки. Их вы сможете увидеть и рассмотреть на выставке «С волшебной кисточкой по сказкам Х.К. Андерсена». Желающие принять участие в этом конкурсе, приносите свои работы на выставку.
(Ребята представляют свои работы с выставки, в оставшееся время).
Итог урока.
В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость – всё как в настоящей жизни. Андерсен был великий сказочник и отлично понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. А жизнь этот необыкновенный человек знал очень хорошо.
Дополнительный материал.
Детская сказочная газета «Жили-были» Раздел: «Сказочная энциклопедия кота Учёного».
Герда – мировая девчонка! Если твоя сестра наябедничает на тебя маме или пожалеет дать свою куклу, скажи её: а Герда ради своего братишки Кая не побоялась сразиться с самой Снежной Королевой! Вот какие бывают сестрёнки.
Горошина – простой, но довольно точный прибор, при помощи которого делают анализ на королевскую кровь. Вызывает у настоящих принцесс такую аллергию, что они её чувствуют даже через 20 тюфяков и 20 перин. Накройте горошину 20 матрасами и ложитесь спать. Если заснёте и не упадёте с этакой высоты, значит вы, возможно, графиня или княгиня, но уж никак не принцесса. Однако не переживайте, сейчас у сказочных принцев вошло в моду женится на бедных и незнатных, но добрых и работящих девушках.
Ведьма – нехорошая тётенька, умеет колдовать, летать на метле, главное дело жизни – устраивать людям всякие гадости. Ну её! Лучше с ней не связываться.
Дюймовочка – очень красивая, но очень маленькая девочка ростом всего в один дюйм – это пять с половиной клеточек в твоей тетрадке. Она родилась в тюльпане и с тех пор так и не выросла. А вот если бы пила молоко, ела манную кашу, принимала витамины














































Вопросы.
1. Как звали мальчика, чьё сердце чуть было не превратилось в лёд?
2. Кто смог смастерить волшебный кувшинчик, который рассказывал, что говорят в каждом доме города?
3. Каким был утёнок, пока не стал лебедем?
4. Как звали девочку, которая в сказке совершает далёкое путешествие?
5. Что помогло принцессе стать женой принца?
6. Кто хотел поменять хвост на ноги?
7. Кто улетел осенью в тёплые страны?
8. Что было нужно старой ведьме в дупле?



Эти старые, старые сказки.
К 210 - летию
Х. К. Андерсена.Белый мрамор15