Конспект урока литературное чтение Анализ стихотворения А.С. Пушкина Зима!…Крестьянин, торжествуя…


МОУ «Сельцовская средняя общеобразовательная школа»
Волосовский район
Ленинградская область
Конспект урока
литературное чтение
2 класс
Анализ стихотворения А.С. Пушкина
«Зима!... Крестьянин, торжествуя…»
(УМК «Школа России»)
Подготовила:
учитель начальных классов
Тихонова Ольга Александровна
(первая квалификационная категория,стаж работы: 25лет)
п. Сельцо

2015 год
Цель урока:
создать образовательное пространство для знакомства и понимания учащимися стихотворения А. Пушкина о зиме.
Задачи урока:
обогащать и расширять  словарный запас учащихся;
формировать способность содержательно выражать собственные мысли и чувства, чувствовать настроение поэта;
развивать речь, мышление, воображение;
прививать любовь к поэзии, природе.
Планируемые результаты:
учащиеся должны научиться и уметь выразительно читать стихотворное произведение, понимая и передавая интонационный рисунок;
рисовать в воображении картины зимней природы, основываясь на лексическом богатстве родного языка;
развивать способность восприятия различных видов искусства (живопись, музыка)
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, портрет А.С. Пушкина, выставка картин художников о зиме, магнитофон с записью классической музыки, словарик настроений.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организацион-
ный момент. Прозвенел звонок весёлый.
Начинается урок.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать. Настраиваются на учебную деятельность.
2. Речевая разминка. Прочитайте стихотворение: медленно.
Белые шапки
На белых берёзах.
Белый зайчишка
На белом снегу.
Белый узор
На ветвях от мороза.
По белому лесу
На лыжах бегу.
-Как бы вы озаглавили?
-Какие слова помогли вам представить зиму?
Восприятие стихотворной речи.
Текст
стихотворения выдан каждому ученику.
Отвечают на вопросы учителя
(зима)
(белый зайчишка, белый узор…)
Актуализация знаний.
Постановка
целей урока.
Работа по теме урока.
подготовка к восприятию текста
первичное чтение учителем
проверка восприятия - Кто из вас любит это время года?
-Чем интересно это время года?
-Хотя на дворе ещё середина осени, но авторы нашего учебника предлагают нам сегодня представить в своём воображении зиму. А сделать мы это сможем на уроке литературного чтения с помощью поэзии. Это время года, как известно, многих поэтов и художников вдохновляло на творчество.
На этом уроке мы ещё раз погрузимся в поэтический мир произведений А.С. Пушкина.
Познакомимся со стихотворением русского поэта о зиме, выясним лексическое значение незнакомых слов, поучимся выразительно его читать, передавая настроение автора.
Звучит музыка (Времена года. Зима), учитель читает стихотворение наизусть на фоне музыки.Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки Жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
… в конце прочтения – пауза и дети слушают дальше музыкальное произведение.
-Какие картины вы представили?
-Что особенно запомнилось?
(Несколько учеников поднимают руку)
(можно покататься на коньках, на лыжах, поиграть в хоккей, слепить снеговика)
Настраиваются на восприятие учебной задачи урока.

Учатся слушать, воспринимать на слух выразительное чтение.
(Как мальчик посадил в санки собачку, мама смотрит на него в окно и ругает, все радуются зиме, лошадка едет)
словарная работа - Лексическое значение каких слов вы не знаете?
дровни
кибитка
кушак
облучок
бразды
-Кто знает, что такое дровни? Вдумайтесь в это слово. Что оно вам напоминает по звучанию?
Дровни – это сани, на которых возили дрова. Дровни были низкие, широкие, без стенок (бортов), чтобы было удобно наваливать дрова или другой груз и потом снимать его.
-Как вы понимаете смысл слова кибитка?
Кибитка – телега (для лета) и сани (для зимы) с верхом, крытая повозка. Произошло это слово от родственного старинного слова кибить, означавшего дугу – выгнутое на пару дерево для изготовления лука: на кибить натягивали тетиву. У кибитки крыша полукруглая, на дугах. Кибитка защищала путников от мороза, холодного ветра.
Облучок – место на повозке, телеге, где сидит кучер.
Кушак - пояс или опояска, широкая тесьма, либо полотнище ткани, иногда с бархатом по концам, для обвязки человека в перехвате, по верхней одежде.
Красный кушак был признаком щегольства, кроме того, его цвет легко был узнаваем издали.
Тулуп - длинная шуба из овчины, скроенная как халат, обнимающая все тело, как правило, была подпоясана кушаком - поясом, сшитым, как правило, из широкой тесьмы либо полотнища ткани, иногда с бархатом по концам, кушак обвязывал человека по талии и использовался с верхней одеждой
с большим воротником.
Бразды - колеи, борозды, следы от полозьев на снегу.
Работают с толковым словарём В.И. Даля
(дровни кибитка
кушак
облучок
бразды)
Откопировано на каждого ученика, вклеено в тетрадь.
Ответы детей
(дрова)
(телега)
(место, где сидят)
(пояс, ремень)
(пояс)
(шуба)
(канавка)
4.Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
Сосредоточьте взгляд на отдалённом предмете, затем переведите его на кончик носа. Повторите 4-5 раз. Формируют здоровый образ жизни.
5. Чтение и анализ стихотворения.
выразительное чтение стихотворения учащимися.
7. Рефлексия учебной деятельности.
8. Домашнее задание. - Все незнакомые слова понятны. Но у вдумчивого читателя всегда возникают вопросы. Мы с вами сегодня и постараемся на них ответить.
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки Жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
-Подумайте, сколько картин нарисовал поэт?
.
- Кто главный участник действия в первой картине?
- Почему крестьянин торжествует?
- Как вы узнали о том, что пришла зима, что крестьянин радуется именно зиме?
- Можно ли по тексту стихотворения определить, когда выпал снег: давно или накануне?
-Приход зимы действительно сильно обрадовал крестьянина, так как наконец-то после длительной ненастной осени пришла долгожданная зима. Выпал глубокий снег, и установился санный путь.
-Как вы понимаете выражение «обновляет путь»?
-Как вы думаете, куда может направляться крестьянин?
-А может он уже едет из леса
-Как вы понимаете выражение «плетётся рысью как- нибудь»?
-Почему идет медленно?

-Что доказывает, что ей трудно идти по только, что выпавшему снегу? Докажите строками из стихотворения.
-Назовите действующее лицо второй картины.
-Как вы понимаете выражение «летит кибитка»?
-Как вы думаете, почему она всё же летит?
-Как автор показал, что кибитка движется очень быстро?

-Кто, по вашему мнению, главный герой третьей картины?
-Кто знает, кого в те времена называли дворовыми?
Вдумайтесь в это слово. Что оно вам напоминает по звучанию?
-Не все крестьяне жили в деревнях и занимались полевыми и другими работами. Некоторые из них не пахали землю, не растили и не убирали хлеб, а прислуживали в барском доме, работали на господском дворе.
Дворовый мальчик - маленький слуга в барском доме.
-Чем занят дворовый мальчик?
- Каким вы его представляете?
Дворовый мальчик не занят и может поиграть. Он радуется первому снегу этой зимой, возится с черной собакой и санками, и хотя ему холодно, но он не обращает на это внимание.
-Обратите внимание на слово «Жучку».
В те времена Жучкой называли всех черных собак. Жучка - это не имя собственное, не кличка, а название беспородной крестьянской собаки, поэтому у Пушкина это слово с маленькой буквы.
Как вы считаете, будет ли мать ругать его за первые зимние проказы?
Почему?
Все герои этого стихотворения охвачены радостью прихода зимы. А сам Пушкин как относится к зиме?
Своё отношение он передал одним предложением «Зима!...»Вы сегодня на уроке слышали выразительное чтение стихотворения мной, его читал актер, а теперь каждый из вас пусть подготовит свое выразительное чтение этого стихотворения
-Понравилось ли вам, как читали стихотворение девочки?
-Скажите, пожалуйста, что для нас было «тайной» в начале урока?
- Какие открытия вы сделали для себя, что нового узнали?
Оцените свои знания, используя карточки ! – всё понятно, ?- если остались какие-то вопросы, …- если хотите ещё что-то узнать.
Мы сегодня с вами учились мыслить, вдумчивое чтение позволило нашему воображению представить картины, нарисованные Пушкиным, и понять великолепные пушкинские строки.
Молодцы!!!
Выучить наизусть стихотворение А.С. Пушкина (стр.89).
Проиллюстрировать эпизод, который понравился больше всего.
Учатся выразительному чтению через восприятие актёрского чтения.
Учатся работать со стихотворным текстом.
Ведут диалог с учителем, отвечая на поставленные вопросы по содержанию.
(Три)
(Крестьянин).
(Радуется приходу зимы).
Доказывают собственное мнение, опираясь на текст.
(Первое предложение, которое произносится с восклицанием).
(Накануне).
Формируют эстетическое отношение к искусству слова.
(Выехал на санях в первый раз, по снегу еще никто не ездил, он оставил следы после себя).
(Возможно, что он направляется в лес, за дровами).
(Нет, т.к. крестьянская лошадка обновляет путь, то есть бежит по первому снегу, прокладывая бороздки-колеи).
(Идёт медленно, не спеша, еле-еле, устало, с трудом передвигая ноги).
(Ей трудно идти по только что выпавшему снегу, проделывать себе путь).
(Бразды пушистые взрывая).
(Ямщик, который управляет кибиткой)
(Она быстро едет).
( Ямщик рад приходу зимы).
(Называет её удалой, так как она быстро едет по выпавшему снегу).
(Дворовый мальчик)
(Двор)
(Бегает по первому снегу, играет с собакой, радуется)
(Невысокого роста, с розовыми щеками, с радостными глазами, одет в шубу, на ногах валенки)
Расширяют кругозор
(Нет)
(Она любуется, как её сын играет с собакой. Для нее снег - это отдых от работ. И она, и ребёнок рады наступившей зиме).Проблемная ситуация
(Я думаю, что поэт рад приходу зимы)
Дети читают стихотворение (Кононова Д., Леонтьева А.)
(Да, очень понравилось)
Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя
( Не знали значение слов, впервые познакомились с этим стихотворением)
(Узнали значение непонятных нам слов, пополнили свой словарный запас. Очень понравилось чтение стихотворения актёром, учителем и ребятами из класса. Учились сами выразительно читать стихотворение. Нам захотелось, чтобы поскорее выпал снег, и пришла зима)Оценивают свои достижения
Переносят полученные знания в продуктивную творческую деятельность.

Интернет ресурсы:
http://bez-maski.ucoz.ru/_ph/54/381767074.jpghttp://imgfotki.yandex.ru/get/4113/veraphilipson.6/0_21a01_beb523de_XLhttp://www.deita.ru/files/Image/zabavy/dedko.jpghttp://kostum-decor.ucoz.ru/_ph/1/2/462700704.jpghttp://stat17.privet.ru/lr/0917a6e2cd68f2cce5476494ab17a035Самоанализ урока.
Данный урок проведен во 2 классе по учебнику «Литературное чтение» 1 часть, авторы - Климанова Л.Ф .,Горецкий В.Г., Голованова М.В., по программе «Школа России».Это 3 урок в разделе «Русские писатели».
Содержание урока соответствует целям и задачам, а также возрастным особенностям младших школьников.
Диагностика показала, что данному классу доступен урок – исследование (обучение анализу стихотворного текста). Выбранная форма урока способствовала поддержанию внимания детей в течение всего урока организации активной мыслительной деятельности, создавала положительный эмоциональный фон( в интеграции с музыкой и живописью),создавала ситуации успеха, а осознание своих успехов способствовало раскрытию психологических возможностей детей.
Почему урок – исследование? Во-первых , при знакомстве с литературой 18-19 в.в. дети часто встречаются с разнообразными устаревшими словами и их формами. Как правило, эти явления затрудняют понимание учащихся художественного произведения. Очень важно ,чтобы дети сами находили устаревшие слова и объясняли их по мере понимания, учились работать со словарями, учить использовать другие источники информации. Во-вторых, классические лирические произведения не вызывают у детей особого интереса, а при анализе таких произведений учащиеся испытывают затруднения. А все потому ,что многие читают стихи быстро ,не задумываясь над смыслом ,над образами, которые создал поэт, над пейзажами, созданными не красками ,а словами. Данный урок способствовал вдумчивому чтению ,при котором возникают вопросы, требующие ответа. На уроке была проведена работа над выразительностью чтения (использовано актёрское прочтение, собственное, лучшее чтение детьми). Урок направлен на развитие и формирование УУД; соответствующие требованиям ФГОС: формирование способности содержательно выражать собственные мысли, развивать речь, мышление, воображение, расширять и обогащать словарный запас учащихся, прививать любовь к поэзии, природе, осуществлять метапредметные связи. Содержание урока способствовало развитию личных учащихся; создание ситуаций успеха, развитие коммуникативных умений, рефлексии. Большое внимание уделено чтению текста: прослушивание на фоне музыки ( интеграция музыки и поэзии), речевая разминка, повторное чтение про себя для полного осознания. Проблемные ситуации способствовали развитию умения рассуждать, высказываться ,осмысливать услышанное и прочитанное.
При подготовке к уроку учитель использовал для презентации репродукции картин русских художников: Шишкин И.И. Зима, Саврасов А.К. Зимний пейзаж, Левитан И.И. Лес, Дубовской Н.Н. Морозное утро, диск «Музыкальная коллекция»
Поставленные задачи урока были выполнены в полном объёме. Дети активно работали на уроке, отвечали на поставленные вопросы;
работали со словарями;
работали над выразительностью чтения, учились художественному восприятию текста;
учились анализировать лирические произведения. Свои достижения учащиеся оценили самостоятельно, использовав карточки ( ! – всё понял, ? – остались вопросы, … - хочется ещё что- нибудь узнать).
Работа учащихся была оценена учителем, проведена рефлексия учебной деятельности.