Урок литературного чтения в 4 классе «Басни. Русские баснописцы»


Урок литературного чтения в 4 классе «Басни. Русские баснописцы»
Цель урока:
Обобщить знания детей о басне и русских баснописцах, учить самостоятельно делать выводы.
Задачи урока
Предметные:
Понимание ключевых проблем произведения, умение анализировать литературное произведение формировать тему, идею, владеть литературоведческой терминологией; формирование собственного отношения произведения; понимание авторской позиции.
МетапредметныеЛичностные УУД:
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные УУД:
-  определять и формулировать цель урока,
-  проговаривать последовательность действий на уроке,
-  учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- пользоваться разными видами чтения
- осуществлять анализ и синтез
- строить рассуждения
Коммуникативные УУД:
- умение воспринимать текст на слух
- умение отвечать на вопросы
- вести диалог, умение подбирать аргументы для подтверждения собственного мнения, умение организовать собственную деятельность.
Тип урока - обобщение.
Форма урока - урок-презентация.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедиа, книги с баснями для выставки, рисунки учащихся, портреты баснописцев.
Организационный моментПрозвенел звонокНачинается урок.
Нам надо многое понять,
Чтоб читателями стать.У нас на уроке присутствуют гости, поприветствуем их.
Повернитесь лицом друг к другу, положите ладони в ладони друг другу и улыбнитесь, пожелайте хорошей дружной работы на весь урок, а теперь посмотрите на меня. Я вам желаю успехов на уроке.
II. Постановка целей и задач урока. Актуализация знаний
У. На протяжении нескольких уроков мы читали произведения, которые объединены одной темой, какой? (Басни. Русские баснописцы.)Мы закончили изучать этот раздел ,сегодня у нас обобщающий урок.
Определим для себя цель
( Повторить литературоведческие понятия, вспомнить русских баснописцев и их басни)
Слайд1У. Что такое басня?
Д. Басня – это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы. Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием. Герои басни вызывают смех, жалость, возмущение.
У. Как возникли басни?
Д.. Басни, как и сказки, возникли в далекие времена. Эти произведения передавались из уст в уста. Первым автором, чьи басни были записаны, был древнегреческий баснописец Эзоп,
Слайд1который жил в VI веке до н.э. Легенда рассказывает, что Эзоп в своих баснях так настойчиво говорил людям об их пороках, что они обиделись и сбросили его со скалы.
У. Кого называют баснописцами?
Д. Баснописцами называют создателей басен.
У. Что осуждают и высмеивают баснописцы?
Д. Они высмеивают глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство, лицемерие. Авторы говорят о своих героях с усмешкой, с легким юмором или иронией.
У. Что такое ирония?
Слайд2Д. Ирония – тонкая, скрытая насмешка.
У. В баснях используется аллегория. Что это такое?
Слайд2Д. Аллегория – это “иносказание”. Так в баснях и сказках хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность – в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – образе Муравья.
У. Всякая басня содержит мораль. Что это такое?
Слайд2Д. Мораль басни – это нравоучение, выраженное в краткой формеIII. Работа по теме. Обобщение.
У. На предыдущих уроках вы познакомились с новыми произведениями русских баснописцев, сейчас проверим, как хорошо знаете их басни.
Слайд3
1.По фразе отгадайте басню, автора.
- Все лето стрекоза в то только и жила,Что пела;А как зима пришла,Так хлеба ничего в запасе не имела. ( Ив.Ив. Хемницер «Стрекоза»)У. Назовите мораль.Какие ещё басни этого автора знаете?
Слайд4- Осенью у муравьёв подмокла пшеница: они её сушили. (Л. Н. Толстого «Стрекоза и муравьи»)
У. Чем отличаются басни Л. Н. Толстого?
Слайд5
- Схватил её, перевернул, и верхняя ступенька
Внизу уж очутилась. (Ал. Еф. Измайлов «Лестница»)У. Назовите мораль.
Какие ещё басни этого автора знаете?
Слайд6- А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит: говорит: «Откуда? – мы пахали!» (Ив. Ив.Дмитриев «Муха»)
У. Какие ещё басни этого автора знаете?
2. Работа в группах
У. Кто великий русский баснописец?
Слайд7- Сейчас мы попадём в  чудесную страну басен Крылова. Здесь мы побываем в роли актеров, писателей, художников, исследователей.
Прежде чем туда войти, вспомним правила работы в группах:
-Работай дружно, по плану.
- Умей выслушать другого.
-Уважай мнение других.
- Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения.
Слайд8 У.  Ребята, я  буду показывать вам интересные иллюстрации (сюжеты) к басням И.А. Крылова. Заметьте, среди  иллюстраций есть и ваши работы.
Каждая группа, глядя на иллюстрацию, говорит
- название басни,
- чему учит басня,
- мораль этой басни.
Осёл и соловей (пороки-глупость, мораль-мастерство должны оценивать специалисты, а не любой невежда с улицы)
Квартет (пороки – глупость, бездарность, невежство, самоуверенность, мораль – если нет таланта, то нечего браться за дело)Мартышка и очки (пороки – невежство, глупость, мораль – сам не знает, а говорит)
ФизминуткаУ. Встали. Если вы услышите басню И.А.Крылова, то хлопните один раз над головой.   Если басня принадлежит друим русским баснописцам - присядьте. Условия понятны? Будьте внимательны!
1. Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там.         (Крылов «Лебедь, Щука и Рак»)
2. Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.             (Крылов «Стрекоза и Муравей»)
3. Послушайте меня, я не совру,-
Кукушка говорила птицам,
Чижам, щеглятам и синицам…(Измайлов «Кукушка»)
4.Друг друга братом всяк зовёт,
А братский воз ко дну идёт…(Хемницер «Друзья»)
5.     Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.        (Крылов «Мартышка и Очки»)
У. Молодцы! А кто был самым внимательным, тот скажет строчки, из каких басен  И.А. Крылова сейчас прозвучали.
( «Лебедь, Щука и Рак», «Мартышка и Очки»)
3.Слайд9Внимание «Чёрный ящик»
1. Здесь находится предмет, с которым
«была плутовка такова» басня «Ворона и Лисица Слайд10
Внимание «Чёрный ящик»
1. В нём находится предмет, который героиня одной из басен «с полдюжины себе достала» Очки
басня «Мартышка и Очки»
Слайд11
4. Творческая работа. Игра в театр. Инсценирование басни Крылова «Стрекоза и муравей»
У. Но прежде чем  послушать наших актёров, хочу, чтобы вы обратили  внимание на выразительность, на логические ударения, на смену голоса и настроения при прочтении ими басни.
-Кого напомнила стрекоза?
- Муравей?
- В чём смысл басни?
- Назовите крылатую фразу?
V. Контроль знаний
У. Ребята, мы с вами повторили с какими баснями русских баснописцев познакомились, с понятиями басня, мораль, аллегория.
Проверим при помощи теста ваши знания.
ТестБасней называется:
А) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;
Б) короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором мораль;
В) короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, реже группу лиц или общественное явление.
2. Вывод в басне называется:
А) поучение; Б) мораль; В) наставление; Г) рассуждение.
3. Определите название приёма, характерного для басни:
А) иносказание; Б) заклинание; В) описание; Г) повторение.
4. Кто известен как первый баснописец?
А) Жан де Лафонтен; Б) Эзоп; В) Крылов; Г) Ломоносов.
Слайд12 Взаимопроверка( проверка по слайду) 1) б, 2) б, 3) а, 4) б.
VII. Итог урока.
Достигли цели.
- Почему басни называют нравоучительными?
Басня учит нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учит нравам.
- Согласитесь ли вы с тем, что басни И.А. Крылова устарели?
- Басни Крылова давно уже называют копилкой народной мудрости. В нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с крылатыми выражениями. Среди нас по-прежнему Ворона, Волк, Свинья, Ягненок и т.д. А если присмотреться к себе, то что-то от некоторых выведенных в баснях Крылова зверей мы откроем и в нас самих. Ведь людей без недостатка не бывает, и сейчас, как в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, смелость – с трусостью, талант – с бездарностью. Не ушли в прошлое и труженик Муравей, ни легкомысленная Стрекоза, ни лицемерный Петух и Кукушка.
Басня актуальна и сегодня.
В нашей библиотеке есть много книг , кого заинтересовали его басни можно продолжить знакомство с ними самостоятельно.
Посмотрите на выставку книг с баснями И.А.Крылова, представленную в классе.
Я надеюсь, что и в вашей памяти надолго останутся слова русских баснописцев, которые помогут вам стать лучше.
Рефлексия
У. Просигнализируйте смайликом ваше настроение, с которым вы уходите с урока.
Слайд13