Конспект урока русского языка на тему: Синтаксическая роль имени существительного (5 класс)


Конспект урока русского языка
для 5-го класса
на тему: «Синтаксическая роль имени существительного»
подготовила: учитель начальных классов
Челябина Юлия Эдуардовна
Тема: «Синтаксическая роль имени существительного»
Цель: обобщение и повторение изученного материала по имени существительному.
Задачи:
1.Систематизировать знания об имени существительном, полученных на уроках русского языка.2.Пвторить сведения об использовании имён существительных в роли обращения; совершенствовать умение создавать тексты – описания по картинке.
3.Воспитывать познавательную активность.
Оборудование:
Ход урока
Орг. Моменты.
Прозвенел сейчас звонок
Начинаем наш урок
Приготовьте все тетрадки
Учебники и письменные принадлежности
Чтобы было все в порядке
Вы уже не малыши
Здравствуйте, ребята, сегодня урок русского языка у вас проведу я. И зовут меня Юлия Эдуардовна. Присаживайтесь!
Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а ваша задача догадаться о чем мы будем говорить на уроке.
Всему название дано –
И зверю, и предмету
Вещей вокруг полным полно,
А безымянных – нету.
И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,-
Означено словами.
У: О какой части речи говорится в стихотворении.
Д: Существительное
У: Ученые установили, что имя существительное – самая многочисленная часть речи по количеству слов. Около 40 % всех слов в русском языке – имена существительные
Шёпотом , робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья
Свет ночной, Ночные тени,
Тени без конца
Ряд волшебный изменений
Милого лица
К нашему уроку я подготовила такие слова ( появл. эпиграф).
Существительное – дирижёр грамматического оркестра
(В. Ветвицкая)
Как вы думаете, какой смысл несёт в себе эта фраза?
- Молодцы
- Теперь давайте выполним небольшое задание и повторим особенности этой части речи.
Задание
Перед вами необычная рыба. Она проглотила маленьких рыбок, названия которых – имена существительные. Определите их род, поставьте данные слова в предложенный падеж, обозначьте окончания. Почему слова левого столбика имеют окончание «е», а правого –«и»?
У: Сегодня на уроке мы с вами говорить о роли имени существительных в предложении. Как определить склонение? Какие существительные относятся к 1-ому , 2- ому и 3- ому скл.
У: Скажите, каким членом предложения может являться имя существительное?
Д: подлежащим, дополнением, сказуемым.
У: По своей сути, как уже было сказано, имя существительное – это актер. Оно играет в своей жизни много масок и много ролей.
И сейчас мы познакомимся с еще одной ролью имени существительного. В предложении существительное может показывать того к кому обращаются.
Но для начала давайте обратимся к учебнику к 804 упражнению. Прочитаем предложение из этого упражнения и найдем обращение. Итак скажите что такое обращение?
Д: обращение слово или словосочетание слов, называющее того. К кому или чему обращаются с речью.
У: Является ли обращение членом предложения?
Д: Нет
У: Как выделяется обращение в предложении?
Д: выделяется запятыми.
У: Обращение может находится в разных частях предложения.
Например:
1- обращение может стоять в начале предложения:
О![ ]Старик! О прежнем позабудь… (Лермонтов)
2- Обращение может стоять в конце предложения:
[ О]
Ты здесь, миленький? (Тренев)
Свинья ты, братец.. (Горький)
3- В середине предложения
[ ,О, ]Не твоя ли, Пушкин, радость окрыляла нас тогда? (Голок)
Какой же вывод мы можем сделать?
Д: обращение – слово или словосочетание, оно может стоять в конце, начале или середине предложения, при этом обособляется запятыми или другими знаками выражающего определенную интонацию
Упр. 804 (устно)
Давайте выполним упр –е 805. Вам нужно глядя на изображение составить небольшое сочинение из 5-7 предложений. Постарайтесь в своей работе использовать обращения.(чтение работ)
Молодцы, у вас хорошо получилось.
Домашнее задание по выбору упр 801 или 802.