Конспект к уроку чтения для 2 класса коррекционной школы 8 вида. Добрый крестьянин (японская сказка).


Еремеева Людмила Владимировна
учитель начальных классов МБСКОУ СКОШ VIII вида
г. Елец, Липецкая обл.
Урок чтения во 2 классе.
Тема урока. Японская сказка «Добрый крестьянин».
Цель: Формирование читательской компетенции младшего школьника.
Задачи.
Образовательные:
- познакомить обучающихся с новой сказкой «Добрый крестьянин»;
- познакомить обучающихся с понятием «Японская сказка»;
- формировать умение осознанного чтения, техники чтения;
- развивать навык пересказа текста по иллюстрациям и наводящим вопросам учителя;
Развивающие: - развивать слуховое восприятие через словесные инструкции;- развивать устную речь через словарную работу, обогащать словарный запас;
- развивать умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Воспитательные:
- учить слушать учителя и друг друга, воспитывать умение работать в коллективе;
- воспитывать любовь к чтению;
- учить высказывать свои суждения (с помощью учителя), делать выводы (с помощью учителя);
-воспитывать нравственнее качества личности. Коррекционные:
- корректировать память через неоднократное повторение;
- корректировать мышление через анализ и сравнение;
- корректировать эмоционально-волевую сферу через смену видов деятельности.
Оборудование: карточки с заданиями, разрезные картинки, наборное полотно, компьютер, проектор, экран, презентация с заданиями, учебник для специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида. Авт.-сост. С.Ю.Ильина. – СПб.: «Просвещение», 2011.
Ход урока:
Организационный момент.
Цель: организовать, настроить  детей на работу на уроке.
- Хорошо, сели все ровно, спинки выпрямили, ножки поставили ровненько на пол, кто у нас самый стройный?
- Скажите, пожалуйста, какой сейчас урок?
(- Сейчас урок чтения.)
II. Артикуляционная гимнастика.
Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка.
Упражне6ния: «Дудочка», «Лошадка», «Шарики», «Чистим зубы», «Качели».
III. Проверка домашнего задания.
(Разбор сказки «Волк и лошадь)
Цель: проверить выполнение домашнего задания. Развивать навык пересказа текста по иллюстрациям и наводящим вопросам учителя;
IV. Изучение нового материала.
Постановка учебной задачи.
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой сказкой, и будем выполнять интересные задания.
Цель: сообщить тему урока, поставить цель перед обучающимися.
2) Составление картинки из разрезных элементов.
Цель: заинтересовать детей, организовать внимание.
- Изображение какого животного у вас получилось? (лошади)
- Это не случайно, лошадь является одним из персонажей новой сказки.
- Другой персонаж сказки зашифрован на доске. Попробуйте разгадать ребус и назвать героя сказки. Для этого необходимо расставить буквы в соответствии с цифрой, которая под ней написана. (С помощью наборного полотна дети выкладывают слово крестьянин)
Н К Е Т Р С Я И Н Ь
8 1 3 5 2 4 7 9 10 6

3) Выяснение названия сказки.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с народной японской сказкой «Добрый крестьянин».
На экране под названием сказки появляется надпись «Японская сказка» (Слайд 1). 4) Знакомство с новым понятием «Японская сказка»
Цель: познакомить обучающихся с понятием «Японская сказка», расширять словарный запас детей.
- Как вы думаете, кто написал народную японскую сказку? (Затрудняются с ответом).
- Мы с вами знаем, что есть сказки, которые называются народными. Что означает это слово? (Это значит, что данную сказку сочинил не один автор, а целый народ). - Верно, сказку «Добрый крестьянин» тоже сочинил народ, который носит название ЯПОНЦЫ. Японцы - это народ, живущий в Японии, коренное население Японских островов. (Слайд 2).
Учитель демонстрирует изображения мужчин и женщин в национальной японской одежде. (Слайд 3). 5) Чтение сказки учителем.
– Японским народом была написана сказка «Добрый крестьянин». Что можно предположить, прочитав название сказки?
– Какого человека называют добрым?
– Давайте проверим наши предположения. Я прочитаю вам сказку, слушайте внимательно, в конце вы ответите, о ком эта сказка?
«Добрый крестьянин». (Чтение сказки учителем).
- О ком эта сказка? (Эта сказка о крестьянине и его лошади.)
– Подтвердились ли наши предположения? Крестьянин действительно добрый?
(Выслушиваем ответы, но не комментируем.)
5) Работа с трудночитаемыми словами.
Цель: отработать технику чтения трудных слов, объяснить значение новых слов.
- Прежде чем вы начнёте читать сказку, давайте с вами потренируемся читать сложные слова, которые встретятся вам в этой сказке. Ребята, обратите внимание, сначала эти слова написаны по слогам, затем слитно – это означает, что второй раз мы должны прочитать эти слова бегло.
На слайде вынесены трудночитаемые слова. Дети читают слово сначала по слогам, затем целиком, соблюдая ударение, затем бегло и в конце все вместе (Слайд 4).
НА – ВЬЮ – ЧИТЬНА – ВЬЮ – ЧИЛКРЕСТЬ – Я - НИН
6) Чтение текста учениками.
Цель: формировать технику чтения.
- Теперь эту сказку будете читать вы. Чтение сказки хорошо читающими детьми.
Физ. Минутка.
Цель: сохранение оздоровительного режима урока.
- Давайте с вами немного отдохнём.
 Раз, два, три, четыре, пять,
Мы умеем отдыхать.
Приподнялись, чуть присели
И соседа не задели.
А теперь придется встать,
Тихо сесть, начать писать (Читать).
 Раз, два, три, четыре, пять,
Мы умеем отдыхать.
Приподнялись, чуть присели
И соседа не задели.
А теперь придется встать,
Тихо сесть, начать писать (Читать).
 Раз, два, три, четыре, пять,
Мы умеем отдыхать.
Приподнялись, чуть присели
И соседа не задели.
А теперь придется встать,
Тихо сесть, начать писать (Читать).
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы умеем отдыхать.
Приподнялись, чуть присели
И соседа не задели.
А теперь придется встать,
Тихо сесть, начать читать
- Молодцы. Очень хорошо выполняли упражнения.
- Садитесь. Продолжаем работать.
- Будем читать.
(- «Добрый крестьянин». Один крестьянин оседлал лошадь и поехал в город. В городе он купил десять мешков риса.).- Спасибо, достаточно. Куда отправился крестьянин?
(Крестьянин отправился в город)
- Ребята, как вы понимаете слово «оседлал»?
(Это значит сел верхом на лошадь. Расшифровка слова «оседлал» представлена на слайде презентации (Слайд 5). - Что купил крестьянин в городе? (крестьянин купил рис) (Слайд 6). - Посмотрите на экран. Подходит данная иллюстрация к отрывку, которую вы прочли? (дети соглашаются). – Прочитайте ещё раз эту часть, а мы проверим, верно, ли ваше предположение. - Сколько мешков риса купил крестьянин? (10 мешков)
- А вы знаете, что такое рис?
(дети затрудняются с ответом.)
- Рис – это крупяная культура, культурное растение. (Слайд 7).
(Демонстрация на слайде, как выращивают рис.) - Продолжаем читать дальше.
( - Больше семи мешков лошадь не поднимет, - сказал продавец риса, оставь три мешка, приедешь за ними завтра). (Слайд 8).
- Что посоветовал продавец риса крестьянину?
(Больше семи мешков лошадь не поднимет, оставь три мешка, приедешь за ними завтра.)
- Прочитайте ещё раз эту часть.
- Как вы считаете, почему продавец предложил оставить до завтра 3 мешка риса? (ему стало жаль лошадь) (Слайд 9).
- Продолжаем читать.
(- У меня лошадь старая, - ответил крестьянин, - ей и семи мешков будет много. Я нагружу на неё пять, а остальные потащу сам)- Сможет ли лошадь поднять семь мешков? Почему? (Нет, не сможет, потому что лошадь старая).
Как решил поступить крестьянин? (нагрузить 5 мешков на лошадь, а 5 мешков на себя. (Слайд 10). - Прочитайте ещё раз эту часть.
- Как вы считаете. Почему крестьянин решил нагрузить на себя 5 мешков? (варианты детей) .- Продолжайте читать дальше.
(- Так он и сделал: пять мешков навьючил на лошадь, а пять взвалил себе на спину.)
- Достаточно. Что значит навьючил? ( Взвалил мешки на лошадь. Расшифровка слова «навьючил» представлена на слайде презентации (Слайд 11). –Читаем дальше. – (Потом сел на лошадь верхом и поехал. Лошадь сделала несколько шагов и встала. Ноги у неё так и подгибались.) - Скажите, как поступил крестьянин? (сел верхом на лошадь.) - Смогла ли лошадь идти? (Лошадь сделала несколько шагов и встала.) (Слайд12). - Прочитайте ещё раз этот отрывок. Докажите словами из текста, что лошади было тяжело нести мешки и крестьянина. (Ноги у неё так и подгибались.) - Продолжаем читать. – (- Ах ты лентяйка! – сердито закричал крестьянин. – Другие кладут на лошадей по 7 мешков, а я тебя жалею – пять мешков на себе везу. Что же ты упрямишься?) – Почему же лошадь не смогла дойти до деревни? (Ей пришлось везти не только все 10 мешков с рисом, но ещё и самого крестьянина.)
- Прочитает последнюю часть ещё раз.
– Что же высмеивает эта сказка? (Глупость, недогадливость.) - Соответствует название сказки её содержанию? Можно ли назвать крестьянина добрым? Ведь он жалеет свою лошадь... (Нет. Он жалеет старую лошадь, а на самом деле только хуже ей делает...) (Слайд 13).
10) Пересказ сказки.
Цель: развивать навык пересказа текста по иллюстрациям и наводящим вопросам учителя; - Ребята, сейчас мы с вами попробуем пересказать эту сказку. На экране нам в помощь представлены иллюстрации. Рассмотрите ещё раз внимательно иллюстрации, подготовьтесь к пересказу сказки.
- Кто хочет попробовать пересказать?
(Учащиеся пересказывают сюжет сказки, пользуясь опорными вопросами и иллюстрациями) (Слайд 14).
IV. Организация окончания урока: 1) Подведение итогов.
Цель: учить высказывать свои суждения (с помощью учителя), делать выводы (с помощью учителя).
- Вы все молодцы, ребята, урок подходит к концу, и я хотела бы узнать: – Можно ли крестьянина назвать положительным героем? (Пожалуй, нет.)
– На чьей стороне составитель сказки? Почему?
– О каких человеческих качествах эта сказка?
– Что высмеивает сказка?
– Можно ли сказать, что это размышление о людях вообще, а не только о японском крестьянине?
– Хочется ли ещё прочитать другие японские сказки?
2) Оценка деятельности учеников. - Мне очень понравилось как вы сегодня работали, особенно мне понравилась работа …. (Учитель даёт оценку работы особо отличившимся, хвалит каждого, проговаривая, что у него лучше получилось).