Урок анализа художественного текста в 5 классе «Стихи русских поэтов 19 века о Родине и природе». ВОЛШЕБНИЦА ВЕСНА. (мастерская слова)


Мастер-класс. Урок анализа художественного текста в 5 классе
«Стихи русских поэтов 19 века о Родине и природе».
ВОЛШЕБНИЦА ВЕСНА.
(мастерская слова)
Тип урока: Урок-обобщение.
Вид урока: Интегрированный (литература, музыка, компьютерные технологии).
Цели урока:
1) Образовательные:
1. обобщение материала по данной теме;
2. формирование умений и навыков применения образно – выразительных средств языка (олицетворений, эпитетов) в устной и письменной речи;
3. реализация творческих заданий с применением выразительных средств языка;
2) Воспитательные:
1. развитие культуры речи;
2. развитие умений работать в группах, парах;
3. развития умения слышать и чувствовать собеседника;
4. воспитание эстетического вкуса.
3) Развивающая:
развитие образного мышления, способности реализовывать свои чувства, настроения, ассоциации через систему творческих заданий.
Подготовка урока, оборудование:
Ход урока:
I. На доске — стихотворение Владимира Соколова.
Как я хочу, чтоб строчки эти
Забыли, что они слова,
А стали: небо, крыши, ветер,
Сырых бульваров дерева!
Чтоб из распахнутой страницы,
Как из раскрытого окна,
Раздался свет, запели птицы,
Дохнула жизни глубина.
II. Слово учителя
За окном весна – прекрасное время года! Весна дарит нам новые звуки, запахи, краски!
С каждым днём весна всё больше радует нас теплом и светом. Мы чувствуем нежное дыхание этого времени года, пробуждение природы от зимнего сна.
Итак, давайте распахнём окно в весну. Пусть это окно станет символом сегодняшнего урока… Открытое окно…
— Какие ассоциации вызывает это словосочетание? (Новый взгляд, свежий воздух)
— как вы думаете, какие слова с точки зрения средства художественной выразительности входят в эти словосочетания? (эпитеты)
— а какие еще средства выразительности языка вы знаете? (олицетворение, метафора)
(На доске открывается тема: «Волшебница весна» мастерская слова)На тему весны написаны художественные полотна, музыкальные произведения, поэтические строки. Сегодня мы вместе с поэтами, художниками и композиторами будем учиться создавать чудо, чудо словотворчества. Вот поэтому сегодня у нас не просто урок, а мастерская, мастерская слова!
III. Слово учителя
Давайте заглянем в творческую лабораторию художника слова. У любого поэта или писателя есть свои записные книжки. Будут они и у вас.
(Каждому ученику выдаётся планшет.)
Весна в метафорах:
ВЕСНА В МЕТАФОРАХ
Я вижу Я слышу Я чувствую
Работа над произведением начинается с определённого настроения. Приглашаем вас в картинную галерею, где вы сможете увидеть весну в самых разных проявлениях. Выберите ту картину, которая вам больше всего понравилась, и на планшете в графе «Я чувствую» опишите свои эмоции.
(На интерактивной доске ученики просматривают репродукции и определяют картины, которые произвели на них особое впечатление. Это даёт возможность разделить учащихся на группы “по настроению”.)IV. Слово учителя:
Художнику слова важно уметь не только смотреть, но и видеть. Говорят, что один смотрит в лужу и видит лужу, а другой — небо, которое в ней отражается.
Давайте опять посмотрим в окно. Что можно увидеть в нём весной, если “включить” воображение? Запишите на планшете в графе «Я вижу».
V. Работа в группах
Поделитесь своими “видениями” с товарищами и нарисуйте одну общую картину.
(Один человек от группы зачитывает работу.)
— Какие выразительные средства языка вы использовали?
Волшебная метафора позволяет создать образ, который можно не только увидеть, представить, но и услышать. Весна наполнена звуками. А умеете ли слышать вы?
(Звучит музыка.)
VI. Составление синквейна.
Синквейн — белый стих со строго заданной формой.
1 строка — любое существительное
2 строка — два прилагательных — эпитета
3 строка — три глагола движения
4 строка — крылатое выражение, смысловая фраза
5 строка — усиливающее содержание слово (предложение)
Завыванье ветра, скрип наста, гомон мальчишек, играющих в снежки, музыка, под которую снежинки танцуют в хороводе.
А что ещё можно услышать ВЕСНОЙ? Представьте свои ощущения в виде синквейна и запишите их в графу «Я слышу». Обсудите в группах, создайте один, самый яркий.
(Выступления заслушиваются.)
А сейчас мы обратимся к прекрасным стихам, в которых удивительная метафора помогает ощутить красоту окружающего мира, передаёт самые разные чувства и мысли поэта.
(Тютчев Ф.И. Весенние воды, Плещеев А.Н. Весна).
Ребята выписывают метафоры, распределяя их по графам планшета «Я вижу», «Я слышу», «Я чувствую».)- А теперь прочтите, что вы выбрали.
— А теперь выберите одно словосочетание или целое предложение, которое вам больше всего запомнилось, и запишите его в ваш планшет. Пусть это будет названием вашего будущего мини-сочинения (эссе).
(На доске для справки написано определение эссе.Эссе — разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций.)В качестве творческого напутствия хочу вернуться к стихотворению, с которого мы начинали урок .(см. начало урока)
На работу над эссе даётся 15–20 минут, затем написанные тексты своих эссе ребята читают(2-3). Странички отпечатаем и оформим в сборник «Мгновения ВЕСНЫ».
Спасибо за работу!!!